Условия вступления в Европейский Союз для стран Центральной и Восточной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:03, доклад

Описание работы

На протяжении всей своей истории ЕС развивается по двум направлениям: все более полного объединения национальных хозяйств в единую региональную экономику и территориального расширения зоны интеграции.

Файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 22.15 Кб (Скачать файл)

Условия вступления в Европейский Союз для стран  Центральной и Восточной Европы  

 

 Требования к вступлению в Европейский Союз

На протяжении всей своей истории ЕС развивается  по двум направлениям: все более  полного объединения национальных хозяйств в единую региональную экономику  и территориального расширения зоны интеграции.

Расширение ЕС призвано содействовать его экономическому и политическому развитию. Данный процесс предоставляет следующие  преимущества:

·           повышение роли ЕС в мировой политике;

·           усиление экономического веса ЕС в мировом хозяйстве;

·           расширение пояса демократии, стабильности и процветания на европейском континенте.

Однако данный процесс  имеет как преимущества, так и  недостатки: усиливающееся разделение Европы на большие и малые, бедные и богатые государства, евроцентризм и проамериканизм, осложнение механизма принятия экономических и политических решений.

На сессии Европейского Союза в Эссене (1994г.) была определена стратегия «так называемого предварительного вступления», финансируемого по программе PHARE в виде помощи на сумму около 1 млрд. евро ежегодно для десяти стран-кандидатов. Данная программа сосредотачивается  на двух приоритетах:

·            помощь администрации государства-кандидата в осуществлении обязанностей Евросоюза. Также оказывается помощь национальному и региональному правительству;

·            помощь государству-кандидату, чтобы «поднять» уровень отраслей промышленности и инфраструктуру до уровня стандартов Европейского Союза, мобилизируя необходимое вложение капитала, особенно в те сферы где ЕС особенно требовательно: окружающая среда, транспорт, промышленность, качество продукции, условия работы и др.

Они (каждый по отдельности) представили в 1995 году Белую книгу, где рассматривались их действия для подготовки к вступлению в  единый рынок Европейского Союза. В  июле 1997 года Европейская комиссия опубликовала свое мнение по поводу сложившейся  ситуации, а также необходимые  условия для претендентов. В соответствии с этой публикацией, страны-кандидаты  должны обеспечить:

1. стабильность институтов, обеспечивающих демократию, законность, соблюдение прав человека и национальных меньшинств;

2. наличие функционирующей  рыночной экономики, способной  выдерживать конкуренцию и справляться  с действием рыночных сил в  странах Центральной и Восточной  Европы и в ЕС;

3. готовность и  способность принять на себя  все обязательства, связанные  с членством в ЕС, согласие  с целями создания экономического  и валютного союза;

4. установление  добрососедских отношений с непосредственными  соседями

Кроме того, гарантируя, что расширение ЕС не подорвет экономические  и социальные достижения, во время  переговоров со странами-кандидатами  страны-члены Европейского Союза  настаивали на:

·                 улучшении экономического и сельскохозяйственного сектора;

·                 реформировании судебной системы и борьбе с коррупцией;

·                 принятии законов о безвредности пищевых продуктов;

·                 противостоянии организованной преступности, экономическим и финансовым преступлениям, торговле наркотиками и прочими запрещенными товарами;

·                 поддержании прав меньшинств;

·                 улучшении и защите окружающей среды, в частности в плане организации сбора и удаления отходов и безопасности от атомных электростанций.

Увеличение численного состава еврозоны за счет присоединения  новых стран нередко вызывает серьезные проблемы для ЕС:

1.  неспособность стран-претендентов уложиться в рамки критериев Экономического и Валютного Союза ЕС и перехода к единой валюте – евро;

2.    возникновение в ЕС новых претендентов на получение аграрных и структурных субсидий из бюджета ЕС;

3.   необходимость крупных финансовых затрат на трансформацию внутриэкономических показателей и помощи новым странам-членам ЕС.

Таким образом, расширение Европейского Союза является одним  из главных направлений в его  развитии, имеющее как положительные  стороны, так и отрицательные. Несмотря на тяжелые для исполнения критерии, вступление в Евросоюз новых стран  все же происходит, так как преимуществ  больше, пусть даже часть из них  рассматриваются только в долгосрочной перспективе.

1.2 Требования для  вступления в зону действия  Шенгенского Соглашения и зону действия евро

Вступление в  Европейский Союз означает кроме  всего прочего возможность вхождения  в зону евро. Для того чтобы ввести евро, в государстве должен нормально  функционировать механизм совместного  регулирования колебаний валютных курсов (ERM-II) как минимум два года и при этом не должна происходить  девальвация валюты. Также для  вхождения в зону евро государству-кандидату  необходимо удовлетворять следующим  четырем критериям:

·                 средний уровень годовой инфляции не должен превышать 1,5% от усредненного уровня инфляции трех стран зоны евро с наиболее низкими ее темпами;

·                 среднегодовой уровень долгосрочных процентных ставок не может превышать их уровень в трех странах с наиболее низкими темпами инфляции более чем на 2 процентных пункта;

·   годовой бюджетный дефицит, не превышающий 3% от ВВП (см.: приложение №3), и общий государственный долг, не превышающий 60% от ВВП или который постоянно уменьшается (см.: приложение №4);

·   стабильный валютный курс национальной валюты на валютных рынках. Эта стабильность должна проявляться и длиться на протяжении двух лет.

В целом  процесс введения единой европейской  валюты странами-кандидатами состоит  из трех этапов:

1. Приведение в соответствие национального законодательства с единым законодательством ЕС, создающим юридическую базу для присоединения к Экономическому и валютному союзу (ЭВС), что должно быть сделано в основном до момента вхождения в ЕС. Это касается прежде всего:

·   законодательства о деятельности центральных банков: полная независимость ЦБ (институциональная, персональная и финансовая) в соответствии с Договором о создании и Уставом Европейской системы центральных банков, в том числе запрет какого-либо участия в финансировании государственного сектора; обеспечение стабильности внутренних цен должно стать основной целью ЦБ и др. После вступления в ЕС ЦБ новых стран-членов должны будут внести соответствующие изменения в свои уставы для обеспечения выполнения в будущем функций членов Евросистемы (центральные банки стран зоны евро и ЕЦБ), объединенных задачами проведения единой денежно-кредитной политики;

· законодательства, обеспечивающего либерализацию движения капитала (до вступления в ЕС);

· создания условий  для функционирования устойчивой банковской системы и финансовой стабильности: выполнение директив ЕС в банковской и финансовой сферах (до вступления в ЕС).

2. Одновременно с вхождением в ЕС новые члены вступают и в ЭВС (но не в зону евро) со статусом неполного членства с обязательством последующего введения единой валюты. ЦБ новых стран-членов присоединяются к Европейской системе центральных банков и становятся членами Общего совета ЕЦБ, объединяющего председателей ЦБ всех стран ЕС, в том числе не входящих в зону евро. На данном этапе новые члены ЕС должны будут присоединиться к системе регулирования валютных курсов ERM-II и участвовать в механизме координации и коллективного контроля за проведением национальной экономической политики в соответствии с основными ориентирами в этой области, принимаемыми на «есовском уровне». Новые члены ЕС представят программы экономического сближения, выполнение которых будет подвергаться ежегодному рассмотрению на заседаниях Совета министров экономики и финансов (ЭКОФИН).

3. Полное членство в ЭВС и введение евро. Выполнение на устойчивой основе критериев Маастрихтского договора при условии реализации других требований, прежде всего правового и институционального порядка (по обеспечению проведения единой денежно-кредитной политики), достижения экономического сближения со странами зоны евро, проведения сбалансированной бюджетной политики в соответствии с Пактом стабильности и роста будет служить основанием для коллективного принятия решения о вхождении в зону евро.

Несмотря на достаточно долгий и кропотливый процесс  вхождения в зону евро, практически  все государства пытаются это  сделать, так как введение евро несет  для государства определенные экономические  выгоды. Евро используется не только в  самом ЕС, но и в странах не входящих в него. Поэтому Евросоюз, а следовательно, и все страны входящие в него и имеющие евро как национальную валюту, получают политические и экономические преимущества, располагая сильной международной валютой. В политическом отношении ЕС (а вместе с ним и все входящие в него страны) обретает международный престиж, и его глобальное влияние возрастает. Экономические выгоды включают более низкие транзакционные издержки и процентные ставки и более высокую прибыльность финансовых учреждений, обусловленные возросшей экономической активностью и эффективностью внутренних рынков капитала; возможность финансирования дефицита по счету текущих операций собственной валютой Союза, что устраняет необходимость наращивания резервов в иностранной валюте; и эмиссионный доход благодаря выпуску Европейским Союзом беспроцентных требований к самому себе в обмен на товары и услуги.

Однако превращение  валюты в международную также  влечет за собой риски и ответственность. Хотя важное значение имеет проведение правильной макроэкономической политики для сохранения стабильности цен и обменного курса, Евросоюз становится более уязвимым перед колебаниями потоков капитала, которые могут порождать финансовую и макроэкономическую нестабильность и ограничивать выбор возможных мер политики. В то же время определение денежно-кредитного целевого показателя становится более трудной задачей, так как часть валюты находится за границей, что осложняет проведение денежно-кредитной политики.

На территории Европейского Союза действует также Шенгенское соглашение. Это соглашение, подписанное в 1985 году, позволяет ликвидировать систему контроля границ между странами-подписантами. Оно включает в себя обеспечение координацией контроля внешних границ и сотрудничество с полицией соседних государств.

Каждая новая  страна перед окончательным подписанием  Шенгенского соглашения должна иметь «подготовленными четыре сферы»:

· воздушные границы;

· сотрудничающую полицию;

·  визовый режим;

· защиту личных данных.

Процесс изучения степени готовности вступления страны в зону действия Шенгенского соглашения включает в себя визиты экспертов Европейского Союза в определенные институты и производственные помещения страны-кандидата.

Вступление в  зону действия Шенгенского соглашения, несомненно, имеет значительные преимущества. Во-первых, увеличится туристический поток в страну, что вызовет за собой увеличение масштабов торговли и, как следствие, экономический рост. Во-вторых, открытие границ между государствами-членами ЕС и нововступившими странами означает для вторых полную интеграцию с первыми.

Таким образом, вступление в зону действия евро и Шенгенского соглашения является составной частью Европейского Союза. И несмотря на то, что требования для вступающих тяжелы, все же оно несет очень ощутимые преимущества, в первую очередь в экономическом плане. А это крайне важно для стран Центральной и Восточной Европы.

 


Информация о работе Условия вступления в Европейский Союз для стран Центральной и Восточной Европы