Валютная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 00:03, реферат

Описание работы

Валютный рынок всегда находится на перекрестке противоречивых интересов и трудносовместимых целей различных участников экономической деятельности: государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и т.д. Поэтому несложно обратить внимание на то, что политика ЦБ РФ постоянно критикуется с позиции то одних, то других экономических интересов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Валютная политика отдельных стран…………………………………..4
2 Валютная политика в современной России…………………………...11
Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………….18

Файлы: 1 файл

мса ВОЛОДИНА.docx

— 37.28 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Валютная политика государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила : ст. гр. БАд-51

Володина Е.Г.

Проверила : ст. преподаватель

Кучепатова Л.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск , 2014 г.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1 Валютная политика отдельных стран…………………………………..4

2 Валютная политика в современной России…………………………...11

Заключение………………………………………………………………..17

Список литературы……………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Валютный рынок всегда находится на перекрестке противоречивых интересов и трудносовместимых целей различных участников экономической деятельности: государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и т.д. Поэтому несложно обратить внимание на то, что политика ЦБ РФ постоянно критикуется с позиции то одних, то других экономических интересов. О недостаточной эффективности и неупорядоченности мер государственных органов по управлению валютно-финансовыми отношениями свидетельствует целый ряд негативных процессов. Валютный рынок находится в нестабильном положении, хотя бы потому, что не вышел из фазы формирования, в условиях экономики, носящей переходный характер и находящейся в состоянии глубокого кризиса. В такой ситуации любые существенные события, воплощающие заметные экономические и политические изменения ("черный вторник" 11 октября 1994г. и др.), автоматически приводят к дестабилизации и обесценению российского рубля. В целом к началу 1996г. в России уже разорилось 313 коммерческих банков.

Вследствие данных обстоятельств население страны не питает доверия к финансовому рынку. Из-за общей криминализации экономики, несовершенства законов о рынке ценных бумах и других негативных явлениях россияне не следуют принципам рыночной экономики, и не вкладывают свои сбережения в акции, облигации и другие источники устойчивого дохода, т.е. не стремятся к рублевым формам сбережений, поскольку не верят в свою национальную валюту, предпочитая ей, в основном, доллары США. Но одним указанием на плохое состояние дел в национальном хозяйстве не исчерпываются причины трудностей валютного регулирования в России. Управление движением средств на валютном рынке требует анализа многих аспектов экономической деятельности.

 

Валютная политика отдельных стран

 

Валютная политика латиноамериканских государств. Реформирование внешней и внутренней политики Чили представляет собой смену зачастую полярных парадигм. В процессе осуществления валютной политики можно отметить ту или иную методику использования разных инструментов на том или ином историческом промежутке времени. Так, один из этапов реформы сопровождался изменением ориентиров в экономической политике, поскольку заниженный обменный курс чилийского песо наряду с высокими процентными ставками и либерализацией внешней торговли вызвал массовое банкротство предпринимателей. В такой ситуации правительство Чили использует тактические приемы валютной политики, рассчитанные на краткосрочные периоды, т.е. лишь девальвацию. Понимая необходимость предотвращения новой волны банкротств, оно объектом своего контроля определило и финансовое состояние коммерческих банков. Протекционистский режим в основных экспортопроизводящих отраслях нормализует состояние внешнеторгового платежного баланса.

С точки зрения овладения методами валютной политики, интерес представляют для нас стратегические и тактические подходы политики Бразилии. Практика хозяйствования Бразилии отмечает последовательное осуществление антиинфляционных программ. Ставку на инфляционные методы финансирования правительство вынуждено было сделать из-за нехватки ресурсов. Темпы инфляции в 1970 году выражались двухзначными цифрами, но в 1989 году инфляция вышла из под контроля и уровень ее достиг 1763%. Внешние долги 1980-1990 годов выросли в два с лишним раза, а ежегодный платеж поглощал 33% экспортных доходов страны. В 1986 году в целях преодоления инфляции и упорядочения финансов страны была введена новая денежная единица и установлен твердый ее курс к доллару США. Такое финансовое положение страны требовало сокращения социальных расходов и фиксации различных цен. Следует признать, что это позволило на непродолжительный период времени обуздать темпы инфляции. Кроме вышеназванных факторов, а также и таких, как снижение банковских процентных ставок, вынудило население резко увеличить свой потребительский спрос, что и дало толчок к импульсу роста производства. Валютная реформа упразднила официальный фиксированный курс и политику минидевальвации. В конечном счете была создана конкурентоспособная экономика, позволившая новой Бразилии войти в мир как жизнеспособный субъект международных отношений и получившая название "бразильское чудо".

Валютная политика развитых стран. Признание Вашингтоном в 1971 году запрета на размен долларов на золото окончательно подтвердило его непригодность как мировой валюты. А тем временем мировое хозяйство постепенно переходило к плавающим валютным курсам. Таким образом, второй этап валютной политики на мировой арене противоположную ситуацию обеспечил Японии и Западной Европе, накопившим к тому времени активы торгового, платежного, инвестиционного баланса. Следует признать, что к концу 60-х годов страны Западной Европы из-за нестабильности доллара испытывали неудобства, что заставляло их не раз девальвировать или ревальвировать свою валюту. Этим и объясняется создание экономического и валютного союза (ВС) с собственной европейской валютой (ЭКЮ), которая используется в расчетах между его участниками. Перед ЭКЮ ставится задача превращения ее в реальное, платежное, резервное средство, свободно конвертируемое с основными валютами.

Стабилизация положения Японии позволила ей укрепить независимость цены от внешних факторов и обеспечить себе место как самого крупного международного кредитора. Но с вступлением мирового финансового хозяйства на новый этап (1980-1985 гг.) в определенной мере вновь изменился баланс сил в пользу США. За 5 лет по отношению к корзине десяти основных валют он повысился на 60%. Падение спроса и мировых цен на нефть при росте импорта стран ОПЕК превратило страны в получателей долларовых займов. В этот период США резко увеличивают банковские учетные и процентные ставки, и это сделало кредитный рынок США одним из привлекательных рынков. Соединенные штаты Америки используют и другие рычаги, для чего в целях снижения темпов инфляции неоднократно поднимают учетную ставку центрального банка, которая ведет к повышению процентных ставок коммерческих банков, а в 1984 году отменяют 30%-ный налог на доходы иностранных владельцев американских ценных бумаг.

Все это не могло не сказаться на валюте Западной Европы и Японии. Но высокий курс доллара создавал проблемы и для США, так как ухудшился торговый и платежный баланс. Последнее требовало оживления экономической конъюнктуры страны, для этого мог служить кредит, причем не отягощающий деловую активность производственных и финансовых систем. Федеральная резервная система вынуждена была понижать процентные ставки. Этот период экономического развития мирового хозяйства требовал в усложняющейся схеме политики разных государств определенного компромисса, а иногда и принятия ограничительных мер. Стала наблюдаться тенденция снижения курса доллара.

Валютная политика государств АТР. Финансовый кризис, охвативший страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), безусловно, будет иметь далеко идущие последствий, особенно во внешнеэкономической политике стран, и окажет воздействие на внутреннюю политику государств. Как показала практика, многие субъекты рынка - компании, банки - стали жертвами этой финансовой дестабилизации. Причины финансового кризиса в АТР можно свести к следующему:

  • - высокая доля запредельных инвестиций в недвижимость на территории иностранных государств;
  • - установление тесных связей правительств с отечественными компаниями за рубежом;
  • - наличие субсидирования, часть из которого в завуалированной форме обеспечивает ключевым отраслям промышленности элемент иждивенчества;
  • - неограниченное расширение промышленности, то есть экстенсивного развития и обеспечение роста экономики не за счет роста промышленности, внедрения новых технологий и качественного улучшения менеджмента;
  • - "бегство" капитала на фондовых биржах;
  • - снижение курса национальной валюты;
  • - нерациональное распределение между долгосрочными и краткосрочными кредитами, превышение доли последних.

Обязательным элементом, составляющим стратегию догоняющего роста, как правило, служил низкий курс валюты, который способствовал росту сбережений и наращиванию инвестиционного потенциала. Данная стратегия, использованная "азиатскими тиграми", и поныне продолжает иметь место в ряде этих стран. В частности, официальный курс юаня находится на уровне в пять раз ниже, чем паритет покупательской способности, и на рынке китайские товары продаются по ценам в пять раз ниже американских. Безусловно, накопление валюты позволяло центральным банкам занижать курс собственных валют.

Начавшийся кризис в Юго-Восточной Азии обусловил необходимость проведения девальвации валют - за три месяца на 15-30%. Как показывает практика, в случаях таких валютных кризисов наряду с девальвацией можно использовать и традиционные инструменты: операции с ГКО, нормы резервирования, ставки рефинансирования центрального банка. Однако последствия девальвации значительно шире ~ ведь от ее проведения проблемы будут испытывать все валютные должники. Это последствие целесообразно использовать для нормализации финансового сектора. Однако следует помнить, что, если девальвация будет достаточно масштабной, инвесторы не покинут национальный рынок и, увеличивая доходы, справятся с долговыми обязательствами. Достаточная прочность национального банковского сектора может выдержать "бегство" капитала из страны, если же нет, то следует ограничивать иностранные краткосрочные инвестиции, поскольку снятие контроля за движением капитала сделает страну открытой для широкомасштабных валютных спекуляций.

Финансовый кризис, развившийся в Юго-Восточной Азии, берет свое начало с экономики Таиланда, который финансировал свои капвложения за счет внешнего заимствования. Особенностью экономики этой страны явилась мягкость денежной политики, и объемы денежной массы увеличивались с одновременным увеличением масштабов кредитов. Коммерческие банки страны преимущественно направляли их для инвестирования и осуществления спекулятивных операций на рынках недвижимости и земли. С начала 1997 года международные финансовые организации осуществили ряд крупномасштабных спекулятивных операций с таиландским батом к середине года, и отечественные предприятия усилили давление на обменный курс, поскольку огромные валютные обязательства ставили под угрозу возможность выплаты долгов. При этом попытки правительства затормозить падение бата путем подключения международных резервов не дали существенных результатов. В конечном счете произошло резкое обесценение бата по отношению к доллару. В такой ситуации процесс инвестирования в экономику стал рискованным, а многие инвесторы прекратили кредитование. Аналогичным образом обострилась ситуация на финансовых рынках Южной Кореи и Сингапура, Тайваня, Малайзии и Индонезии. Очередная волна кризисных явлений затронула Гонконг и распространилась на территорию Латинской Америки, Россию, приобрела масштабы глобальной угрозы, поскольку в большинстве стран развивающегося мира происходило снижение обменного курса, росли процентные ставки по долговым обязательствам, наблюдалось падение биржевых индексов. Эта ситуация предопределила в процессе урегулирования необходимое вмешательство МВФ и взятие обязательств по уменьшению дефицита бюджета, ужесточение денежно-кредитной политики, а также урегулирование банковских систем. Финансовая паника на мировом фондовом рынке постепенно продвигалась на рынки Европы, однако реакция правительств многих государств на данную ситуацию была различной и, как показал опыт, чем быстрее правительство принимало ряд мер, тем быстрее шла адаптация к внешнему шоку.

В числе мер по выходу из кризиса большинством стран использовалась политика девальвации валют, способствующая улучшению конкурентных позиций национального промышленного капитала. Как правило, успешнее результаты оказываются у стран, где наблюдается высокая доля внутреннего накопления, имеется в наличии преимущество в трудовых издержках и льготном налоговом режиме. К тому же, если доля внешнего долга 1 колеблется в пределах 10-15% от экспортной выручки, то следует признать, что финансовый кризис не оказал заметного воздействия на финансовое состояние многих развитых стран.

 

Валютная политика СНГ.

Валютная политика постсоциалистических стран. Построение многими странами развивающегося мира новой рыночной модели развития сопровождается определенной спешкой, хаотичностью и бесконтрольностью самого процесса перехода. Причем инфляция, практически проявляющаяся во всех этих странах и достигающая сотни и тысяч процентов, изменила традиционность представления людей о доходности, методах хранения денег, содержательности ссудного процента.

Страны Восточной Европы так же, как и Латинской Америки, цели стабилизации экономики строили в основном на базе обменных курсов. Аналогично по этому пути шли страны Центральной и Восточной Европы, где диапазон обменных режимов был многообразен. Так, в частности, в бывшей Чехословакии использован фиксированный режим, а курс кроны фиксировался к целому набору валют, что обеспечило самый низкий уровень инфляции в регионе. В отличие от этого в Венгрии и Польше использовалась гибкая система валютного курса, однако эти страны вынуждены были периодически регулировать фиксированную систему, тем самым они сумели в определенной мере контролировать обесценение валютного курса.

Говоря о выбранном обменном режиме, можно отметить, что в вышеприведенных трех государствах обменные режимы к началу 1995 года выглядели следующим образом: чешская крона развивалась в условиях фиксированной привязки, преимущественно к немецкой марке, а затем к доллару; венгерский форинт развивался в условиях регулирования привязки на паритетном соотношении к доллару и немецкой марке. Отличием польской злотой было то, что она формировалось в условиях привязки к валютам, соотношение которых по убыванию выглядело так: доллар, фунт стерлинга, швейцарский франк, французский франк. Румынский лей, словенский толар, болгарский лев функционировали в условиях свободного плавающего курса. По праву, Польшу называют лидером среди стран Восточной Европы, поскольку в течение последних лет экономическое положение ее остается стабильным и прирост ВВП достигает 6%.

Информация о работе Валютная политика государства