Уровень жизни населения в Липецкой области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Под уровнем жизни чаще всего понимается степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Понятие "уровень жизни" в его современной трактовке является весьма емким, охватывающим все стороны деятельности человека, дает представление о благосостоянии общества в целом и отдельных его членов, в частности. Уровень жизни населения – важнейший критерий оценки эффективности социально-экономической политики государства. Его повышение является основной целью общественного развития социального государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….3
Глава I: Характеристика региона………………………………………………………….4
Глава II: Практическая часть……………………………………………………………….7
Глава III: Вывод……..……………………………………………………………………..16
Используемая литература…………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2012.docx

— 187.77 Кб (Скачать файл)

Для анализа динамики доходов используют понятия номинальных, располагаемых  и реальных располагаемых денежных доходов.

Реальный располагаемый доход — доход домашних хозяйств после уплаты всех налогов.

Данный  график показывает, что реальные располагаемые  доходы в Москве снижаются, в то время  как в Липецкой области, наоборот, растут.

Располагаемые доходы — это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т. е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Другими словами, располагаемый доход- это доход, находящийся в личном распоряжении домохозяйств. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы». Реально располагаемые доходы (РРД) рассчитываются с учетом индекса цен, тарифов и представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.

 

Данный график отражает динамику роста располагаемого дохода в Москве и Липецкой области. Располагаемый доход в Липецкой  области растет интенсивнее, чем  в Москве.

Номинальный доход – сумма денег, поступающая в личное распоряжение получателя.

Номинальный доход можно  рассчитывается по формуле:

Номинальный доход = располагаемый доход × ИПЦ

Номинальный доход в Липецкой области:

2009 г.: Номинальный доход = 29866 × 1,087 = 32464,3

2010 г.: Номинальный доход = 38558 × 1,081 = 41681,1

Номинальный доход в Москве:

2009 г.: Номинальный доход  = 43099 × 1,098 = 47322,7

2010 г.: Номинальный доход  = 43876 × 1,091 = 47868,7

Данный график показывает, что номинальный доход Москвы и Липецкой области растет. Однако динамика увеличения номинального дохода Москвы незначительна в отличие  от Липецкой  области.

Потребительские расходы домашних хозяйств – включают затраты на приобретение потребительских товаров и услуг, независимо от того, предназначены они для потребления в рамках домохозяйства или вне его:

  • продукты питания;
  • алкогольные напитки;
  • непродовольственные товары для личного потребления;
  • топливо;
  • личные услуги (оплата жилищно-коммунальных услуг, расходы на пошив и ремонт одежды, обуви, электроприборов, плата за обучение, медицинские услуги и др.).

Потребительские расходы  не включают: покупку ювелирных изделий, оплату строительства и капитального ремонта жилья.

Данный график иллюстрирует изменение величины потребительских  расходов в Москве и Липецкой  области: потребительские расходы  растут и в Москве, и в Липецкой  области, динамика роста почти одинакова.

Объем бытовых услуг

 

Данный график показывает изменение объема бытовых услуг  населению в Москве и Липецкой области. В Москве предлагаемый объем  услуг растет, в Липецкой области, наоборот, снижается.

Объём платных услуг


 

 

 

Данный график показывает, как изменяется объем платных услуг населения в Москве и Липецкой области. Предлагаемый объем вырос за период с 2009 г. по 2010 г. как в Москве, так и в Липецкой области.

Поступление налогов и сборов в бюджетную  систему

Налоги - обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты.

Данный график иллюстрирует динамику налоговых поступлений в бюджетную систему Москвы и Липецкой области. Налоговые поступления Москвы в разы выше налоговых поступлений Липецкой области.

Сбережения  населения - накапливаемая часть денежных доходов населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем. Сбережения используются для покупки ценных бумаг и других финансовых инструментов, или размещаются в виде банковских вкладов. Различают личные и принудительные сбережения.

Данный график отражает динамику роста сбережений в Москве и Липецкой области. Сбережения в Москве увеличиваются  быстрее, чем в Липецкой  области.

Валовой региональный продукт (ВРП) — показатель, измеряющий валовую добавленную стоимость, исчисляемый путем исключения из суммарной валовой продукции объемов ее промежуточного потребления. На национальном уровне ВРП соответствует валовому национальному продукту, который является одним из базовых показателей системы национальных счетов.

Данный график иллюстрирует увеличение ВРП  в Москве и в  Липецкой области, в Москве ВРП увеличивается быстрее, чем Липецкой области.

Методы  расчета ВРП:

Валовой региональный продукт на стадии производства, рассчитанный производственным методом, представляет сумму валовой добавленной стоимости, созданной всеми институциональными единицами-резидентами на экономической территории региона (без учёта чистых налогов на продукты).

Рассчитывается  на уровне отраслей и секторов производственным методом как разница между  выпуском товаров и услуг и  промежуточным потреблением, образованным из стоимости товаров и услуг, которые трансформируются или полностью  потребляются в процессе производства. Термин «валовая» указывает на то, что показатель определен до вычета потребления основного капитала.

Валовой региональный продукт рассчитывается в текущих основных и рыночных ценах (номинальный объем валового регионального продукта), а также в сопоставимых ценах (реальный объем валового регионального продукта).

Индекс  потребительских цен (ИПЦ) – индекс на товары и услуги, потребляемые в домашних хозяйствах.

Индекс потребительских  цен рассчитывается по формуле:

ИПЦ = × 100%

Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий. В потребительскую корзину входят также необходимый набор непродовольственных товаров, услуг, необходимых платежей. Таким образом, в потребительскую корзину входят продукты, товары и услуги, необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина разрабатывается для трех основных социально-демографических групп населения -  трудоспособное население, пенсионеры, дети, как в целом по России, так и по субъектам федерации. При определении потребительской корзины должны учитываться природно-климатический условия, национальные традиции и местные особенности потребления соответствующих субъектов.

ИПЦ в  Липецкой области:

2009 г.: ИПЦ = × 100% = 108,7 (%)

2010 г.: ИПЦ = × 100% = 108,1(%)

ИПЦ в  Москве:

2009 г.: ИПЦ = × 100% = 109,8 (%)

2010 г.: ИПЦ = × 100% = 109,1 (%)

Данный график иллюстрирует изменение ИПЦ в Москве и Липецкой области за 2009 – 2010 гг.: ИПЦ  снижается  как в Москве, так и в Липецкой области, однако динамика снижения  ИПЦ Липецкой области ниже, чем  Москвы.

Уровень безработицы — количественный показатель, позволяющий сравнить безработицу для разной численности населения (для разных стран или для разных периодов одной и той же страны).

Уровень безработицы рассчитывается как отношение числа безработных  к общему числу занятых в хозяйстве  или к численности интересующей группы населения, чаще всего выражается в процентах:

u = × 100%

Уровень безработицы в  Липецкой области:

2009 г.: u = × 100% = 1,2 (%)

2010 г.: u = × 100% = 0,5(%)

Уровень безработицы в  Москве:

2009 г.: u = × 100% = 2,5 (%)

2010 г.: u = × 100% = 1,03 (%)

Данный график иллюстрирует снижение процента уровня безработицы  в Москве и Липецкой области за 2009 – 2010 гг.: снижение уровня безработицы  в Липецкой области происходит медленнее, чем в Москве.

Индекс  реального дохода характеризует изменение покупательной способности номинального дохода.

Рассчитывается по формуле:

Индекс реального дохода = × 100%

Индекс номинального дохода рассчитывается по формуле:

 

Индекс номинального дохода =

 

Индекс реального дохода в Липецкой  области:

2009г.:

Индекс номинального дохода = = 1,15

Индекс реального дохода = × 100% = 105,7

2010 г.:

Индекс номинального дохода = = 1,28

Индекс реального дохода = × 100% = 118,4

Индекс реального дохода в Москве:

2009 г.:

Индекс номинального дохода = = 0,97

Индекс реального дохода = × 100% = 88,3

2010 г.:

Индекс номинального дохода = = 1,01

Индекс реального дохода = × 100% = 92,6

График иллюстрирует рост индекса реальных доходов в Москве и Липецкой  области.

 

ГЛАВА III

Вывод

Показатели качества уровня жизни населения Липецкой области в 2010 г. характеризовались «средними» и «ниже среднего» значениями. Однако по сравнению с 2009 г. их размеры возросли. Проанализировав ряд показателей, можно отметить, что как доходы населения, так и его расходы увеличились. Рост расходов повышает доход и ведет к росту потребления.

Одним из факторов, характеризующих развитие уровня жизни населения является валовый региональный продукт (ВРП). Объем ВРП в 2010 г. составил 254738,1 что в 1,12 раза выше, чем в 2009 г. Из проделанной работы можно сделать вывод, что изменение в уровне жизни населения Липецкой области характеризуется положительной динамикой роста экономических и социальных показателей. Сохранение низкого жизненного уровня населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет социально-политическую нестабильность.

Рекомендации

Основным направлением повышения  уровня жизни населения, конечно же, является активизация роста показателей работы всех отраслей экономики и реализация программы инвестиционного развития, как каждого района, так и области в целом.

Открытие новых предприятий  в районах или реконструкция  уже существующих, привлечение инвестиций на данную территорию может вызвать увеличение удельного веса занятого населения, повышение среднемесячной заработной платы, прирост населения, снижение количества преступлений, улучшение инфраструктуры районов (увеличение количества клубов, образовательных заведений и, возможно, как следствие, улучшение качества образования и т.д.).

Данное направление является наиболее привлекательным, так как влечет за собой коренное качественное улучшение других показателей, характеризующих уровень жизни населения.

Также обязательным является усовершенствование законодательной  базы и проведение некоторых реформ. Например, реформа жилищно-коммунального хозяйства, от грамотности проведения которой зависит состояние районов, а также программы, связанные с развитием материально-технической базы здравоохранения и образования, предполагающие не просто строительство социальных объектов, но и постоянное и существенное их дополнение и совершенствование. Также предлагается принятие некоторых региональных законов: закона об образовании, о культуре, о здравоохранении, с помощью которых будут решаться целенаправленные задачи обеспечения населения теми или иными услугами в социальной сфере.

Кроме того, возможным представляется проведение мероприятий , направленных на улучшение конкретных показателей:

    • финансирование жилищных программ, используемых для строительства социального жилья;
    • программы, направленные на борьбу с демографическим кризисом и поддержку коренного населения (в том числе на сохранение культурных традиций и обычаев;
    • повышение доступности и качества бесплатной медицины для населения, в том числе привлечение молодых специалистов, использование новых технологий и методик;
    • увеличение заработной платы бюджетникам

Для уменьшения неравенства  в распределении доходов и  преодолении бедности наиболее действенным  средством является государственная  политика перераспределения доходов, которая выступает одной из функций  правительства.

Для борьбы с бедностью  государством могут осуществляется трансфертные платежи, т.е.предприниматься такие меры, как выдача продуктов,предоставления бесплатного проезда, организация благотворительных столовых, специальные службы помощи остро нуждающимся в социальной поддержке и меры, способные облегчить жизнь незащищенным слоям, повышение минимального размера пенсии, заработной платы, предоставление компенсирующих выплат семьям с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%EF%E5%F6%EA%E0%FF_%EE%E1%EB%E0%F1%F2%FC
  2. http://www.protown.ru/russia/obl/articles/7389.html
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%D0%CF_%F0%E5%E3%E8%EE%ED%EE%E2_%D0%EE%F1%F1%E8%E8
  4. http://lipstat.gks.ru/digital/region15/DocLib/usl.htm
  5. http://lipstat.gks.ru/digital/region14/DocLib/vrp.htm
  6. http://www.gks.ru
  7. http://biblionekar.ru/

Информация о работе Уровень жизни населения в Липецкой области