Виды и формы собственности. Трансформация отношений собственности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:13, реферат

Описание работы

Собственность – основа, становой хребет любого общественного строя и
общества. Она возникла на заре развития человечества, выражаясь в начале в
индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в
коллективном присвоении.
Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует никакой
формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоение
индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и
посредством нее.

Содержание работы

Введение. 3
1. Теория собственности. 5
1.1. Теоретические основы понятия «собственность» 5
1.2. Общие положения о собственности в России. 8
2. Собственность и рынок. Приватизация. 13
2.1. Отношения собственности и рынка. 13
2.2. Причины приватизационного процесса 15
2.3. Общая характеристика «приватизационной» экономической реформы. 18
2.4. Приватизация и субъект хозяйствования. 20
2.5.Перспективы приватизации. 24
Заключение 26
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 62.76 Кб (Скачать файл)

собственник”),   консерваторы   снимали   с    себя    как    представителей

государственной власти ответственность  за социально-экономическое  положение

в стране. Тем самым они  политически  переиграли  социалистов  и  радикалов,

призывавших голосовать за себя именно  потому,  что  они  якобы  знали,  как

справиться с кризисом.

      Политический  интерес  удачно  совпал  с   идеологическим.   Сам   факт

обращения   к   приватизации    после    долгих    десятилетий    господства

государственного  капитализма   реабилитировал   капиталистическую   систему

хозяйствования.

 

     2.3. Общая характеристика  «приватизационной» экономической  реформы.

 

      Приватизация  представляет  особую  систему   экономических  отношений,

возникающих  в связи с изменением   формы   собственности   на   средства

производства: с «государственной»  на  «частную».  Она  включает  взаимосвязь

приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти,

трудовых коллективов  предприятий, населения в  целом  в  процессе  глубинных

изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается  в  том,

что приватизация является разгосударствлением  собственности.

         Объективные  причины развития приватизационного  процесса  носят  как

макроэкономический,  так  и   микроэкономический   характер.   Необходимость

постоянного   внерыночного   согласования   производственной    деятельности

государственных предприятий  в условиях  административно-командной  экономики

обусловила их высокие  планово-координационные издержки. Между  тем  механизм

рынка  осуществляет  такое  согласование  с  гораздо  меньшими   издержками.

Следовательно, приватизация обусловлена не только переходом  страны  в  целом

от «административно-командной» системы к «социальному рыночному  хозяйству»,

но и позитивным стремлением  предприятий к снижению издержек.

         Приватизация  выполняет две функции. С   одной  стороны,  она  должна

стать элементом экономической  реформы, ядром радикальных  преобразований,  а

с другой,  -  инструментом  государственного  регулирования долговременного

характера. Непосредственными  целями приватизации являются:

  . формирование слоя  мелких и средних собственников;

  .  сокращение   доли   имущества,   находящегося   в   государственной   и

    муниципальной  собственности;

  . перераспределение экономических  основ власти.

          Достижение  социальной  справедливости,  повышение   экономической

эффективности  производства,  рост  доходов  государственного   бюджета   не

выступают  собственными  целями  приватизации.  Она   может   способствовать

развитию данных процессов  только в долгосрочном периоде.

          Основными  критериями   выбора   способа   приватизации   являются

отраслевая принадлежность и размер предприятия,  учет  принципов  социальной

справедливости   и   приоритета   трудового   коллектива,   демонополизация,

необходимость  сохранения  профиля  предприятия  и   его   производственного

потенциала, рентабельность предприятия,  привлечение  инвестиций.  Названные

критерии   обусловили   следующие   основные    способы    приватизации    –

акционирование  (с  закрытой  подпиской   или   продажей   акций);   продажа

предприятий и имущества  по коммерческому  или инвестиционному  конкурсу  (на

аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

         Особенностями начального этапа  приватизации  в  России  (1991-1994

гг.) являются:  приоритет  политических  целей  процесса,  введение  системы

приватизационных чеков;  сверхвысокие  темпы  приватизации;  преимущественно

формальный  характер приватизации при  акционировании  крупных  предприятий;

аукционная продажа малых  объектов; низкая доходность приватизации.

           Эти   черты   сближают   российскую   практику   приватизации   с

восточноевропейской. Использование  приватизации как постоянного  инструмента

государственного регулирования  экономики на последующих этапах  будет  иметь

общие характеристики с процессом  приватизации  в  развитых  странах  Запада

(многообразие   форм   приватизации,   ее   инвестиционная   направленность,

индивидуализация и низкие темпы приватизационного процесса).

          Эмиссия  и  обращение   приватизационных  чеков  стали   эффективным

инструментом быстрого  перераспределения  государственного  имущества  среди

негосударственных инвесторов. Вторичный  же  рынок  акций  приватизированных

предприятий  развивается  медленно  из-за   отсутствия   спроса   на   акции

большинства акционерных  обществ (и, соответственно, их низкой  ликвидности),

малой доходности акций и  неразвитости инфраструктуры фондового  рынка.

         Успешное  проведение приватизации  и   особенно  постприватизационное

развитие предприятий  зависит от создания и  функционирования  управленческих

как государственных, так  и негосударственных структур (холдингов, финансово-

промышленных   групп).   Именно   они   призваны   обеспечить    эффективное

распоряжение государственной  долей в уставном капитале акционерных  обществ.

          Прогноз  процесса  приватизации  в  России  показывает   следующие

перспективы:  ведущим  способом  приватизации  станет  продажа   предприятий

(имущества, пакетов акций)  на инвестиционных  конкурсах;  сложились  условия

для   перехода   к   оригинальным   моделям   приватизации    в    регионах;

индивидуализация условий  приватизации оставшихся государственных  крупнейших

научно-производственых комплексов, малых и средних предприятий.

                 2.4. Приватизация и субъект хозяйствования.

          Рассмотрение   методологических   основ    разгосударствления    и

приватизации позволяет  раскрыть экономическое  содержание  приватизации  как

системы отношений по изменению  формы собственности на средства  производства

с  государственной  на  частную  (в  том   числе   индивидуальную,   паевую,

акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов.

        Специфика   сложившейся  в  начале  процесса  приватизации  в  России

ситуации  характеризуется  следующими   чертами:   практическое   отсутствие

крупных  частных  фирм,  слабость  негосударственного  сектора,   отсутствие

финансовых компаний  и  инвестиционных  банков.  Формализация  и  унификация

структур экономической  деятельности до  сих  пор  сказывается  на  темпах  и

масштабах приватизации.

        Различные  способы приватизации приводят  к передаче  государственного

имущества в «частную», «общую долевую» или «акционерную» собственность.  При

продаже  предприятия  происходит   реальная   приватизация   государственной

собственности.  Преобразование  предприятия  в  акционерное  общество  можно

назвать  формальной  приватизацией,  так  как  после  выкупа  акций  бывшего

государственного предприятия  членами трудового  коллектива  остальные  акции

остаются в государственной  собственности, и  требуется  время,  пока  их  не

выкупят другие инвесторы.

        Содержание  системы  отношений  приватизации  раскрывается  через  ее

цели. В этом аспекте приватизация – не цель реформы,  а ее инструмент.

       Приватизация  способствует демонополизации производства. К  сожалению,

резкий  переход  к  акционированию  крупных  предприятий  произошел  без  их

предварительной реорганизации  и коммерциализации. Это не  позволило  увязать

задачи приватизации  и  демонополизации.  Следует  учитывать,  что  проблему

демонополизации удается  решить не во всех отраслях народного  хозяйства и  не

только методами разукрупнения. Взаимосвязь  приватизации  и  демонополизации

настолько сложна,  что использование разрешенных программой  приватизации

методов приводило к разрушению  сложившихся  отраслевых  научных  комплексов

при выходе из них структурных  подразделений.

          Следует    отметить,    что    реализация    целей    приватизации

взаимопротиворечива. Например, рост доходов бюджета не может быть  обеспечен

при продаже имущества  на  инвестиционных  торгах,  предполагающих  передачу

средств не государству, а  предприятию.

      Явные   противоречия  существуют  также   между  принципами   социальной

справедливости и экономической  эффективности.  Здесь  пришлось  поступиться

нормами справедливости  в  целях  ускорения  процесса  разгосударствления  и

приватизации.

        Важным  средством приватизации является  перераспределение  доходов   и

имущества.  Однако  приватизация  имущества,  капитала  вовсе  не   означает

равноценную  приватизацию  доходов.  Последняя  происходит   как   благодаря

изменениям в структуре  собственности,  так  и  одновременному  изменению  (в

результате приватизации) уровня и структуры цен.

        Сравнительный  анализ  основных  черт  приватизационного   процесса  в

Восточной  Европе  и  в  России  показывает  наличие  общих  тенденций:   1)

использование в качестве инструмента перехода  к  рынку  коммерциализации  и

акционирования  государственных  предприятий;  2)  введение   чековой   (или

купонной) системы; 3)низкая доходность приватизации; 4)  аукционная  продажа

малых объектов.

       Приватизация  в  развитых  странах  имеет   ряд  существенных  отличий:

многообразие   форм   приватизации,   индивидуализация   и   низкие    темпы

приватизационного процесса, использование в  качестве  постоянного  элемента

государственного  регулирования  экономики.   В   перспективе   именно   эти

характеристики будут  свойственны российской приватизации.

       Приватизация  является  тем  звеном  экономической   реформы,  которое

одновременно создает  предпосылки для реализации других направлений  реформы.

Приватизация разворачивается  в условиях  изменения  политической  обстановки

при  переходе   от   «дирижистской»   модели   регулирования   экономики   к

«неолиберальной».   Обратный   переход   может   сопровождаться    процессом

деприватизации.  Это подтверждает  постоянный  характер   приватизационного

процесса как инструмента  государственного регулирования.

        Проведение  приватизационных  мероприятий   в  России  сталкивается  с

целым рядом объективных  препятствий. Прежде  всего,  масштаб  предполагаемых

преобразований несопоставим с аналогичными  процессами  в других  странах.

Практически  отсутствовала  инфраструктура  рынка  капиталов.  Резкий   спад

производства  значительно  усложнил  оценку   потенциала   низкорентабельных

предприятий.  Наблюдалась  нехватка  финансовых  средств  у  населения.  Эти

условия  объясняют  неизбежную  неэквивалентность  продажи  государственного

имущества  и  необходимость  привилегий  для   различных   групп   населения

(трудовых коллективов,  безработных и т.п.).

        Приватизация  является  важнейшим   инструментом   институциональной

политики,  и  ее  осуществление  ведет  к  формированию   новой   социально-

экономической структуры  народного  хозяйства.  Приватизация  на  самом  деле

сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул  бы  интересы

миллионов людей. Возник искусственный  инвестиционный  спрос  и  определенная

концентрация прав собственности.

          Сложившийся   механизм   приватизационного   процесса   в   России

соответствует балансу интересов  различных групп и слоев населения.

          В    российской    концепции    приватизации    соединились    два

разнонаправленных подхода. Первый  подход  во  главу угла  ставит  интересы

трудовых коллективов  приватизируемых предприятий, второй –  задачи  народной

приватизации   и   соблюдение   принципа   социальной   справедливости   при

распределении  государственной собственности.  Занявший  ведущее место на

начальном этапе приватизации механизм закрытой подписки и чековых аукционов

совмещает оба эти подхода.  Наиболее  трудным  стал  для  предприятия  выбор

момента  начала  приватизации   предприятия   в   целом   (или   арендуемого

имущества).

        Массовое  преобразование государственных   предприятий  в  акционерные

общества  создало  возможность  развития  фондового   рынка   в   Российской

Федерации.  Были  сняты  ограничения   на   продажу   акций,   приобретенных

работниками предприятий  на трудовых льготных  условиях.  Отмена  трехлетнего

моратория  на  продажу  акций   способствовала   выбору   второго   варианта

акционирования  большинством  трудовых  коллективов.  Большое  значение  для

приобретения дальнейшей самостоятельности  приватизированными  предприятиями

имело принятие законодательных  актов,  регламентирующих  продажу  земельных

участков.

 

      При выборе  методов  максимизации  прибыли   собственник-предприниматель

Информация о работе Виды и формы собственности. Трансформация отношений собственности в России