Валютный контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 11:32, контрольная работа

Описание работы

С переходом России к рыночным отношениям в экономики весьма важными и трудноконтролируемыми вопросами являлись невозврат в РФ валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями, а также бестоварный перевод ими валюты и сделки по фиктивным импортным контрактам. В результате на счетах в иностранных банках скопились огромные валютные средства, принадлежащие отечественным предприятиям и организациям, чем наносится значительный ущерб экономической безопасности государства.
В этой связи потребовалось создание в России всеохватывающей системы валютного контроля за проводимыми отечественными предприятиями и организациями экспортными, импортными и другими внешнеэкономическими операциями.
Цель данной работы – рассмотреть понятие и сущность валютного контроля.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Понятие валютного контроля…………………………………………………….4
Социально-экономическая сущность валютного контроля……………………7
Валютный контроль на современном этапе……………………………………9
Основные проблемы и пути совершенствования
валютного контроля в РФ……………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

МВКО (Валютный контроль).docx

— 65.81 Кб (Скачать файл)

Должностные лица органов и агентов  валютного контроля в пределах компетенции этих органов имеют право: 

  1. проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства; 
  2. приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления упомянутых в настоящей статье документов и информации; 
  3. приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций; 
  4. другие права, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 

В случае нарушения  предприятиями, банковскими и иными  финансовыми учреждениями валютного  законодательства и нормативных  актов Центрального банка РФ резиденты, включая уполномоченные банки, а  также нерезиденты несут ответственность  в виде взыскания в доход государства  всего полученного по недействительным сделкам или взыскания в доход  государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий. 

За нарушение  правил учета и отчетности по валютным сделкам, непредставление органам  валютного контроля документов и  информации резиденты и нерезиденты  могут быть оштрафованы в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или  по которой документация и информация не были представлены в установленном, порядке. 

При повторном  нарушении названных ранее правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов  валютного контроля у резидентов, включая уполномоченные банки, и  у нерезидентов Центральным банком РФ взыскиваются в доход государства  суммы, полученные по недействительным сделкам, а также штрафы в пределах пятикратного размера этих сумм; приостанавливается действие или лишаются лицензий резиденты  и нерезиденты. 

Должностные лица юридических лиц - резидентов, и юридических лиц - нерезидентов, виновные в нарушении валютного  законодательства, несут уголовную, административную и гражданско - правовую ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РФ

В условиях мирового экономического кризиса, затронувшего и Россию, совершенствование государственного контроля за осуществлением валютных операций приобрело особую актуальность.

Валютное  законодательство должно учитывать  новые явления и тенденции  в экономике, вызванные мировым  финансовым кризисом. Поэтому стоит  рассмотреть возможность использования  таких инструментов, как:

  • изменение порядка осуществления валютного контроля за трансграничными переводами валюты РФ между резидентами;
  • создание системы отслеживания и противодействия заключению фиктивных внешнеторговых контрактов, что потребует более четкой и отлаженной системы сбора и анализа информации о валютных операциях, а также принятия ряда мер валютного регулирования;
  • установление дополнительных требований к режиму счетов резидентов в банках, расположенных за пределами России.

В качестве предложения, хотелось бы отметить, что  Банк России должен подготовить соответствующие  изменения своих инструкций.

Органам валютного  контроля необходимо направлять письма в уполномоченные банки с просьбой обращать внимание на соблюдение клиентами  сроков представления форм учета  и отчетности по валютным операциям.

Оптимальным решением вопроса организации валютного  контроля в банке с точки зрения его структуры видится создание подразделения, в котором будут  сосредоточены все операции валютного  контроля, включая предварительный  и последующий валютный контроль, учет валютных операций клиентов, формирование отчетности.

 

Централизация функций валютного контроля в  одном подразделении, в компетенцию  которого целесообразно также включить функции по разработке внутренних инструкций по осуществлению валютного контроля, включая порядок взаимодействия с другими подразделениями банка, позволит обеспечить оперативное проведение операций при соблюдении максимальной защиты интересов банка. Наличие  у такого подразделения сильного руководителя будет только способствовать повышению роли валютного контроля в банке и усилению «значительности» или «престижности» данного подразделения.

Для осуществления  валютного контроля за операциями физических лиц на высоком уровне необходимо:

  • обеспечить высокий уровень квалификации операционных работников в области проведения валютного контроля;
  • проводить мероприятия по повышению квалификации операционных работников и обновлению их знаний в области валютного законодательства;
  • осуществлять последующий контроль проводимых операционным подразделением валютных операций.

Очевидно, что  для решения поставленных задач  будет недостаточным периодическое  направление операционных работников на семинары по валютному контролю, организуемые различными учебными центрами. В данной ситуации прослеживается объективная  необходимость существования в  банке специализированного подразделения, отвечающего за организацию и  методологию валютного контроля, в том числе за валютными операциями физических лиц, с учетом собственной  практики банка.

Банку необходимо так же регулярно информировать  клиентов об изменениях валютного законодательства.

 

 

Для лучшего  понимания и усвоения вопросов валютного  контроля банки должны проводить  обучение своих клиентов, размещать  на сайтах и в доступных для  клиента стендах информацию о  сроках представления документов.

Таким образом, можно сделать вывод, что особую роль при предупреждении нарушений  в валютной сфере играют уполномоченные банки, поскольку они являются агентами валютного контроля и могут оказывать  своим клиентам, осуществляющим внешнеэкономическую  деятельность, консультационные услуги. К тому же банки владеют информацией  о внешнеэкономических операциях  участников внешнеэкономической деятельности и расчетах по ним и могут анализировать  и предупреждать нарушения, выявлять типичные ошибки в действиях клиентов банков.

В любом банке система валютного контроля должна быть максимально гибкой и способной к быстрой перестройке в зависимости от изменения факторов, влияющих на организацию валютного контроля, и с учетом интересов клиентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существующая  система валютного регулирования  и валютного контроля строится на принципах приоритета экономических  мер в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования и исключения неоправданного вмешательства государства и  его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

Страны в  мировом сообществе находятся в  тесной интеграции друг с другом, экономика  каждой страны зависит от состояния  мирового рынка, и какие-то изменения  и кризисы в одной стране будут  отражаться в той или иной мере на экономике всех стран. В этой связи  экспорт носит не только экономический  характер, но и политический. Поэтому  политика государства в области  экспортного контроля должна быть максимально  взвешенной: не слишком давить на экспортеров, но и одновременно не давать возможность  перекачивать капитал заграницу.

В настоящее  время в связи с устойчивым экономическим ростом и улучшением платежного баланса страны система  валютного регулирования претерпевает значительные изменения, направленные на либерализацию норм валютного  регулирования с одновременным  усилением системы валютного  контроля, в том числе системы  учета и отчетности по валютным операциям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 14.03.2013 с изменениями, вступившими в силу с 26.03.2013) "О валютном регулировании и валютном контроле"
  2. Котелкин С.В. Международная финансовая система: Учебник. М.: Экономистъ, 2010.
  3. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.
  4. Финансовое право: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений/В.А. Мальцев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.

 


Информация о работе Валютный контроль в РФ