Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 18:20, курсовая работа
В принятых Правительством Российской Федерации постановлениях и программах по дальнейшему развитию рыночных отношений особое место отводится демонополизации экономики. Решение этой проблемы связывается с созданием условий для конкуренции и реструктуризации отраслей народного хозяйства.
В этой связи особую актуальность приобретает задача продуманного регулирования барьеров входа на рынок, представляющих собой различного рода препятствия для свободного перемещения товаров и капиталов. Причем регулирование заключается не только в снижении и устранении барьеров, но и (в необходимых случаях) их повышении, что защищает отдельные отечественные рынки от вторжения конкурентов.
Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть...............................................................................................................4
1.1 "Входные барьеры": понятие, их роль и место в сохранении рыночной власти предприятий……………………………………………………………………………………..4
1.2 Виды барьеров. Деление на естественные и искусственные барьеры……………10
1.3 Отличительные особенности искусственных барьеров в условиях монополии и олигополии…………………………………………………………………………………….12
2. Практическая часть………………………………………………………………………..14
2.1 Описание товара отрасли………………………………………………………………..14
2.2 Исследование структуры отрасли……………………………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………………………26
Действие предельных цен в случае крупномасштабного входа показано на рис.2.
Рисунок 2 - Лимитирующее ценообразование в случае крупномасштабного входа
Предположим, что действующие фирмы производят объем выпуска, равный S. Если новичок входит на уровне минимально эффективного масштаба производства (MES), то выпуск на рынке составит S`. Цены снизятся с Р до Р`, что соответствует уровню минимальных средних затрат (МАС). Новичок также может входить с объемом меньше, чем MES. Тогда действующие фирмы производят S, а кривая спроса новичка может быть представлена как АВ. Если кривая средних затрат новичка находится на уровне ас, тогда вход оправдан. Если же кривая затрат (ас`) не пересекает кривую спроса, то вход закрыт. Р`` - это цена, запрещающая вход при кривой затрат ас`, а S` - это объем выпуска, препятствующий входу.
Уровень, при котором предельные цены приближаются к предельным и средним издержкам, зависит от эластичности спроса, размера рынка и экономии от масштаба. Предельные цены снижаются, когда эластичность спроса и размер рынка увеличиваются, и растут, когда экономия от масштаба становится более значимой.
Обычно, эффективность препятствования входу зависит от существенности угрозы и обязательств существующей фирмы, связана кроме издержек и с целым рядом институциональных факторов. Решения фирм, специфика их целенаправленных действий могут быть объяснены с помощью инструментария теории игр.
Поэтому отраслевые барьеры входа можно определить как совокупность экономических, технологически и институциональных условий, позволяющих существующим фирмам в отрасли в долгосрочном периоде устанавливать цены выше минимальных средних издержек производства и препятствующих потенциальным `новичкам` отрасли получить прибыль в таком же объеме, в каком ее получают укоренившиеся фирмы до входа. [5, с.107]
Входные и выходные барьеры часто оказывают заметное влияние на бизнес. Первые позволяют некоторым компаниям защититься от конкурентов (или мешают выйти на новый рынок), а вторые иногда служат настоящей преградой, заставляющей компанию оставаться на невыгодном для себя рынке (или просто продлевая ее пребывание на нем). Попробуем ниже разобраться, какие же бывают входные барьеры. [4, с. 190]
Существует огромное количество входных барьеров. При желании можно придумывать их практически до бесконечности, ведь все зависит от каждого конкретного бизнеса. Рассмотрим общие проблемы.
1) Эффект масштаба
Данный эффект охватывает сразу же достаточно много моментов. Во-первых, это издержки, которые у действующей компании с солидной долей рынка будут заметно меньше, чем у новичка. Во-вторых, это объем инвестиций, который придется вложить новой компании, чтобы закрепиться на рынке. Чем больше инвестиций понадобится, тем меньше вероятность появления компании.
2) Клиентская база
В некоторых видах бизнеса все взаимодействие с клиентами осуществляется посредством базы клиентов. Это вполне актуально, скажем, для b2b отрасли (англ. Business to Business. Отличие от обычного бизнеса состоит в том, что здесь в качестве потребителя или клиента выступает другой бизнес, а не обычный потребитель). Естественно, у новичка такой базы, скорее всего, нет. И это налагает на него определенные проблемы при старте.
3) Известный бренд
Наличие на рынке известного бренда, естественно, подрывает желание компании выходить на него. Тягаться по рекламным возможностям с ним будет очень сложно, да и понадобится немало времени на это. Так что наличие бренда у компании (или ситуации, когда сама компания является брендом) является серьезным конкурентным преимуществом.
4) Высокая стоимость смены поставщика
Вполне нормальная ситуация, когда на рынке появляется более выгодное предложение, но клиент существующей компании не собирается изменять ей по той простой причине, что издержки на смену поставщику окажутся слишком большими. Например, авиакомпании начисляют своим клиентам бесплатные мили, когда те летают на их самолетах. Это один из примеров высокой стоимости смены поставщика, ведь тогда все бесплатные мили будут утеряны. В мире CRM-систем это могут быть серьезные затраты на внедрение новой системы.
5) Проблемы с распределением товара
Возможна ситуация, в которой компания, действующая на рынке, сделает все, чтобы новички не получили доступ к дистрибьюторам. Добиться этого можно совершенно разными способами, начиная от заключения эксклюзивного соглашения с дистрибьюторами и заканчивая их поглощением.
6) Компоненты и сырье
Здесь дело обстоит примерно таким же образом, как и в предыдущем случае. Объяснять подробнее особого смысла не имеет.
7) Патенты
Наличие патентов может серьезно помочь компании, находящейся на рынке. Новые конкуренты вполне могут попасться на том, что будут использовать запатентованную технологию. Многие отрасли бизнеса, конечно, вряд ли могут похвастаться важностью для них патентов. Но вот в других ситуация совсем иная. Вплоть до того, что конкуренты не могут из-за патента появиться в принципе. Самой известной отраслью в этом плане является фармацевтика.
8) Возможность снижения цен
Если издержки позволяют, то компания вполне может снизить цены, чтобы раздавить новичка. Такой подход часто применяется в бизнесе. Правда, надо понимать, что он не обязательно особенно обрадует саму компанию, так как поднять цены к предыдущему уровню будет достаточно проблематично.
9) Выгодное место продаж
В некоторых сферах бизнеса успешность продаж определяет место. В таком случае, если существующая компания уже заняла удачное место, не оставив новичкам ничего хорошего в остатке, говорить о появлении конкурентов становится бессмысленно.
Деление барьеров на естественные и искусственные.
Входные барьеры служат для поддержания монопольной власти, для сохранения её в долгосрочном периоде. Но их можно рассматривать и как причины возникновения монополии. Существует 2 вида входных барьеров:
естественные, которые возникли по экономическим причинам;
искусственные, которые создаются институциональным путем.
Основные виды естественных барьеров:
экономия от масштабов производства. Этот барьер означает преимущество в издержках производства у очень крупных фирм, что дает при необходимости возможность понижать цену до уровня, который и будет барьером для входа в отрасль других фирм с более высокими средними издержками. Таким образом возникает естественная монополия. Естественная монополия - это фирма, способная обеспечить рыночный спрос на какой-либо товар с минимальными средними издержками в долговременном периоде.
размер рынка. Иногда условия спроса таковы, что позволяют удержаться в отрасли лишь одной фирме. Например, ресторан в небольшом населенном пункте.
контроль над ключевыми ресурсами производства на основе владения или пользования. Например, одна скважина, в которой добывается нефть. Уникальные способности или знания также могут создавать монополию.
Искусственные барьеры:
патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции на определенное время. Смысл патента или авторских прав - стимулирование творческой активности.
лицензии правительства на право заниматься каким-либо видом деятельности.
нечестные целенаправленные действия самих фирм-монополистов (угроза, шантаж и т.д.). Сегодня жесткие меры монополии запрещены. [2, с.232]
Абсолютная монополия имеет место тогда, когда весь объем отраслевого предложения концентрируется у одного продавца, а появление в отрасли других продавцов заблокировано. Такое положение возможно только в случае наличия чрезвычайно высоких, непреодолимых барьеров проникновения в отрасль, что и является причиной существования монополий.
Способствующие формированию таких барьеров факторы служат источниками монопольной власти.
В качестве источника монопольной власти могут выступать исключительные права, предоставляемые производителю на ведение определенного рода деятельности.
1) Такие права могут предоставляться органами государственной власти - например, в отношении предоставления услуг почтовой связи или коммунального хозяйства. Именно "правительственные" лицензии являются основой деятельности естественных монополий.
Естественная монополия - называется такой вид монополии, когда компания занимает особое положение, на рынке пользуясь определенными привилегиями в силу эксклюзивного обладания необходимыми ресурсами или средствами производства.
Как правило, эти компании управляют процессами и инфраструктурами воспроизводить, которые, т.е. дублировать, экономически нецелесообразно, а порой и невозможно.
Естественными монополиями во многих странах являются компании занимающиеся работающие на рынке железнодорожных перевозок, электро- и водоснабжения.
2) Субъектом установления исключительных прав может быть и фирма, как в случае с франшизой, когда она предоставляет другой фирме монопольные права на осуществление определенной деятельности в рамках установленной территории.
3) Часто источником монопольной власти, хотя и ограниченной во времени, являются авторские права. Реализуясь через патенты и лицензии, они позволяют их владельцу занимать монопольное положение на рынке какого-либо товара (услуги) или в применении в производстве некоей технологии. Источником монопольной власти может служить собственность на производственный ресурс. Если фирма обладает собственностью на весь объем предложения ключевого для производства какого-то товара ресурса, то это обеспечит ей и монополию на рынке данного товара.
На рынке олигополии, как правило, используются нечестные методы борьбы с "новичками". Для того чтобы не пустить новичка на рынок, фирмы могут объединиться в картель и устанавливать такую цену, которая поможет удержать имеющуюся долю рынка. [10, с.156]
Сотовая связь - один из видов мобильной радиосвязи, в основе которого лежит сотовая сеть. Ключевая особенность заключается в том, что общая зона покрытия делится на ячейки (соты), определяющиеся зонами покрытия отдельных базовых станций (БС). Соты частично перекрываются и вместе образуют сеть. На идеальной (ровной и без застройки) поверхности зона покрытия одной БС представляет собой круг, поэтому составленная из них сеть имеет вид сот с шестиугольными ячейками (сотами).
Сеть составляют разнесённые в пространстве приёмопередатчики, работающие в одном и том же частотном диапазоне, и коммутирующее оборудование, позволяющее определять текущее местоположение подвижных абонентов и обеспечивать непрерывность связи при перемещении абонента из зоны действия одного приёмопередатчика в зону действия другого.
Первое использование подвижной телефонной радиосвязи в США относится к 1921 г.: полиция Детройта использовала одностороннюю диспетчерскую связь в диапазоне 2 МГц для передачи информации от центрального передатчика к приёмникам, установленным на автомашинах. В 1933 г. полиция Нью-Йорка начала использовать систему двусторонней подвижной телефонной радиосвязи также в диапазоне 2 МГц. В 1934 г. Федеральная комиссия связи США выделила для телефонной радиосвязи 4 канала в диапазоне 30…40 МГц, и в 1940 г. телефонной радиосвязью пользовались уже около 10 тысяч полицейских автомашин. Во всех этих системах использовалась амплитудная модуляция. Частотная модуляция начала применяться с 1940 г. и к 1946 г. полностью вытеснила амплитудную. Первый общественный подвижный радиотелефон появился в 1946 г. (Сент-Луис, США; фирма Bell Telephone Laboratories), в нём использовался диапазон 150 МГц. В 1955 г. начала работать 11-канальная система в диапазоне 150 МГц, а в 1956 г. - 12-канальная система в диапазоне 450 МГц. Обе эти системы были симплексными, и в них использовалась ручная коммутация. Автоматические дуплексные системы начали работать соответственно в 1964 г. (150 МГц) и в 1969 г. (450 МГц).
В СССР В 1957 г. московский инженер Л.И. Куприянович создал опытный образец носимого автоматического дуплексного мобильного радиотелефона ЛК-1 и базовую станцию к нему. Мобильный радиотелефон весил около трех килограммов и имел радиус действия 20-30 км. В 1958 году Куприянович создает усовершенствованные модели аппарата весом 0,5 кг и размером с папиросную коробку. В 60-х гг. Христо Бочваров в Болгарии демонстрирует свой опытный образец карманного мобильного радиотелефона. На выставке "Интероргтехника-66" Болгария представляет комплект для организации местной мобильной связи из карманных мобильных телефонов РАТ-0,5 и АТРТ-0,5 и базовой станции РАТЦ-10, обеспечивающей подключение 10 абонентов.
В конце 50-х годов в СССР начинается разработка системы автомобильного радиотелефона "Алтай", введенная в опытную эксплуатацию в 1963 г. Система "Алтай" первоначально работала на частоте 150 МГц. В 1970 г. система "Алтай" работала в 30 городах СССР и для нее был выделен диапазон 330 МГц.
Аналогичным образом, с естественными отличиями и в меньших масштабах, развивалась ситуация и в других странах. Так, в Норвегии общественная телефонная радиосвязь использовалась в качестве морской мобильной связи с 1931 г.; в 1955 г. в стране было 27 береговых радиостанций. Наземная мобильная связь начала развиваться после второй мировой войны в виде частных сетей с ручной коммутацией. Таким образом, к 1970 г. подвижная телефонная радиосвязь, с одной стороны, уже получила достаточно широкое распространение, но с другой - явно не успевала за быстро растущими потребностями, при ограниченном числе каналов в жёстко определённых полосах частот. Выход был найден в виде системы сотовой связи, что позволило резко увеличить ёмкость за счёт повторного использования частот в системе с ячеистой структурой.
Конечно, как это обычно бывает в жизни, отдельные элементы системы сотовой связи существовали и раньше. В частности, некоторое подобие сотовой системы использовалось в 1949 г. в Детройте (США) диспетчерской службой такси - с повторным использованием частот в разных ячейках при ручном переключении каналов пользователями в оговоренных заранее местах. Однако архитектура той системы, которая сегодня известна как система сотовой связи, была изложена только в техническом докладе компании Bell System, представленном в Федеральную комиссию связи США в декабре 1971 г. И с этого времени начинается развитие собственно сотовой связи, которое стало поистине триумфальным с 1985 г., в последние десять с небольшим лет.
В 1974 г. Федеральная комиссия связи США приняла решение о выделении для сотовой связи полосы частот в 40 МГц в диапазоне 800 МГц; в 1986 г. к ней было добавлено ещё 10 МГц в том же диапазоне. В 1978 г. в Чикаго начались испытания первой опытной системы сотовой связи на 2 тыс. абонентов. Поэтому 1978 год можно считать годом начала практического применения сотовой связи. Первая автоматическая коммерческая система сотовой связи была введена в эксплуатацию также в Чикаго в октябре 1983 г. компанией American Telephone and Telegraph (AT&T). В Канаде сотовая связь используется с 1978 г., в Японии - с 1979 г., в Скандинавских странах (Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия) - с 1981 г., в Испании и Англии - с 1982 г. По состоянию на июль 1997 г. сотовая связь работала более чем в 140 странах всех континентов, обслуживая более 150 млн абонентов.