Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 09:57, контрольная работа
Валоризация - это переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 года. Порядок осуществления валоризации регулируется статьями 30.1–30.3 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Она была проведена в 2010 году в отношении всех застрахованных лиц, имевших стаж до 01.01.2002 года. Иначе говоря, валоризация коснулась всех нынешних пенсионеров, а также всех россиян, работавших в любой период времени до 2002 года. Таким образом, валоризация – это возврат пенсионного долга людям, работавшим в советское время.
«Валоризация и индексация пенсий »
Валоризация и индексация пенсий.
Валоризация - это переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 года. Порядок осуществления валоризации регулируется статьями 30.1–30.3 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Она была проведена в 2010 году в отношении всех застрахованных лиц, имевших стаж до 01.01.2002 года. Иначе говоря, валоризация коснулась всех нынешних пенсионеров, а также всех россиян, работавших в любой период времени до 2002 года. Таким образом, валоризация – это возврат пенсионного долга людям, работавшим в советское время.
В базе
данных Пенсионного фонда
До 2002 года
пенсия в Российской Федерации
рассчитывалась, исходя из двух
факторов – из продолжительности общего
трудового стажа и величины среднемесячного
заработка лица, уходящего на пенсию, который
складывался в определенный период времени
перед выходом на пенсию: либо за последние
два года, либо за любые пять лет на протяжении
всей трудовой жизни. Таким образом, пенсионные
права в старой, дореформенной системе
измерялись через стаж и через заработок.
Эти две основные характеристики задавали
объем пенсии.
В 2002 году состоялся переход на
новую систему. Это модель, основанная
на том, что величину размера пенсии задает
не стаж и заработок, а объем страховых
взносов, которые перечислены работодателем
за работника на его индивидуальный лицевой
счет. Соответственно, чем больше была
зарплата и страховые взносы с нее, тем
большая величина расчетного пенсионного
капитала. В свою очередь, расчетный пенсионный
капитал для получения размера пенсии,
делится на ожидаемый период выплаты. При определении
размера страховой части трудовой пенсии
начиная с 01.01.2002 ожидаемый период выплаты
трудовой пенсии по старости устанавливается
продолжительностью 12 лет, то есть 144 месяца,
и ежегодно увеличивается на шесть месяцев
(с 1 января соответствующего года) до достижения
16 лет, то есть 192 месяца, а затем ежегодно
увеличивается на один год (с 1 января соответствующего
года) до достижения 19 лет, то есть 228 месяцев.
Значит граждане, чьи
пенсионные права формируются полностью
на страховых принципах - те, кто начал
трудовую деятельность после 2002 года,
еще не достигли пенсионного возраста.
Между тем, после пенсионной реформы 2002
года, пенсию по новым правилам назначают
тем гражданам, чьи пенсионные права уже
были сформированы в старой системе - измерялись
стажем и заработком. Естественно, что
эти права должны были быть учтены, они
должны были быть соединены с теми страховыми
взносами, которые стали индивидуально
учитываться у людей и влиять на пенсионные
права с 2002 года. Для того, чтобы соединить
старые и новые права, чтобы все это вошло
в расчетный пенсионный капитал, в отношении
всех пенсионеров, вышедших на пенсию
до 2002 года, и тех кто начал работать до
2002 года, была осуществлена конвертация пенсионных
прав.
Оценка пенсионных прав застрахованных
лиц по состоянию на 01.01.2002 производится
исходя из расчетного размера пенсии по
старости, определяемого в порядке, аналогичном
порядку исчисления размера трудовой
пенсии по нормам действовавшего ранее
пенсионного законодательства, исходя
из заработка и стажа застрахованного
лица, выработанного им до начала реформы
(до 01.01.2002).
Для того, чтобы обеспечить
увеличение пенсий граждан старшего поколения,
государство приняло решение провести
переоценку денежной стоимости пенсионных
прав, которые были приобретены гражданами
до запуска пенсионной реформы.
Согласно статье 30.1 ФЗ о «Трудовых пенсиях в РФ»1величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, и сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года. В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит. При валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности) в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"2, в общий трудовой стаж, не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным законом. При этом величины расчетного пенсионного капитала граждан из числа космонавтов, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности), предусмотренную Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"3, в общий трудовой стаж, не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет. Сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Значение валоризации для пенсионной системы состоит в том, что даже из приведенного примера становится ясно, что при наличии продолжительного «советского» стажа размер прибавки к пенсии с учетом валоризации колеблется в интервале от 1 до 2 тыс. руб. в месяц. При этом с 2010 года размер пенсии не может быть ниже прожиточного минимума, установленного в том регионе, в котором проживет пенсионер. Такая прогрессивная новелла реализуется за счет целевых выплат из региональных бюджетов, обеспечивающих доведение выплачиваемых пенсионеру средств до уровня прожиточного минимума. Необходимость таких выплат из регионального бюджета обусловливается тем, что в наиболее населенных субъектах Российской Федерации даже с учетом валоризации размер трудовой пенсии остается существенно ниже регионального прожиточного минимума. В условиях, когда ориентиром для пенсионных выплат служит лишь региональный прожиточный минимум и размер пенсии абсолютного большинства пенсионеров заведомо не может быть выше этого минимума, трудовой стаж пенсионера никакого значения не имеет.
Теперь поговорим об индексации. В связи с негативными тенденциями в формировании реальной заработной платы и других доходов населения в современных российских условиях весьма остро ощущается необходимость их индексации. Под индексацией пенсий понимается изменение размера пенсии, которое на практике всегда происходит в большую сторону, в целях улучшения уровня жизни пенсионеров. Размер пенсии может зависеть от разных обстоятельств: от размера денежного содержания (вознаграждения), от возраста и физического состояния пенсионера, от общей социальной обстановки в стране, уровня инфляции. С учетом своих возможностей государство пытается улучшить жизнь пенсионеров путем индексации и перерасчета пенсий. Цель индексации состоит в поддержании покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексацию следует отличать от перерасчета, который тоже, как правило, влечет увеличение пенсии. Например, он может быть обусловлен достижением пенсионером определенного возраста, а перерасчет обычно производится с учетом индивидуальных особенностей.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет: утвердить коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, определенного по состоянию на 1 января 2010 г., в размере 1,088. Пенсионному фонду Российской Федерации проинформировать свои территориальные органы о размере коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, утвержденного настоящим Постановлением. Установить, что действие настоящего Постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2011 г.4
Исходя из статьи 25 ФЗ «О трудовых пенсиях» следует, что пенсии индексируются в следующем порядке:
- пенсии федеральных государственных гражданских служащих - при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных гражданских служащих в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- пенсии военнослужащих и членов
их семей (за исключением пенсий военнослужащих,
проходивших военную службу по призыву,
и членов их семей) - в порядке, предусмотренном Законом
- социальные пенсии - ежегодно
с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного
минимума пенсионера в Российской Федерации
за прошедший год. Коэффициент индексации
- пенсии военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и пенсии членов их семей, пенсии участников Великой Отечественной войны, пенсии граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и пенсии членов их семей, пенсии граждан из числа работников летно-испытательного состава - при индексации размера социальных пенсий;
- пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей - в случае повышения денежного довольствия (заработка), получаемого в соответствии с Положением о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации, исходя из размера повышенного денежного довольствия (заработка) с даты, с которой произошло повышение указанного денежного довольствия (заработка). В случае, если повышение денежного довольствия (заработка) в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) не производилось, пенсии граждан из числа космонавтов и членов их семей пересчитываются с 1 января следующего года в размере, равном суммарному размеру индексации (изменению) размера социальной пенсии, произведенной (произведенному) в прошедшем году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
1 Ст.30.1 ФЗ от 17.12.01 г. №173 (ред. от 03.12.11) «О трудовых пенсиях в РФ» (с изм. и доп. 01.07.12 г.)
2 Закон РФ от 12.02.93 г. № 4468-1(ред.08.11.11) «О пенсионном обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»
3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»от 15.12.01г.№166-ФЗ(ред.от 01.07.11г.)