Уровень жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:13, реферат

Описание работы

Цель: изучить понятие уровня жизни и его показатели.
Задачи:
1. ознакомится с понятием и показателями уровня жизни;
2. проанализировать факторов, влияющие на динамику уровня жизни;
3. выявить проблемы и перспективы повышения уровня жизни в России.

Содержание работы

Введение 3
1.Понятие и показатели уровня жизни 4
2.Современный уровень жизни населения 11
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 49.76 Кб (Скачать файл)

Важнейшими составляющими  социального самочувствия являются удовлетворенность человека содержанием  работы и размером оплаты труда. Как показало исследование, большинство работающих россиян (74,5%) удовлетворены содержанием своей работы. При этом полностью качественная сторона работы устраивает 25,3% опрошенных, а 48,6% скорее довольны ею. В то же время, немало и тех, кто содержанием своей нынешней работы не доволен – в целом, по результаты опроса, их оказалось 23,3% (3,2% совершенно недовольны, 20,1% скорее недовольны).

Отношение россиян ко второй стороне их работы – оплате труда  – демонстрирует картину, диаметрально противоположную удовлетворенности  содержанием работы. Большинство  опрошенных (56,6%) не довольны оплатой своего труда, однако нельзя не заметить значительных положительных сдвигов. По сравнению с ситуацией 5-летнй давности существенно – с 25,9% до 18,3% – сократилась доля работников, совсем не удовлетворенных размером оплаты труда.

Со времен перестройки  советское, а затем российское образование  характеризуется изменениями, обозначаемыми  сначала как «реформа», затем, когда  термин приобрел негативное восприятие в сознании масс, как «модернизация». Эти изменения происходят одновременно с глубинными общественными трансформациями, следствием которых стал переход  от относительно гомогенной социальной структуры к значительной социальной стратификации.

Специалисты отмечают, что  современные тенденции экономического развития, сам научно-технологический  характер экономического роста, интеллектуализация основных факторов производства требуют  коренного повышения уровня и  качества образования. По их подсчетам, уже сейчас на долю новых знаний, воплощаемых в современных технологиях  и технике, в квалификации кадров, организации производства и социального  развития, в индустриальных странах  приходится 70-85% прироста ВВП. Само социальное обеспечение работников и их семей  зависит от уровня и качества образования; так, в 1990-е годы ХХ в. в США зарплата ученых выросла почти в 2 раза, имеющих магистерское образование – на четверть, у работников с высшим образованием осталась на прежнем уровне, а со средним – напротив, снизилась почти на 20%.[5] Поэтому вопросы качества образования (не только высшего) и его доступности для основных групп населения становятся едва ли не ключевыми для дальнейшего развития страны, ее конкурентоспособности на мировой арене. Тему модернизации и инновации не будем даже обозначать.

Обучение в обычной  общеобразовательной школе доступно практически каждой из семей, где  есть дети дошкольного и школьного  возраста (90%), 3% респондентов с трудом могут получить общее среднее  образование для своего ребенка (не столько из-за недостатка средств, сколько из-за отсутствия самих учреждений образования – в основном это  жители сел и пгт). Услуги же других образовательных учреждений – дошкольного и дополнительного образования уже не столь доступны, получить их при необходимости могут от 59% до 71% россиян с детьми дошкольного и школьного возраста. И здесь в качестве главных причин недоступности услуги респонденты отмечают не только недостаточность самих учреждений или малое количеством мест в них, но и как высокий уровень оплаты, предъявляемый учреждениями. Прежде всего с такой ситуацией родители сталкиваются, когда хотят отдать ребенка в школу/лицей с более насыщенной программой обучения по отдельным предметам (28% отметили недоступность подобной услуги) и, конечно, при устройстве ребенка в детский сад (для 19% родителей с детьми шансов устройства детей в сад практически нет, еще 18% в затруднении оценить ситуацию).

Однако, добившись желаемого  устройства ребенка в школу, многие из родителей испытывают серьезное  разочарование качеством того образования, которое получает ученик. С одной  стороны, очевидно, что школа так  и не вышла из состояния острого  кризиса, а общество нацелено на получение  его членами максимально качественного  общего среднего образования, с другой стороны, содержание самого образования  и концепции развития общеобразовательной  школы еще требуют своего анализа  и широкого гласного обсуждения. Ведь еще до введения экспериментов, предложенных в этом году Министерством образования и науки, в штыки воспринятых педагогической и научной общественностью, гражданским обществом, о полной удовлетворенности обучением ребенка в школе заявили всего 7% родителей, 47% в какой-то мере удовлетворены качеством школьного обучения, а треть родителей высказали серьезные претензии школе.

За лимитом времени  выступления обратимся только еще  к одному показателю из перечня «индекса счастья», действительно делающим россиянина счастливым или несчастным, – это  квартирный вопрос, испортивший не только москвичей. Жилье, наряду со здоровьем  и обеспеченностью работой, является важнейшим фактором, определяющим стабильное и уверенное самочувствие населения  и укрепляющее "онтологическую безопасность" государства. Зачастую это единственная значимая собственность, которой обладает среднестатистический россиянин. От наличия  и качества жилья во многом зависит  здоровье людей, их семейное благополучие и удовлетворенность жизнью. Оно  всегда было одной из самых острых и злободневных тем советской, а  затем и российской жизни. Однако до сих пор более комфортная квартира или дом, по сути, пока остаются мечтой для миллионов российских семей.

Жилищный вопрос по-прежнему остается самым острым для россиян. На протяжении длительного времени  он вызывает негативные оценки граждан, большая часть которых не удовлетворена  своими жилищными условиями. Перспективы  развития этой сферы и возможности  граждан пока не внушают оптимизма.

Руководители Федерального собрания РФ несколько лет назад  при запуске приоритетных национальных проектов выступали с заявлениями  о том, что законодательная база строительства жилья создана, ипотека  станет главным источником финансирования жилья. К 2010 году как минимум треть  граждан страны должны иметь возможность  приобрести квартиру, отвечающую современным  требованиям, за счет своих и заемных средств.[6] Однако намерения, как всегда, не реализованы. Сегодня результаты опроса не подтверждают этих заявлений: на ипотечный кредит рассчитывают всего 8,5% респондентов, а 60% россиян по-прежнему декларируют невозможность приобрести жилье ни при каких условиях.

Половина опрошенных пребывает  в растерянности относительного возможного источника нахождения средств  на приобретение жилья, что во многом объясняется тем, что имеющиеся  доходы и отсутствие каких-либо перспектив не побуждают людей даже обдумывать решение жилищной проблемы применительно  к себе самим. Это значит, что может  возродиться забытая многими  проблема, когда в стенах одной  квартиры живут несколько поколений  семьи - а ведь еще лет 30 назад  это было нормальным. Бабушки смотрели за внуками и правнуками, пока их родители учились в институтах или  находились на работе, а ночевать отправлялись на кухню. Однако в прежние времена  у них был реальный шанс встать на очередь на улучшение жилищных условий.

Со вступлением в силу нового Жилищного кодекса, в ряды очередников записывают только тех  граждан, кто не в состоянии самостоятельно решить жилищную проблему и способен это доказать. Таких обнаруживается немного.

Наконец, нельзя отказываться от политики поддержки людей, чьи  знания и энергия приносят только пользу - военнослужащих, молодых семей, бюджетников. Россияне готовы поддержать намерения государства относительно преференций молодым семьям, в  т.ч. и в жилищной сфере, а также  оказать помощь в получении жилья  социально незащищенным слоям населения.[8]

Одна из причин того, что  социальные последствия реформ оказываются не совсем адекватны планируемым результатам, состоит в том, что власть при принятии решений, чаще всего пользуется критериями, отличными от тех, которые важны для граждан, населения страны. Можно сколько угодно ориентироваться на соображения политической, экономической, управленческой эффективности и т.д., но если предпринимаемые властью действия входят в противоречие с базовыми интересами населения и снижают уровень его жизни, то социальный конфликт между властью и обществом становится неизбежен.[8]

Сегодня можно уже подвести некоторые итоги первого десятилетия  нового века, опираясь на анализ как  социальных явлений и процессов, лежащих на поверхности и фиксируемых  «невооруженным глазом», так и тех  подспудных течений в обществе, которые  выявляются и фиксируются с помощью  социологических исследований.

На наш взгляд, задача науки сегодня при обсуждении проблематики уровня и качества жизни  населения состоит в том, чтобы  уйти от чрезмерной политизированности при обсуждении вопросов, при этом следует задавать тон этим обсуждениям, а не идти за мнением властей или оппозиции. Одним из основных условий для разработки показателей является их эмпирическая или статистическая проверяемость, для того, чтобы в ходе научных и общественных дебатов звучали факты, а не домыслы или псевдонаучные фантазии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в были рассмотрены такие вопросы, как статистическая оценка уровня жизни населения, социальные нормативы и потребности, основные индикаторы уровня жизни. Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

Важнейшая задача статистики уровня жизни - выявление закономерностей  изменения благосостояния населения. Для этого проводятся исследования, охватывающие как всю страну, так  и ее регионы, социально-демографические  группы населения и различные  типы домашних хозяйств. Это позволит проследить различия в уровне жизни  в зависимости от экономических, национальных, природно-климатических  и других особенностей, а также  от доходов населения. Результаты исследования могут носить либо общий характер, либо частный, связанные, например, с  оценкой потребления населением конкретных благ и обеспеченности его  различными услугами. Повышение уровня жизни - это не только результат экономического роста, но и его условие. В современной  России наиболее актуальными проблемами повышения уровня жизни являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью. Для большей части населения  прогноз уровня жизни населения  на предстоящие десять лет пессимистический. Хотя снижение жизненного уровня населения - неизбежное следствие столь масштабных преобразований, однако глубина падения - процесс регулируемый.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы: Учебное пособие. – Новосибирск.  2000 г. С.224

2. Бобков В., Масловский-Мстиславский П. Динамика уровня жизни населения.Экономист.- 1994.-№6.- с.57.

 3.Лапина Н. Предприниматели в политическом пространстве.//МЭиМО, 1993.-№ 6.-с.43-44.

4. Социально-психологическое самочувствие учителя: время перемен / Отв. ред. Л.Я. Рубина. - Свердловск, 1990. - С.3.

5. Демиденко Э. С. Перспективы образования в меняющемся мире // Социол. исслед. 2005, №2, С.80-82.

6. http://www.rost.ru/projects/habitation/hab1/h11/ah11.shtml

7.http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/262462/ekonomiku_nuzhno_zarazit_virusom_innovacij_anhel_gurria#ixzz1QVlbL0XH 

8. Уровень и качество жизни в России: оценка населения http://www.lawinrussia.ru/node/28290

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Уровень жизни