Виды международной экономической интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

Социально-экономическая подсистема выражает существование в мировом хозяйстве различных групп стран: развитой рыночной экономики, развивающихся и переходных к рынку. Отдельные национально организованные хозяйства стран развитой рыночной экономики, развивающихся стран рыночной экономики и государств переходной от централизованно управляемой к рыночной экономике в своем противоречивом единстве составляют материальную основу, вещественное содержание мирового хозяйства и одновременно являются основными его социально-экономической подсистемы. Международные экономические отношения связывают эти хозяйства в целостную систему. Современная форма существования мирового хозяйства является следствием многовекового развития производительных сил и углубления разделения труда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Новые тенденции в развитии мировой экономической системы…………….6
1.1. Международные экономические союзы……………………………………….6
1.2. Международная интеграция……………………………………………………7
1.3. Экономическая глобализация…………………………………………………..9
Глава 2. Международное производственное сотрудничество………………………..11
2.1. Виды международного производственного сотрудничества……………….11
2.2. Направления интеграции экономической жизни………………………...….14
Глава 3. Виды международной экономической интеграции………………………….18
3.1. Четыре вида международной экономической интеграции………………….18
3.2. Международные правила осуществления внешнеэкономической
деятельности…………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………………….25
Глоссарий……………………………………………………………………………...…28
Список используемых источников…………

Файлы: 1 файл

Мировая экономическая система.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Виды международной  экономической интеграции

    1. Четыре вида международной экономической интеграции

 

Выделяют четыре вида международной экономической интеграции, зону свободной торговли, таможенный союз, единый общий рынок, экономический и валютный союз.

Зона свободной торговли (ЗСТ) – первая интеграционная ступень, предусматривающая договоренность между государствами по поводу свободной  от таможенных и количественных ограничений международной торговли товарами и услугами.

Положительными моментами  создания ЗТС являются стабилизация и предсказуемость торговой политики государств – участниц такого альянса.

Отрицательные черты  подобных соглашений состоят в том, что открытие границ определенного государства для импорта товаров и услуг из других стран может создать определенные трудности для отечественных производителей. Это связано с возможностью усиления конкуренции на внутреннем рынке и, как следствие – опасностью банкротств отечественных производителей из-за их не конкурентоспособности.

Таможенный союз (ТС) возникает  на основе соглашений государств-участниц о полном упразднении таможенных пошлин при взаимообмене товарами и  услугами. Кроме того, ТС предполагает создание единого для всех стран-участниц внешнего таможенного тарифа. Как правило, единый тариф распространяется не на все виды товаров и услуг, а на часть из них. ТС является более совершенной интеграционной формой международного экономического сотрудничества, чем ЗСТ, поскольку не только ликвидирует таможенные ограничения, но и требует от стран-участниц проведения единой внешнеторговой политики.

Установление единого  тарифа на определенные товары или  услуги дает эффект потому, что либо позволяет защитить страны Союза от внешней зависимости, либо создает условия для стимулирования производства конкурентоспособной продукции внутри Союза, что благоприятно повлияет на внутри-союзный рынок и тем самым усилит развитие интеграционных процессов внутри ТС.

Единый рынок (ЕР) представляет более совершенную форму экономической интеграции, чем ЗСТ и ТС. Помимо всего, имевшего место на предыдущих уровнях, он предусматривает унификацию технических норм, единых экологических требований, а также единой законодательной базы для внутрисоюзного предпринимательства.

Создание ЕР является длительным, сложным и противоречивым процессом. Особую трудность, как показал  опыт создания Европейского общего рынка, представляет здесь проблема квот –  т.е. установления долей в производстве, реализации и покупках товаров как внутри, так и за пределами каждой страны-участницы и единого рынка в целом.

Примером ЕР мог бы стать Союз между Россией и  Белоруссией, а также альянс между  Россией, Казахстаном и Киргизией. Однако пика эти Союзы реально  малодейственны, а соглашения о свободной торговле к 2000 г. все еще не были ратифицированы парламентами этих стран (кроме случая между Россией и Белоруссией).

Экономический Союз (ЭС) – высшая форма современной межгосударственной интеграции.

Он представляет собой  объединение государств на основе создания единого экономического, правового, военного и информационного пространства. ЭС, как правило, является составной частью межгосударственного союза.

В настоящее время  в мире существует только один ЭС –  Европейский Союз (ЕС). В рамках этого Союза, трансфрмировавшегося в 1993 г. из Европейского общего рынка, функционируют такие наднациональные органы управления, как Европейский парламент, Совет министров, Еврокомиссия, Суд и Европейский Совет.

В состав ЕС входят пока 27 европейских государств.

Экономическая часть  Европейского Союза, хотя и реально  существует, но все еще находится  в стадии формирования. Этот процесс  завершился созданием валютного  Союза в 2001 г.

ЭС предполагает расширенную  межгосударственную интеграцию, как  в области производства, так и обращения. При этом естественным является то, что интересы (и не только экономические) стран – участниц Союза и Союза в целом не всегда могут совпадать. Более того, ЭС не только не ликвидирует межгосударственную конкуренцию, но и в ряде случаев может усиливать ее. Поэтому даже в рамках ЭС каждое отдельное государство-участник, поддерживая общесоюзный интерес, приоритетным для себя оставляет свой национальный интерес.

Так, Англия, являясь полноправным членом ЕС, в то же время пока воздерживается от подписания конвенции о свободном перемещении людей в общих границах Союза. Не торопится она и с переходом на единую общесоюзную валюту.

Не исключено, что в  ряде случаев страны-участницы того или иного экономического альянса  могут в определенной мере, и поступиться собственными национальными интересами.

    1. Международные правила осуществления внешнеэкономической деятельности

 

Объединение отдельных  государств в любого рода союзы не ликвидирует существующих между  ними различий. В союзы могут входить как относительно богатые, так и бедные страны, экономически развитые и развивающиеся, великие державы и сравнительно малые государства.

Большая дифференциация стран, их неодинаковые возможности  и различные интересы приводят к  тому, что от реализации международных экономических связей они получают неодинаковый результат. Наибольшую выгоду от международной экономической интеграции получают, как правило, экономически развитые, богатые и политически стабильные государства. Это объясняется тем, что, во-первых, именно развитые страны производят сейчас наиболее прибыльную наукоемкую и трудоемкую продукцию и, во-вторых, экспорт капитала (которым, естественно, обладают богатые страны) является наиболее доходной формой современного бизнеса.

Страны-аутсайдеры различных международных экономических альянсов, вступив в них, также преследуют свой национальный экономический интерес. Не получая сверхвысоких доходов, они приобретают возможности и средства для более ускоренного чем ранее экономического роста, для достижения уровня экономически развитых и богатых стран. Таким путем прошли Япония, Австралия, Южная Корея и сейчас идут Сингапур, Тайвань и Малайзия.

Отстаивая собственные  национальные интересы, страны-участницы  мирохозяйственных связей усиливают  конкурентную борьбу, поднимая ее на более высокий виток. Международная конкуренция сейчас ведется одновременно на двух уровнях: между странами-участницами любого экономического объединения и между отдельными экономическими ассоциациями (союзами) государств. Примерами внутрисоюзной конкуренции могут служить так называемые винные и мясные «войны» между Францией, Испанией, Италией и Германией в рамках ЕС, а также сахарная «война» между Россией и Украиной за рынки сбыта и квоты на территории стран СНГ.

Примером международной конкуренции другого уровня является борьба между США и Японией, с одной стороны, и стран ЕС за рынки на территориях России и государств СНГ.

Международные правила  осуществления внешнеэкономической  деятельности, выработанные наднациональными экономическими институтами, являются общей правовой основой для всех государств – участников мировой экономической системы. Вступая в члены того или иного международного экономического союза, эти государства обязаны привести свое национальное, т.е. внутригосударственное законодательство, в соответствие с международными договорами и правилами.

Например, вступление России в ВТО требует определенных изменений  в Таможенном кодексе РФ; присоединение  ее к МВФ вызвало необходимость  принятия очередного Закона об иностранных  инвестициях, а также обеспечения относительной стабильности национальной валюты, достижения определенного уровня инфляции, снижения дефицитности государственного бюджета и улучшения собираемости налогов.

Приоритет международного права в операциях на мировом  рынке не означает полной интернационализации внешнеэкономической деятельности государства и подмену его внешнеэкономических институтов деятельностью международных экономических организаций. Обязанностью любого государства является всемерное отстаивание национальных экономических интересов, в том числе и за счет внешнеэкономической деятельности. Поэтому и в современных условиях государство в собственных национальных интересах определяет свою внешнеэкономическую политику. Для ее реализации каждое государство разрабатывает национальное законодательство по внешнеэкономической деятельности. Например, для России основополагающими законами в этом плане являются Федеральные законы «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», «Об иностранных инвестициях на территории Российской Федерации», «О разделе продукции» и др.

Непосредственным регулированием внешнеэкономической деятельности в каждой стране занимаются специальные  институты. В России это Министерство внешнеэкономических связей, Министерство по делам сотрудничества с СНГ, Таможенный комитет, Торгово-промышленная палата, Внешторгбанк, Внешэкономбанк и др. Они регистрируют и контролируют деятельность иностранных институциональных единиц в стране, регулируют экспорт и импорт за счет выдачи лицензий, квот, установления таможенных тарифов и налоговых сборов, содействуют, например, за счет организации выставок за рубежом и подписания межгосударственных соглашений, продвижению отечественных хозяйственных субъектов в экономические союзы и мировое хозяйство в целом.

Государства – участники  мирового экономического процесса, организуя  и регулируя международные экономические  отношения непосредственно внутри страны, могут оказывать влияние  и на мирохозяйственные связи  в целом. Такого рода влияние реализуется  многими способами, главным из которых служит использование права любой страны-участницы той или иной международной экономической организации разрабатывать и корректировать правила внутрисоюзной экономической «игры».

Кроме того, государства, участвующие в мировом экономическом процессе, особенно наиболее экономически развитые и богатые из них, имеют как прямые, так и косвенные возможности воздействия на мирохозяйственные связи, тем самым, регулируя их в своих национальных интересах. Таким прямым регулятором является протекционизм, с помощью которого то или иное государство или Союз в своих интересах (и не только экономических) предоставляет или не предоставляет отдельным странам преимущества по экспорту или импорту товаров, услуг и капиталов. Например, США резко ограничивают экспорт своих высоких технологий и разрешают продавать их лишь странам-партнерам по военным блокам. Одновременно, как и многие другие страны, они сокращают и количество стран-импортеров, предоставляя благоприятные условия для импорта лишь узкому кругу государств. Примерами тому могут служить существенное сокращение импорта стали из России в 2000 г. и ограничение импорта японских автомобилей в страну.

Косвенное регулирование  мирохозяйственных связей государства  могут осуществлять через принадлежащие им частные фирмы (особенно банки) и международные компании (МК). Так, с целью увеличения на мировом рынке, например, японских товаров, правительство Японии через национальные коммерческие банки предоставляет странам или фирмам-импортерам кредиты для японских закупок под льготный банковский процент. Кроме того, используя широкую сеть филиалов МК, разбросанную практически по всем регионам мира, развитые страны все большую часть хозяйственных операций на мировом рынке сейчас осуществляют через них. Как уже отмечалось, на долю этих корпораций приходится более половины мирового товарооборота.

Таким образом, современные  государства, организуя свою национальную экономику для широкого участия  в мировом экономическом процессе, одновременно активно влияют на нее  и регулируют весь комплекс мирохозяйственных связей, прежде всего в своих собственных интересах. Эти действия позволяют странам не только отстаивать свои экономические интересы на международной арене, но и совершенствовать, а также поступательно развивать мировое хозяйство, международные экономические отношения и обеспечивать тем самым дальнейший общественный прогресс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В 80—90-е годы в мире произошли масштабные экономические, политические, социальные процессы огромной преобразующей силы, которые оказали воздействие на мировое хозяйство, его качественные характеристики. После ликвидации раскола мира на две противоположные системы в мире, особенно в 
Европе, произошли кардинальные перестановка сил и переоценка ценностей, в результате чего стереотипы, существовавшие у нас и за рубежом десятилетиями 
(вплоть до 90-х годов) относительно проблем мирового хозяйства, МРТ и международных экономических отношений, изжили себя.

В переходный период, в  который вступил весь мир, уже  мало понимания невозможности более жить в условиях конфронтации. Требуется конструктивное созидательное мышление, отвечающее новым реалиям. Долгие годы у нас недооценивалась западноевропейская (как, впрочем, и любая иная, кроме социалистической) интеграция. Пренебрежение фактами, однако, только усугубляло последствия для тех, кто их игнорировал. Мы наконец-то не только признаем эффективность "чужих" интеграционных процессов, но и готовы сотрудничать с Европейским союзом (ЕС).

Изменение условий мирового общежития вызывает необходимость формирования целостного цивилизованного мирового сообщества, в котором общечеловеческие ценности получают приоритетное развитие. При этом сохраняется социально-экономическое и политическое многообразие мировых структур.

Распространение на планетарном уровне идей, знаний и их применение создает новые условия социально-экономического развития. Человеческая цивилизация из суммы отдельных частей превращается в органическое целое, связанное не только общностью земной поверхности, а и взаимопереплетением в различных областях деятельности. Мир существенно отличается от того, каким он был всего полвека назад: глубокие изменения затронули как капиталистические, так и бывшие социалистические страны, существенно изменилась внешнеполитическая ситуация.

Информация о работе Виды международной экономической интеграции