Валютный курс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что валютный курс оказывает существенное воздействие на внешнюю торговлю страны, поскольку от его уровня в значительной степени зависит конкурентоспособность ее товаров на мировых рынках. Валютный курс воздействует на направление международных потоков капитала. Решение о вложении национального капитала в активы той или иной страны принимается исходя из ожидаемой реальной прибыли на инвестируемый капитал, которая зависит от процентной ставки и ожидаемых изменений валютного курса.
Цель работы – рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся
валютного курса и его регулирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность валютного курса ……………………………….……....5
1.1. Виды валютных курсов…………………….………….…………....7
1.2. Динамика валютных курсов в России…………………….…….....8
2. Факторы, влияющие на величину валютного курса…………...12
3. Регулирование величины валютного курса……………..……....17
3.1. Валютные интервенции…………………………………………....17
3.2. Дисконтная политика……………………………………………...18
3.3. Протекционные меры……………………………………………..19
3.4. Регулирование валютного курса в России……………….…..…..20
Заключение…………………….……………..………………………….23
Библиографический список…………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

     Девальвация в принципе способствует притоку  капиталов, ревальвация, напротив, поощряет отлив краткосрочных капиталов  после выравнивания «курсового перекоса».

 

    1. Регулирование валютного курса  в России.
 

     Банк  России является органом валютного  регулирования и валютного контроля и осуществляет эти функции в  соответствии с Федеральным законом  от 10 декабря 2003 года     N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и иными федеральными законами.

     Основными принципами валютного регулирования  и валютного контроля в Российской Федерации являются:

     1) приоритет экономических мер  в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования;

     2) исключение неоправданного вмешательства  государства и его органов  в валютные операции резидентов  и нерезидентов;

     3) единство внешней и внутренней  валютной политики Российской  Федерации;

     4) единство системы валютного регулирования  и валютного контроля;

     5) обеспечение государством защиты  прав и экономических интересов  резидентов и нерезидентов при  осуществлении валютных операций. [1]

     Эти принципы означают стремление правительства  создать механизм валютного регулирования  и валютного контроля в качестве составного элемента системы регулирования национальной экономики.

     Органами  валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный  банк Российской Федерации и Правительство  Российской Федерации, которые издают акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.[2]

     Центральный банк Российской Федерации устанавливает  единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и  сроки их представления, а также  готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям. [3]

     Валютные  операции между резидентами и  нерезидентами осуществляются без  ограничений, за исключением валютных операций, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. [1]

     В условиях сильного платежного баланса, сложившегося в 2003 году, Банк России при  реализации курсовой политики использовал  режим управляемого плавания. Дополнительно  Банк России предпринял ряд системных  шагов для того, чтобы предотвратить искусственное укрепление национальной валюты. Во-первых, с 1 декабря 2002 года была существенно либерализована система обязательной продажи валютной выручки. Экспортеры получили возможность реализовывать валютную выручку в рамках обязательной продажи как на биржевом, так и на внебиржевом валютном рынке. Во-вторых, процентные ставки по операциям Банка России были снижены до уровней, ограничивающих приток капитала в рублевые портфельные активы. Кроме того, после принятия поправок к Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле", предоставивших Банку России право самостоятельно устанавливать норматив обязательной продажи в пределах 30%, с 10 июля 2003 года Совет директоров Банка России установил значение этого норматива на уровне 25%.

     В итоге удалось за довольно короткий промежуток времени обеспечить сближение  краткосрочных показателей доходности основных активов, номинированных в  иностранной валюте и рублях. Это  позволило Банку России сбалансировать к началу лета потоки краткосрочного капитала и существенно сократить свое участие на валютном рынке, повысив уровень его саморегулируемости.

     Относительная стабильность номинального обменного  курса рубля способствовала притоку  иностранных инвестиций и техническому переоснащению производства. В 2004 году Банк России проводил курсовую политику в условиях режима управляемого плавающего валютного курса, в соответствии с которым не устанавливаются количественные целевые значения курса рубля к иностранным валютам. При этом Банк России стремится сглаживать резкие его колебания, не обусловленные действием фундаментальных экономических факторов. Основным инструментом политики валютного курса Банка России остаются конверсионные операции рубль/доллар на внутреннем валютном рынке, которые осуществляются в комплексе с применением других инструментов денежно-кредитной политики. [7, c.57]

     Важным  этапом в деле либерализации валютных отношений явилось сокращение норматива обязательной продажи валютной выручки на внутреннем рынке с 25% в 2004 г. до 10% в течение 2005г . до 6 мая 2006 г., когда этот норматив по решению Банка России был доведен до нуля.

     Не  смотря на все позитивные стороны  валютного законодательства, в нем  все же существуют некоторые недостатки. Так при проведении курса на либерализацию валютных отношений Законе № 173-ФЗ не предусмотрено положение о срочной реализации антикризисных мер в экономике и на валютном рынке России. В этой связи следовало было бы обратиться к международному опыту. Так в Кодексе Организации экономического сотрудничества и развития о либерализации движения капиталов  1961 г. указывается на допустимость принятия любых мер в сфере валютного регулирования при возникновении угрозы национальной безопасности. В свою очередь, статьи Соглашения Устава Международного валютного фонда 1944 г. предусматривают возможность осуществления контроля за капитальными операциями в любых формах и, более того, в чрезвычайных ситуациях с одобрения МВФ даже допускают введение ограничений на текущие. Подобное изменение экономической конъюнктуры может возникнуть, например, в связи с резким падением мировых цен на топливно-энергетические товары и услуги и в преддверии, и после апреля 2008 г. Может возникнуть срочная необходимость возврата к практике продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (отказ от подобной практики имел место в мае 2006 г.). К тому же требование обязательной продажи экспортной валютной выручки установлено в настоящее время в 74 развитых и развивающихся странах, входящих в МВФ, из них в 42 государствах экспортеры обязаны продавать 100% валютной выручки, и в 32 странах действует требование частичной продажи экспортной выручки на внутреннем валютном рынке. [9, c.51]

 

     Заключение 

     
  1. Валютный  курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны. Курс показывает соотношение валют на рынке. Стоимостной основой валютного курса является паритет покупательной способности валют, так чем ближе курс к паритету покупательной способности, тем он более экономически обоснован. Проблема курсообразования занимает важное место в валютно-экономической политике страны, поскольку изменения курсовых соотношений валют влияет на перераспределение части ВВП страны через мировые рынки товаров, услуг, капиталов.
  2. Существует несколько видов валютных курсов, такие как: номинальный, реальный, паритетный, фактический, кросс-курс, спот-курс, фиксированный и плавающий. Последние два курса в практике международных отношений являются основными. В настоящее время в России действует режим плавающего валютного курса, который зависит от спроса и предложения на валютных биржах страны, прежде всего на ММВБ. Официальный курс доллара США к рублю устанавливается Центральным банком Российской Федерации по результатам торгов на ММВБ. Валютные биржи действуют также в других городах России – в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке.
  3. При прогнозировании валютного курса учитывается многофакторность его формирования на рынке, особенно те курсообразующие факторы, которые доминируют в конкретной ситуации. На величину валютного курса оказывают влияние следующие факторы: соотношение спроса и предложения валют, уровень инфляции, уровень процентных ставок и доходности ценных бумаг, состояние платежного баланса страны, экономические кризисы, войны, стихийные бедствия и т.п.
  4. Механизм регулирования валютных курсов - методология, при помощи которой члены Европейской валютной системы поддерживают обменные курсы своих валют в рамках диапазона, согласованного с другими странами. С введением плавающих валютных курсов регулирование процесса курсообразования через МВФ ослабло. В современных условиях межгосударственное регулирование валютных курсов осуществляется в основном в рамках ЕС.

     В основном регулирование валютного курса осуществляется посредством валютных интервенций, дисконтная политика, протекционные меры.

  1. Основным законодательным актом в области валютных отношений Российской Федерации является Закон «О валютном контроле и валютном регулировании», а также другие законы и подзаконные акты.

     Банк  России устанавливает и публикует  официальные курсы иностранных  валют по отношению к рублю.

     Центральные банки осуществляют валютную политику по поддержанию рыночного курса  национальных денежных единиц. Их роль сводится главным образом к тому, чтобы не допускать резких колебаний  курсов национальных денег, держать  их в тех или иных границах. Центральные банки регламентируют деятельность коммерческих банков по ведению валютных операций, принимают меры против излишней спекуляции на валютных рынках. Государство через центральный банк определяет нормы продажи и купли валют, регулирует займы в иностранной валюте и осуществляет другие виды вмешательства в валютные операции банков.

  1. В наилучших интересах России - валютная устойчивость, при которой колебания курсов минимальны. Этому способствовала бы система фиксированных валютных паритетов. Такая система существовала до 1961г., когда валюты впервые в истории пустились в свободное плавание. Но в ближайшее время такая реформа (ее иногда называют новым Бреттон-Вудсом) маловероятна, так как против нее выступают Соединенные Штаты, поэтому России приходится приспосабливаться к тому, что есть, каким бы плохим оно ни было, и искать наиболее выгодный, наименее проигрышный для нее вариант. Но нынешняя валютная политика - далеко не самая лучшая
 

 

Библиографический список 

     
  1.  «О валютном регулировании и валютном контроле». N 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года.
  2. «О  внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». N 127-ФЗ от 5 июля 2007 года.
  3. «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)». N 86-ФЗ от 
    10 июля 2002 года.
  4. Валютное регулирование и валютный контроль: Учебник /Под ред. В.М.Крашенникова. М.: Экономист. 2005.
  5. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие /В.И.Тарасов. – 2-е изд. Мн.: Книжный Дом; Мисанта. 2005.
  6. Деньги, кредит, банки: Учебник /кол. авт.; под ред. О.И.Лаврушина. – 5-е изд., стер. М.: КНОРУС. 2007.
  7. Динамика эффективных обменных курсов рубля в январе-апреле 2004 г. //Вестник Русского экономического общества, №130. 2004.
  8. Меньшиков С.М. Доллар сегодня и завтра //Банковское дело №1, 2008.
  9. Ольшаный А.М. Валютное законодательство Российской Федерации нуждается в корректировке ряда положений //Российский внешнеэкономический вестник. №3 (март) 2007.
  10. Статистический раздел //Экономический журнал Высшей школы экономики. т.11, №4, 2007.
  11. Тамарин С.А. Конкуренция валют  //Банковское дело. №1, 2006.
  12. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. про. М.В.Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. М.: Юрайт-Издат, 2004.
  13. Хасбулатов Р.И. «Мировая экономика». М: «Инсан», 1997 г.
  14. Шагалов Г.Л. Введение режима плавающего валютного курса в России //Росссийский внешнеэкономический вестник. №3. 2007.
  15. Экономическая теория /Под ред. А.И. Добрынина, Л.С.Тарасевича, 3-е изд. СПб.: Издательство СПбГУЭФ: Питер. 2007.
  16. Яковлев А.Н. Валютные ограничения//Российский внешнеэкономический вестник. №9 (сентябрь) 2006.

Информация о работе Валютный курс