Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 20:25, реферат
Теория предельной полезности утверждает, что при покупке известного количества единиц товара далеко не всегда происходит эквивалентный (т.е. равноценный) обмен. Более того, довольно часто потребитель оказывается в выигрыше! Этот выигрыш называется «потребительской рентой», или «излишком
Излишек потребителя и кривые безразличия
Теория предельной полезности утверждает, что при покупке известного количества единиц товара далеко не всегда происходит эквивалентный (т.е. равноценный) обмен. Более того, довольно часто потребитель оказывается в выигрыше! Этот выигрыш называется «потребительской рентой», или «излишком» потребителя. Какова же его природа? Дело в том, что покупатель приобретает товар определенного вида в таком количестве, что предельная полезность последней покупаемой единицы, выраженная в денежной форме, равна цене товара. Однако предельная полезность каждой предшествовавшей единицы больше, чем последующей. Получается, что полезность каждой единицы покупки (за исключением последней) больше той цены, которую покупатель за нее платит, и поэтому в целом, производя покупку, он оказывается в выигрыше.
Спрос - это форма выражения потребности. Это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары[1].
Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него. Продажа осуществляется в форме предложения, а купля - в форме реализации спроса.
В курсовой работе
будет изучена теория спроса и
предложения, отметим, что она претерпела
определенные изменения, которые благоприятно
сказались на взаимодействии с другими
теоретическими концепциями стоимости,
ценности и цены. Первоначально предпринимались
попытки обосновать положение, согласно
которому цена предопределяется исключительно
соотношением спроса и предложения.
Однако при таком подходе оставался
открытым вопрос о субстанции цены
при равенстве спроса и предложения.
Кроме того, спрос и предложение,
в свою очередь, зависят от рыночных
цен. Чем выше цены, тем меньше спрос
и больше предложение, чем ниже цены
— тем больше спрос и меньше
предложение. Поэтому на данном уровне
обобщения возникает
В дальнейшем спрос
и предложение стали
Что касается трудовой
теории стоимости, то в ее рамках спрос
и предложение выступают
Структура работы состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе дано общее понятие издержек потребителя. Во второй главе рассмотрели предложение; взаимодействие спроса и предложения, равновесие.
Предметом исследования являются спрос и предложение.
Объектом исследования является потребитель.
Целью курсовой работы является рассмотрение излишек потребителя и производителя, эластичность.
Задачи курсовой работы:
- дать общее понятие излишкам потребителя;
- проанализировать
взаимодействие спроса и
- рассмотреть
эластичность спроса и
1.1 Понятие излишек потребителя
Покупатель приобретает нужное ему количество некоторого товара по определенной цене. Многие уверены, что он произвел «эквивалентный обмен», что получив товар и заплатив деньги, он ничего не выиграл и ничего не проиграл.
Но согласитесь,
что если вы направились в буфет
с намерением купить три булочки
по 2 рубля за штуку, а буфет оказался
закрытым, то вы будете огорчены, несмотря
на то, что у вас сохранились 6
рублей. Следовательно, булочки имеют
для вас большую
Какова природа этого выигрыша?
Как мы уже знаем,
покупатель приобретает товар
Допустим, что при цене булочек больше 4 рублей за штуку вы вовсе отказались бы от покупки, а ровно за 4 рубля купили бы одну штуку. Мы можем считать, что 4 рубля — денежное выражение полезности 1-й штуки; эта же величина — цена спроса при объеме в 1 ед. Вообще, цена спроса для некоторого объема совпадает с предельной полезностью последней покупаемой единицы. Числовые данные для рассматриваемого примера рассмотрим таблицу 1.
Таблица 1
Предельная полезность единиц покупки
|
Выигрыш потребителя при покупке, обусловленный превышением полезности приобретаемых единиц товара над ценой, получил название излишка потребителя.
Рассмотренный
выше пример иллюстрируется рис. 1, дискретному
характеру товара соответствует
ступенчатый вид кривой спроса. Излишек
потребителя характеризуется
Рисунок 1 – Образование излишка потребителя
Если товар является бесконечно делимым, то и в этом случае излишек потребителя может быть представлен площадью фигуры между кривой спроса и линией постоянной цены, равной цене покупки. Чтобы убедиться в этом, разобьем объем покупки на мелкие порции величиной так, чтобы изменение предельной полезности в пределах каждой порции можно было бы считать пренеорежимо малым. Пусть PD(q) — цена спроса при объеме q, равная, как уже отмечалось, предельной полезности последней единицы при данном объеме потребления.
Понятие излишка
потребителя связано с
Излишек потребителя
— весьма полезная характеристика
потребления. В целом прирост
излишка потребителя
Однако приведенное определение величины излишка потребителя не является единственно возможным. Спустя еще полвека после работ А. Маршалла новый подход к его измерению предложил Дж. Хикс.
Рассмотрим карту
безразличия потребителя в
Если бы данного продукта не существовало, весь доход тратился бы на другие продукты, и равновесие потребителя соответствовало бы точке на оси координат, в которой объем Z равен доходу У (рис. 2). В этой же точке оставался бы потребитель и в случае слишком высокой цены данного продукта. При этом уровень его благосостояния соответствует кривой безразличия.
Рисунок 2 – Компенсированное (Y+-Y) и эквивалентное (Y-Y-) изменение дохода
Пусть теперь на рынке устанавливается цена Р0, равновесие потребителя смещается в точку Е с объемом спроса Q0. Этому положению соответствует более «высокая» кривая безразличия и2. Если теперь потребителя лишить возможности пользоваться интересующим нас товаром, то для сохранения его благосостояния следовало бы увеличить его доход до значения У+. Разность У+ - Y называется компенсированным изменением дохода и служит еще одной мерой излишка потребителя. С другой стороны, уровень безразличия, определяемый кривой u1, может быть достигнут при цене Р0 и доходе У_, меньшем первоначального уровня У. Разность У - У — это часть дохода, которой потребитель готов пожертвовать ради возможности покупать товар при цене Р0; она называется эквивалентным изменением дохода и служит третьей мерой излишка потребителя.
Совпадают ли эти три характеристики излишка потребителя? Используемые в наших лекциях методы слишком грубы для того, чтобы дать обоснованный ответ на этот вопрос. Более тонкие математические приемы анализа показывают, что в общем случае все три оценки различаются.
Причина этих различий заключается в следующем. Излишек потребителя — величина, не поддающаяся прямому наблюдению и измерению. Его изменение мы связываем с изменением цены при прочих равных условиях. Но какие именно «прочие условия» мы считаем неизменными?
Но связывая
излишек потребителя с
Из приведенных соображений следует, что расхождения между тремя различными оценками излишка потребителя невелики, если затраты на рассматриваемый товар составляют небольшую часть бюджета потребителя.
Кривые безразличия.
Мы
можем представить
Если
выполнены три предложения, о
которых шла речь выше, то потребитель
может всегда указать, что два
набора равноценны, либо отдать
предпочтение одному из них.
Эта информация может затем
использоваться для
Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктов питания и одежды, мы можем изобразить семейство кривых безразличия, которое назовем картой безразличия. Каждая кривая безразличия показывает набор потребительских товаров и услуг, к которым человек относится одинаково.
Кривые
безразличия не могут
Список литературы
1. Hypeeв P.M. Основы экономической теории: Макроэкономика: Учеб. для вузов. — М.: Высш. шк., 2002.
2. Журнал. Вопросы экономики. 2003. №5. с. 12.
3. Журнал. Эксперт. 2002. №4. С. 15.
4. Иохин В.Я. Экономическая теория. М.: Юрист, 2003.