Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:09, реферат
В VIII в. в Королевстве Франков были проведены несколько важных реформ. При Карле Мартелле (715–741) в результате военной реформы крестьяне были отстранены от военной службы. Основой войска стала рыцарская конница, а вооружение конника стоило довольно дорого. Расходы на содержание войска и снаряжение рыцарей стали нелегкой ответственностью крестьян. Необходимы были изменения в земельных жалованиях, что и привнесла военная реформа, а именно - введение бенефициальной системы. «Бенефиций – форма земельного владения феодала, обусловленная определенными обязанностями (платежи и военная служба) и сроком (обычно пожизненным).
Зарождение вассалитета.
Таблица.
Характеристика вассалитета.
Обязанности вассала.
Обязаности сеньора.
Исчезновение вассалитета.
Вывод.
Санкт – Петербургский государственный университет
Экономический факультет
Вассальная система
Доклад по экономической истории
Кристины Горошковой
Марии Ганенко
Дарьи Дическул
Санкт-Петербург
2013
1. В VIII в. в Королевстве Франков были проведены несколько важных реформ. При Карле Мартелле (715–741) в результате военной реформы крестьяне были отстранены от военной службы. Основой войска стала рыцарская конница, а вооружение конника стоило довольно дорого. Расходы на содержание войска и снаряжение рыцарей стали нелегкой ответственностью крестьян. Необходимы были изменения в земельных жалованиях, что и привнесла военная реформа, а именно - введение бенефициальной системы. «Бенефиций – форма земельного владения феодала, обусловленная определенными обязанностями (платежи и военная служба) и сроком (обычно пожизненным). Возникли отношения вассалитета: вассал зависел от сеньора, пожаловавшего бенефиций, приносил последнему клятву верности и исполнения службы»1. Бенефиции, которые сеньор жаловал людям в обмен на определенные службы и клятву верности, являлись основой этих связей. В XIX веке бенефиции превратились в лены и феоды (фьефы). «Феóд (ср.-лат. feodum, feudum < др. герм. fihu, fehu поместье, имущество, скот, деньги + õd владение), он же фьеф. В Западной Европе в эпоху феодализма – наследственное земельное владение, пожалованное сеньором своему вассалу на условии несения службы (гл. образом военной); наиболее характерная форма собственности при феодализме»2.
2. «Феодализм – это прежде всего система личных связей, иерархически объединяющих членов высшего слоя общества»3.
Во главе иерархии всегда стоял король – верховный сюзерен, часто лишь номинальный глава государства, являлся «первым среды равных», а не всемогущим деспотом. Занимая первую ступень в иерархической лестницы государства, мог быть вассалом другого короля или папы римского.
На второй ступени - вассалы короля, крупные феодалы: герцоги, графы: архиепископы, епископы, аббаты. Они обладали различными видами иммунитета («привилегия, защищавшая сеньоров и их земли от вмешательства короля и его представителя в дела феода»4). Эти феодалы могли чеканить свою монету, которая была распространена не только в пределах их поместий, но и за их пределами. Они подчинялись королю формально.
На третьей – вассалы герцогов, графов, епископов – бароны. Пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. У некоторых могли быть еще свои вассалы, у некоторых – только крестьяне, но крестьяне стояли за пределами феодальной лестицы.
3. В основе вассальной системы также выступает личная связь между их участниками, носящая двусторонний характер. Вассал и сеньор являются сторонниками сделки, заключенной между ними и являющейся пожизненной. Их связывал вассальный договор. Вассал приносил оммаж («в Западной Европе периода средневековья особая символическая церемония, оформлявшая заключение вассального договора»5) сеньору; он помещал свои сомкнутые руки в руки сеньора, который должен был их жать, и вассал отдавал себя сеньору со следующей формулировкой: «Сир, я становлюсь вашим человеком». (Так было во Франции в XIII веке.) Затем он произносил клятву верности, за который, как было во Франции, мог последовать поцелуй и таким образом вассал становился «человеком сеньора». Во время церемонии инвеституры («в Средние века в Западной Европе юридический акт введения вассала во владение фьеф»6), которая представляла собой символический акт вручения вассалу какого-либо предмета – штандарта, жезла, кольца, ножа, перчатки, клока соломы, и тд. и которая следовала после оммажа и клятвы верности, сеньор передавал вассалу фьеф. Рост власти вассала над фьефом был обеспечен установлением наследственности фьефа.
Не была запрещена множественность вассальных связей, хотя она и была ограничена множеством рамок. Почти каждый вассал был человеком нескольких сеньоров, и это зачастую непростое положение предоставляло ему возможность обещать самому щедрому сеньору преимущественную верность перед другими. «Вассал, который именовался «ближним вассалом» (homo ligius), находился от своего сеньора (dominus ligius) в особенно тесной зависимости»7. Чтобы предотвратить возникавшую анархию, наиболее могущественные сеньоры пытались добиться (иногда успешно, а порой – вовсе нет) принесения оммажа, высшего по отношению к другим сеньорам – так называемого, тесного оммажа. Также вассал мог быть сеньором по отношению к нижестоящим вассалом.
Вассал был вынужден мириться с ограничением личных и имущественных прав. Он не обладал полной свободой в выборе брачной партии для своих детей, право завещать все имущество непрямым наследникам было частично ограничено санкциями сеньора, передача собственности законным наследникам не могла быть произведена без уплаты пошлины. Его связь с сеньором рассматривалась как пожизненная. Вассал должен был быть состоятельным человеком, иметь возможность приобрести дорогостоящее вооружение. Это является следствием его обязанностей, о которых мы поговорим далее.
4. По вассальному договору вассал:
Вассал должен был участвовать в созывавшихся сеньором собраниях вассалов, в частности, вершить суд от его имени, иногда помогать по военной и финансовым частям. Таким образом, он должен вносить свой вклад в управление сеньора, в его судопроизводство, служить в войске. Во время боевых действиях вассал должен был готов пожертвовать собой, бегство с поля или сдача крепости рассматривались как преступления, он должен был сражаться до победного конца или до смерти.
К некоторым видам службы (короткие и военные экспедиции) вассалы могли быть привлечены в любой момент, поэтому они должны были быть свободны от различных хозяйственных забот, участием в труде. Исходя из этого и того, что вассал должен был обеспечивать себя сам в военном аспекте, становится понятно, что участие в вассальных отношениях возможно было лишь для представителей эксплуататорских слоев общества.
5. Взамен сеньор:
Должен был помогать в случае угрозы, возникшей для самого вассала или его владений, поддерживать его в спорах с подчиненными ему людьми. Не должен был часто вызывать его к себе, затягивать рассмотрение жалоб, и тд.
Также не мог прекратить выполнение лежавших на нем обязанностей по отношению к вассалу до тех пор, пока оммаж официально не будет аннулирован.
Против неверного и вероломного вассала сеньор мог принимать меры, главной из которых была конфискация фьефа; сам разрыв со стороны вассала мог также повлечь за собой бесчестье и вызов на дуэль.
После образования централизованных государств, которые сплотили большую часть феодалов, заменили военную службу платежами феодалов и опирались на наемные армии, вассалитет начинает утрачивать свое политическое и военное значение. Растут товарно-денежные отношения прав вассалов на феоды, скупка часть земель «третьим сословием», и это привело к полному исчезновению феодальной иерархии, вассальные службы и платежи становятся малозначимыми, прекращаются. В ходе буржуазных революций феодальный строй поземельных отношений был уничтожен, соответственно, вассалитет вместе с ним.
Вассальной системой можно
считать систему отношений
Список использованной литературы:
1 Кузнецова, Пермякова и др.: «История экономики», М., 2002
2 О. Н. Мисько: «Экономическая история зарубежных стран. Рабочая тетрадь»
3 Ле Гофф Ж. «Цивилизация средневекового запада», М., 1992
4 Кузнецова, Пермякова и др.: «История экономики», М., 2002
5 Юридический словарь, 2000
6 Юридический словарь, 2000
7 А. М. Сахаров «Проблемы развития феодальной собственности на землю», М., 1979
8 Ю. Л. Бессмертный «Феодальная деревня и рынок в Западной Европе XII-XIII века»
9 Ю. Л. Бессмертный «Феодальная деревня и рынок в Западной Европе XII-XIII века»