Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:26, реферат
Георгий Валентинович Плеханов родился 11 декабря 1856 года, в небогатой помещичьей семье, в с. Гудаловке Тамбовской губернии. Скончался 30 мая 1918 года и был похоронен в Ленинграде, на Волковом кладбище, рядом с могилой Белинского.
Один из первых теоретиков марксизма в России, видный деятель II Интернационала, литературный критик, окончив курс Воронежской военной гимназии, в 1873 году поступил в Константиновское военное училище, через год перешел в Горный институт
Даты жизни экономиста;
Страна, в которой он жил и работал;
2.1. Второй съезд РСДРП;
2.2. 1905-1916 г.г.;
2.3. Революция 1917 года;
Наиболее известные труды, чему они посвящены;
3.1. Труды Плеханова по вопросам исторического материализма, эстетики и истории философии;
В чем состоит вклад в науку и практику и какое значение это имеет для России.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Челябинский государственный университет»
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
– Финансы и кредит
Великие
экономисты
РЕФЕРАТ
По дисциплине
«Введение в экономику»
Работу выполнила:
Студентка группы
Проверил:
Челябинск
2010
План
2.1. Второй съезд РСДРП;
2.2. 1905-1916 г.г.;
2.3. Революция 1917 года;
3.1. Труды Плеханова по вопросам исторического материализма, эстетики и истории философии;
В 1900—1903 г.г участвовал в создании и руководстве газетой «Искра». В 1901 году Плеханов — один из организаторов «Заграничной Лиги русской социал-демократии» принял непосредственное участие в подготовке II съезда РСДРП.
На втором съезде РСДРП 1903 года Плеханов сказал: «Если бы ради успеха революции потребовалось бы временно ограничить действие того или другого демократического принципа, то перед таким ограничением преступно было бы остановиться»[2]. Фактически второй съезд РСДРП был учредительным съездом, так как неудачный I съезд не смог объединить социал-демократов. После 2-го съезда РСДРП Плеханов разошёлся с Лениным и был долгое время одним из лидеров меньшевистской фракции социал-демократической партии России. В Первую мировую войну был оборонцем, одним из руководителей группы «Единство», стоявшей на позициях социал-шовинизма.
Во время первой революции 1905—1907 годах Плеханов оставался в эмиграции, оказавшись, таким образом, в стороне от активных революционных событий. В феврале 1905 года в статье «Врозь идти, вместе бить», опубликованной в 'Искре', Плеханов призывал к вооружённому восстанию в России, к тщательной подготовке этого восстания, особое внимание при этом обращал на необходимость агитации в армии.
В 1906 −1907 годах выступал за участие социал-демократов в выборах в Государственную Думу, за блок с кадетами. Сотрудничал в общепартийной газете «Социал-демократ» и в большевистских изданиях («Звезда» и др.).
В Первую мировую войну Плеханов стал на сторону союзных стран, против Германии, призывал к борьбе с немецким империализмом. Был одним из руководителей социал-демократической группы «Единство».
Февральская революция позволила Плеханову вернуться в Россию после 37 лет изгнания. 31 марта на Финляндском вокзале приехавшего Плеханова от имени Петроградского Совета приветствовали Н. С. Чхеидзе, И. Г. Церетели, М. И. Скобелев.
После возвращения в Россию Плеханов не был допущен в Исполком Петроградского совета. Не был допущен туда и сторонник Плеханова Григорий Алексинский. Причиной была «оборонческая» (то есть просоюзническая) позиция Плеханова, не разделяемая деятелями Совета с антивоенной позицией.
Отстранённый от руководящей роли, Плеханов был вынужден ограничиваться редактированием своей газеты «Единство», где публиковал статьи с откликами на важнейшие политические события, вёл спор с оппонентами и идейными противниками. Плеханов поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В. И. Ленина, назвав их «бредом».
К Октябрьской революции отнёсся отрицательно, так как считал, что Россия к социалистической революции не готова: «русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма».
Предостерегал, что захват власти «одним классом или — ещё того хуже — одной партией» может иметь печальные последствия.
Автор работ по философии, социологии, эстетике, этике и истории общественной мысли России.
3.
3.1. Труды Плеханова по вопросам исторического материализма, эстетики и истории философии;
Центральное место в философских произведениях
Плеханова занимают вопросы исторического
материализма. Вслед за Марксом и Энгельсом
Плеханов показывал в своих сочинениях,
что изменения в производительных силах
и вызванные ими изменения в производственных
отношениях людей влекут за собой перемены
в «состоянии умов», в идеях, чувствах,
верованиях людей. Но что же заставляет
развиваться производительные силы и
изменяет их уровень? Отвечая на этот вопрос,
Плеханов в основном верно решал вопрос
о роли географической среды, считая ее
одним из условий развития производительных
сил, хотя иногда допускал неточные формулировки,
согласно которым географическая среда
рассматривалась как первооснова общественной
жизни, от которой зависит, удастся ли
человеку употребить в дело свою «способность
изобретать». В общем же Плеханов правильно
считает, что причины развития производительных
сил заключаются в том способе материального
производства, который господствует в
данную историческую эпоху.
Общественные отношения, в основе которых
лежит способ материального производства,
и законы, по которым они развиваются,
объективны, независимы от сознания и
воли людей. Материальные, производственные
отношения, существующие вне сознания
людей, обусловливают сознательную деятельность
людей, социальных групп и классов в обществе.
«...Общественные отношения людей, — писал
Плеханов, — не представляют собой плода
их сознательной деятельности. Люди сознательно
преследуют свои частные, личные цели.
Каждый из них сознательно стремится,
положим, к округлению своего состояния,
а из совокупности их отдельных действий
выходят известные общественные результаты,
которых они, может быть, совсем не желали
и, наверное, не предвидели».
В работах по вопросам исторического материализма
Плеханов дал образцы марксистского анализа
общественных явлений. Так, в произведении
«К вопросу о роли личности в истории»
он раскрыл диалектику общего, особенного
и единичного в закономерном развитии
общественной жизни. Считая всеобщей,
конечной причиной исторического движения
человечества развитие производительных
сил, вызывающее последовательные изменения
в общественных отношениях людей, Плеханов
требовал, чтобы в социологических исследованиях
выяснялись также особенные причины исторического
движения различных народов, т. е. та специфическая
историческая обстановка, при которой
совершается развитие производительных
сил у данного народа. Вместе с тем необходимо
учитывать единичные проявления этих
причин, т. е. специфические особенности
действующих в истории лиц и различные
исторические случайности, «благодаря
которым события получают, наконец, свою
индивидуальную физиономию».
Творцами истории общества Плеханов считал
народные массы; он доказывал, что ни один
великий шаг в историческом движении человечества
не может совершаться без участия великого
множества людей, т. е. масс. «Кто разрушил
Бастилию? — спрашивал Плеханов. — Кто
сражался на баррикадах в июле 1830 и в феврале
1848 г.? Чье оружие поразило абсолютизм
в Берлине? Кто сверг Меттерниха в Вене?
Народ, народ, народ, т. е. бедный трудящийся
класс, т. е. преимущественно рабочие...
Никакими софизмами нельзя вычеркнуть
из истории тот факт, что решающая роль
в борьбе западноевропейских стран за
свое политическое освобождение принадлежала
народу и только народу».
Критикуя субъективно-идеалистические
теории об «инертной толпе» и «всесильном
герое», Плеханов доказывал, что «влиятельные
личности» благодаря особенностям своего
ума и характера могут изменить лишь индивидуальную
физиономию событий и некоторые частные
их последствия, но они не могут изменить
их общее направление, которое определяется
в последнем счете развитием производительных
сил общества. Роль подлинно великих людей,
по Плеханову, состоит в том, что они раньше
всех осознают новые общественные потребности
и хотят сильнее других изменений общественных
отношений. «Великий человек является...
начинателем, потому что он видит дальше
других и хочет сильнее других. Он решает
научные задачи, поставленные на очередь
предыдущим ходом умственного развития
общества; он указывает новые общественные
нужды, созданные предыдущим развитием
общественных отношений; он берет на себя
почин удовлетворения этих нужд». Передовые
общественные деятели раньше и лучше других
предвидят те перемены, которые должны
совершиться в общественных отношениях.
Сознание безусловной необходимости данного
явления, утверждает Плеханов, усиливает
энергию человека и делает его одной из
сил, способствующих наступлению этого
явления.
Плеханов подверг острой критике идеалистические
теории о том, что право, философия, искусство
и другие идеологии развиваются путем
«филиации идей» независимо от экономической
жизни общества. Он выступал также против
эклектической «теории факторов», согласно
которой материальные и духовные факторы
в жизни общества равноценны. В борьбе
против идеализма в социологии Плеханов
раскрывал закономерности развития идеологий,
их относительную самостоятельность,
механизм их обратного воздействия на
экономику. Формулируя задачу, возникшую
перед историческим материализмом, Плеханов
писал: «Объяснить с нашей материалистической
точки зрения развитие искусства, религии,
философии и прочих идеологий значит
дать новое и сильное подтверждение материализму
в его применении к истории. А это очень
важно».
На материале истории философии и политических
учений, истории искусства и т. п. Плеханов
показывал, что если в конечном счете идеология
обусловлена развитием экономической
жизни общества, то на содержание и особенно
на форму различных идеологических явлений
оказывают большое влияние классовая
борьба в обществе и надстройка — политический
строй, различные формы общественного
сознания, унаследованный от предшествующих
эпох «мыслительный материал» и т. п. «Движение
человечества... — писал Плеханов, — никогда
не совершается в плоскости -одной экономики...
Путь от одной точки поворота к другой
всегда лежит через «надстройку». Экономика
почти никогда не торжествует сама собою,
о ней никогда нельзя сказать: fara da se (будет
действовать сама собой.— Авт.). Нет, никогда
не da se, а всегда только через посредство
надстройки, всегда только через посредство
известных политических учреждений...
Человечество никогда не может перейти
от одной поворотной точки своего экономического
движения до другой, не пережив предварительно
целого переворота в своих понятиях».
Плеханов опровергал вульгарно-материалистические
взгляды Шулятикова, Богданова, Элевтеропулоса
и других, которые рассматривали все проявления
духовной жизни как непосредственное
порождение материального производства
и даже техники, считали любой художественный
образ, научное понятие, философскую идею
непосредственным выражением классовых
интересов. Не ограничиваясь выяснением
социальных корней философского идеализма
и религии, Плеханов научно выясняет также
их гносеологические корни. «Наблюдая
свои собственные действия, — пишет он,
— человек видит, что им предшествуют
соответствующие им желания, или — чтобы
употребить выражение более близкое к
его образу мыслей — что эти действия
вызываются этими желаниями. Поэтому он
думает, что и поразившие его явления природы
были вызваны чьей-то волей.
Предполагаемые существа, волей которых
вызываются поражающие его явления природы,
остаются недоступными для его внешних
чувств. Поэтому он считает их подобными
человеческой душе, которая, как мы уже
знаем, невещественна в указанном выше
смысле». В сочинениях Плеханова анализируются
представления, возникающие у первобытных
людей под влиянием их образа жизни, и
показывается, что впоследствии, в обществе,
разделенном на классы, развитие идеологий
совершается под сильным влиянием социальных
отношений, классовой борьбы.
В своих работах Г. В. Плеханов обосновывал
положение об активной роли идей в жизни
общества. «...Идея — великая вещь! — писал
Плеханов. — Но для того, чтобы она могла
сыграть свою великую роль, она должна
быть разумной идеей, она должна уметь
схватить и выразить действительный ход
истории. При этом условии идея является
непреодолимою силою. В противном же случае
она служит источником слабости, разочарования,
умственного и нравственного падения...».
В трудах, посвященных проблемам эстетики
(«Письма без адреса», «Искусство и общественная
жизнь» и др.), Плеханов применял Марксову
теорию исторического материализма к
эстетике, ярко и убедительно критиковал
идеалистические теории и реакционные
течения современного буржуазного искусства.
В «Письмах без адреса» он доказывал, что
«отныне критика (точнее, научная теория
эстетики) в состоянии будет продвигаться
вперед, лишь опираясь на материалистическое
понимание истории. Я думаю также, — говорил
Плеханов, имея в виду русскую революционно-демократическую
критику, — что и в прошлом своем развитии
критика приобретала тем более прочную
основу, чем более приближались ее представители
к отстаиваемому мною историческому взгляду».
Плеханов отстаивал точку зрения марксизма
на искусство, считая, что оно есть специфическая
форма общественного сознания, развитие
которой в конечном счете обусловлено
трудовой деятельностью людей, зависит
от экономики общества.
Марксистские философские работы Плеханова
защищали материалистическое мировоззрение
и способствовали его распространению
в условиях предреволюционной эпохи. Но
Плеханов не мог поднять и не поднял марксизм
и его философию на новую, высшую ступень,
соответствующую требованиям революционного
рабочего движения новой исторической
эпохи империализма, новейшей революции
в науке. Новый, высший этап в развитии
марксизма, его философии связан с теоретическими
трудами и деятельностью В. И. Ленина. В
XX в., в условиях новой революционной эпохи,
характера и особенностей которой не смог
понять Плеханов, его работам, написанным
в меньшевистский период деятельности
(1903— 1918), присущи серьезные ошибки и отступления
от революционного марксизма. В этих работах
сказывался отрыв теории от практики революционного
рабочего движения. Плеханов, не поняв
руководящей роли пролетариата в буржуазно-демократической
революции и значения- союза рабочего
класса с крестьянством, выступил против
вооруженного восстания 1905 г. в Москве.
Усугубляя разрыв между марксистской
теорией и практикой социал-демократических
партий, присущий II Интернационалу, и следуя
его догме,согласнокоторой социалистическая
революция может начаться только в высокоразвитых
в промышленном отношении странах, Плеханов
отрицательно относился к Великой Октябрьской
социалистической революции, считая ее
«нарушением всех исторических законов».
Правда, и в 1904—1913 гг. Плеханов стремился
пропагандировать философские идеи марксизма
в рабочем движении, выступал против различных
течений буржуазной философии и философского
ревизионизма. Но слабой стороной его
деятельности в то время было неумение
творчески развить марксизм применительно
к новым историческим условиям. Эту задачу
могла решить и решила созданная Лениным
марксистская партия нового типа, непримиримая
к оппортунизму, соединившая теорию с
практикой революционного рабочего движения.
Лучшее, что сделано Плехановым, — это
его марксистские философские труды, написанные
главным образом в период до 1903 г., когда
Плеханов был во II Интернационале одним
из представителей революционного марксизма.
После смерти Плеханова Ленин писал в
1921 г., что «нельзя стать сознательным,
настоящим коммунистом без того, чтобы
изучать — именно изучать — все, написанное
Плехановым по философии, ибо это лучшее
во всей международной литературе марксизма».
4.
Георгий Валентинович внес значительный
вклад в развитие философии, социологии,
экономики, исторической науки, литературоведение
и искусствоведение. Его труды до сих пор
не потеряли своей актуальности. Одной
из крупных работ Плеханова была книга
"Наши разногласия" (1885), получившая
высокую оценку Энгельса. Плеханов показал
глубокие экономические преобразования,
связанные с развитием капитализма во
всех областях экономической жизни. Отмечая
ошибочность теории народников о "невозможности"
развития капитализма без внешних рынков,
все стороны обосновали положение марксизма,
что капитализм в своем развитии сам создает
себе рынок. Социальной базой развития
капитализма считал разорение крестьян
и кустарей, классовое расслоение деревни.
Народническим теориям крестьянского
социализма Плеханов противопоставил
научный анализ реальных путей развития
капитализма в России. Такую постановку
вопроса высоко оценивал Ленин, который
также считал несостоятельной народническую
теорию особого капиталистического пути
развития России.
Критикуя экономическую концепцию В. Плеханов
показал примитивизм экономической доктрины
либерального народничества, его отступление
от революционных традиций народничества
70-х годов и непонимание объективных законов
экономического развития. Плеханов вскрыл
ошибочность взглядов либеральных народников
по обширному кругу вопросов - в теории
стоимости, теории воспроизводства, теории
экономических кризисов. Критика Плеханова
либерального народничества в 90-х г. XIX
в. и борьба Ленина против этого течения
мелкобуржуазного социализма стали важной
предпосылкой победы марксизма в России.
Изучение трудов Плеханова может оказать
большое влияние на развитие современной
общественной мысли, на осмысление исторического
пути нашей Родины и выбора путей развития
XXI век предъявляет
еще больший спрос на
Список использованной литературы.
1.Ленин В.И.
Полное собрание сочинений, т.
2.Труды Плеханова
по вопросам исторического
3.Материал из Википедии - свободная энциклопедия.
4.Биография Плеханова на hrono.ru.
5.Материалы Международной
научной конференции"Идейно-