Виды и типы рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 11:34, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время существует пять моделей рыночной экономики, используемых в различных странах: американская, немецкая, французская, шведская, японская. Некоторые страны при разработке своих моделей использовали опыт планирования в России. Каждая модель включает в себя различные виды рынков. Анализ их особенностей необходим для успешного формирования в России собственной модели рыночной экономики.

Содержание работы

Виды и типы рынков. Преимущества и недостатки рыночной экономики
Рынок товаров и услуг. Общее экономическое равновесие
Рынки факторов производства
Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов)
Рынок интеллектуального продукта (инвенций и новаций)
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

эконом.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Украины

Харьковская государственная  академия культуры

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

«Микроэкономика и макроэкономика»

на тему: «Виды и типы рынков»

 

 

 

 

Выполнила: 
студентка II курса 
факультета культурологии 
группы №6 
Кошевая Валентина

 

Проверила:

Зайцева М. Н.

 

Харьков 2013

 

Содержание

 

  1. Виды и типы рынков. Преимущества и недостатки рыночной экономики
  2. Рынок товаров и услуг. Общее экономическое равновесие
  3. Рынки факторов производства
  4. Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов)
  5. Рынок интеллектуального продукта (инвенций и новаций)

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды и типы рынков. Преимущества и недостатки рыночной экономики

В настоящее время  существует пять моделей рыночной экономики, используемых в различных странах: американская, немецкая, французская, шведская, японская. Некоторые страны при разработке своих моделей использовали опыт планирования в России. Каждая модель включает в себя различные виды рынков. Анализ их особенностей необходим для успешного формирования в России собственной модели рыночной экономики.

Рынок - это механизм взаимодействия покупателей как представителей рыночного спроса и продавцов, представляющих рыночное предложение: в ходе этого взаимодействия устанавливается равновесная рыночная цена.

Каждый из участников рыночных отношений действует в  своих интересах: продавец заинтересован  продать товар по цене, обеспечивающей максимум прибыли; покупатель желает купить товар по минимальной цене и получить от его потребления максимально  полезный эффект. Сделка может совершиться при каком-то промежуточном варианте - цене равновесия. Структура рынка - это внутреннее строение, взаимосвязь между отдельными элементами, их удельный вес в общем объеме. Основой, определяющей структуру рынка, являются формы собственности действующей в экономике (государственная, частная, коллективная, смешанная).

Основными субъектами хозяйственной  деятельности в рыночной экономике  выступают домашние хозяйства, организации  бизнеса и правительство. Взаимодействие между ними осуществляется на различных рынках.

В зависимости от предмета обмена различают рынки факторов производства, рынки конечных продуктов  и услуг, финансовые рынки, рынок  интеллектуальных продуктов.

Рынок товаров  и услуг. Характерным признаком потребительского рынка является то, что цены на нем фактически формируются после производства товаров. Такой рынок наиболее подвержен кризисам.

Рынок факторов производства. Это в сущности три взаимосвязанных рынка:

- pынок капиталов;

- pынок землепользования и недвижимости;

- pынок труда.

Их взаимосвязь обусловлена  зависимостью спроса и предложения  на одном от ситуации на другом. Например, если цены на рынке труда растут, увеличивается ставка заработной платы, то фирмам выгоднее увеличивать капитал, замещая им, ставший более дорогим, труд.

Отличительной чертой рынка  факторов производства является производный характер спроса. Главная цель бизнеса - прибыль, а капитал, труд, земля - это условия необходимые для производства прибыли. Поэтому спрос на них порожден стремлением бизнеса получать прибыль.

Финансовый  рынок многолик и разнообразен, но предмет купли-продажи один - деньги, предоставляемые в пользование в различной форме.

Существует несколько  способов классификации финансовых рынков:

- по принципу возвратности (рынок долговых обязательств и рынок собственности);

- по характеру движения ценных бумаг (первичный и вторичный);

- по форме организации (организованный рынок и распределенный);

- по срокам предоставления денег.

Например, акции по принципу возвратности относятся к рынку собственности, так как на этом рынке покупают и продают право на получение дохода от вложения денег.

Акции нового выпуска  будут реализованы на первичном  рынке, а их перепродажа осуществляется на вторичном. Котировка крупных  пакетов акций на фондовой бирже означает их прохождение через организованный рынок, но большая часть акций обращается на распределенном, уличном рынке.

Рынок интеллектуальных продуктов. К нему относятся изобретения, инновации, информационные услуги: произведения литературы и искусства.

В соответствии с различными критериями рынки классифицируются:

  1. По экономическому назначению объектов:

- рынок потребительских товаров и услуг;

- рынок товаров промышленного назначения;

- рынок инноваций;

- рынок труда;

- рынок ценных бумаг;

- рынок жилья и т. д.

2. По географическому положению:

- местный рынок;

- национальный;

- мировой.

3. По степени ограничения конкуренции:

- монополистический;

- олигополистический;

- монопсонический;

- свободный;

- смешанный.

4. По характеру продаж:

- оптовый;

- розничный.

5. По уровню насыщения:

- равновесный рынок;

- избыточный рынок;

- дефицитный рынок.

6. По соответствию действующему законодательству:

- легальный рынок;

- нелегальный (черный) рынок.

 

7. По отраслям:

- компьютерный;

- книжный и т.д.

Основные виды рынков подразделяются на субрынки и рыночные сегменты.

Сегмент рынка - в соответствии с принципами сегментации это часть рынка или группа потребителей, объединенных едиными требованиями по отношению к данному товару или услуге.

Например, на основе демографического принципа рынок будет сегментирован по возрасту потребителей, полу, составу семьи и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Рынок товаров  и услуг. Общее экономическое  равновесие

При макроэкономическом анализе выделяют четыре важнейших  агрегированных рынка: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала, рынок денег (национальной валюты) и ценных бумаг. Все они Находятся в тесной взаимосвязи.

Рынок товаров и услуг является центральным звеном обшей системы  взаимосвязанных рынков. Результаты его функционирования оказывают влияние на функционирование других рынков, во многом определяют состояние других рынков и, следовательно, общее экономическое равновесие. В свою очередь, и другие рынки оказывают прямое и обратное влияние на рынок товаров и услуг.

Так, рынок труда определяет совокупное предложение на рынке товаров и услуг, а совокупный спрос на товары и услуги в краткосрочном периоде может оказывать определяющее воздействие на формирование спроса на труд.

Рынок денег (национальной валюты) и ценных бумаг оказывает  влияние на рынок товаров и услуг путем воздействия на совокупный спрос. В то же время равновесие на рынке товаров и услуг, обусловленное уровнем цен, объемом продаж, или процессы приспособления к состоянию равновесия влияют на процентную ставку, величину спроса на деньги и на спрос и предложение на рынке ценных бумаг.

Уровни цен и объемов продаж на рынке товаров и услуг оказывают обратное воздействие на величину обменного курса национальной валюты и потоки экспорта и импорта капитала. В свою очередь, международные финансовые рынки в открытой экономике оказывают влияние на совокупный спрос на товары и услуги.

Рынок товаров и услуг  — это форма конкурентной экономической  связи между субъектами рынка  по поводу купли и продажи всех благ, произведенных в национальной экономике в течение определенного  периода времени и предназначенных  для конечного использования.

Поскольку вся сумма  произведенных в стране благ измеряется показателями ВВП, исчисленного на основе системы национальных счетов, то рынок  товаров и услуг в национальной экономике может быть определен  как форма конкурентной связи  рыночных субъектов по поводу купли-продажи произведенного в стране валового внутреннего продукта. Спрос на этом рынке определяет совокупный спрос, а предложение товаров и услуг — совокупное предложение.

Совокупный спрос и  совокупное предложение

Термин «совокупный спрос» означает совокупное количество денег, которое различные сектора экономики готовы израсходовать за данный период времени.

В экономической теории под совокупным спросом (AD, aggregated demand) понимается запланированные всеми  макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике.

В соответствии с распределением расходов между отдельными секторами  экономики в его составе выделяют следующие основные элементы:

С — потребительские расходы домохозяйств;

/ — инвестиционные расходы частного  сектора;

G — государственные закупки;

Хп — чистый экспорт.

В результате совокупный спрос в  целом может быть представлен  как сумма'указанных элементов  расходов:

AD = С + I + G + Х„.

Большую часть совокупного спроса (50% НД) составляют расходы населения на товары и услуги потребительского назначения, т.е. элемент С, который для краткости называется потреблением. Инвестиционные расходы представляют собой спрос фирм и хозяйств на инвестиционные товары (15—20% ВНП). Государственные закупки товаров и услуг — это расходы правительства на оплату услуг (образование, здравоохранение и др.) и содержание государственных чиновников (федеральных, региональных, муниципальных) — 30% национального дохода страны. Чистый экспорт — это разница между экспортом и импортом.

Суммарные закупки (совокупный спрос) зависят от многих факторов. Это  и общий уровень цен в стране, уровень реального национального  дохода, стоимость накопленного имущества, политика государства в области налогообложения, доходов населения, денежной, кредитной и т.д., определяющих размеры налогов, процентной ставки, размеры пенсий, заработной платы работникам госбюджетных предприятий и организаций, ожидания фирм и домохозяйств, обменный курс валют и др.

В экономической литературе существует два подхода к характеристике функциональной зависимости совокупного  спроса от основного определяющего  фактора:

•  как зависимость суммарных расходов общества от уровня реального национального дохода;

•  как зависимость суммарных расходов, запланированных всеми хозяйствующими субъектами на покупку конечных товаров и услуг, и общим уровнем цен в стране.

В макроэкономической теории Кейнса цена и объем спроса определяют объем  производства нации: чем больше факторные  доходы (заработная плата, прибыль, процент, рента), тем больше национальный доход. Поэтому кривая функции совокупного спроса имеет положительный наклон. В современной экономической теории наибольшее распространение получило теоретическое обоснование убывающей зависимости величины совокупного спроса от уровня цен, которое базируется на характеристике трех эффектов в экономике, вызываемых изменением общего уровня цен:

•  эффект процентной ставки (повышение уровня цен вызывает рост спроса на деньги — рост процентной ставки — снижаются стимулы для инвестирования и получения кредитов для покупки автомобилей, домов, квартир и т.д.);

•  эффект богатства или реальных кассовых остатков (увеличение уровня цен снижает реальную стоимость банковских вкладов, облигаций, т.е. доход от финансовых активов, — потребители экономят на покупках, чтобы восстановить прежний уровень богатства);

• эффект импортных покупок (повышение уровня цен — рост импорта иностранных товаров  и услуг и сокращение экспорта национальных товаров — сокращение чистого экспорта, составляющей совокупного  спроса).

Совокупным предложением (AS, aggregated supply) в экономической теории называется сумма всех произведенных  в стране конечных товаров и услуг, которую фирмы готовы предложить на рынке в течение определенного  периода времени при каждом возможном  уровне цен.

Иными словами, это реальный объем национального производства при различных значениях индекса  цен на конечные товары и услуги.

Совокупный спрос может  быть представлен как использованный национальный доход, а совокупное предложение  — как произведенный национальный доход.

Зависимость реального  объема национального производства (продукта) от уровня цен называется кривой совокупного предложения.

Характер влияния уровня цен на объем национального производства и, следовательно, вид кривой совокупного  предложения в решающей степени зависит от продолжительности рассматриваемого промежутка времени. Поэтому следует различать долгосрочную и краткосрочную кривые совокупного предложения. В долгосрочном периоде все цены как на товары, так и на ресурсы являются гибкими и изменяются в одной и той же пропорции, а в краткосрочном либо все цены, либо цены на труд такой гибкостью не обладают.

Возможны четыре вида кривой совокупного предложения :

1) долгосрочная кривая  совокупного предложения;

2) краткосрочная кривая  при ожидании неизменности цен на ресурсы;

3) краткосрочная кривая  при ожидании роста цен на  ресурсы;

4)  обобщенная кривая совокупного предложения.

В первом случае фирмы  ожидают пропорционального изменения  цен на товары и ресурсы, они лишаются стимулов к увеличению объема производства при росте уровня цен, поскольку предполагают, что их издержки вырастут в той же пропорции, что и цены. Поэтому кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде имеет вид вертикальной прямой .

Во втором случае фирмы  рассчитывают на то, что в течение определенного периода цены на ресурсы (и, следовательно, издержки производства) останутся без изменения, то в ответ на увеличение совокупного спроса они будут увеличивать реальный объем производства при сложившемся уровне товарных цен. Тогда кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде примет вид горизонтальной прямой.

Информация о работе Виды и типы рынков