Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 19:59, курсовая работа
Создавая благоприятные условия для расширения масштабов производства однородной продукции, увеличивая серийность выпускаемых изделий, т.е. способствуя повышению уровня специализации производства, мировой рынок тем самым создает предпосылки для роста эффективности общественного производства. Интернационализация производственного процесса производства, международное переплетение капиталов, создание совместных предприятий и организаций для решения научных, технических и производственных проблем свидетельствуют о глобализации мирового хозяйства.
Введение
ГЛАВА I Международная специализация производства
ГЛАВА II Международное кооперирование производства
Заключение
Список используемой литературы
В 30-е г.г. XX в. произошли большие изменения в системе международного разделения труда и международной торговли. Заметно снизилась роль естественно-природных различий как фактора международной специализации. В этот период была создана новая модель внешней торговли - модель Хекшера - Олина. Согласно этой модели в процессе международной торговли происходит выравнивание цен факторов производства. Первоначально цена будет сравнительно низкой на те факторы производства, которые имеются в этой стране в изобилии, и высокой на те, которых недостает. Специализация приводит к переливу факторов в экспортные отрасли, соответственно относительно возрастает спрос на данный фактор по сравнению с его предложением и соответственно растет цена. В соответствии с моделью страна постепенно утрачивает свои преимущества и происходит нивелирование уровня развития ее отраслей. Это создает условия для расширения круга экспортных отраслей, более глубокого их включения в международное разделение труда, поиска новых преимуществ.
Теорию конкурентных преимуществ разработал М. Портер.
Конкурентные преимущества
- уникальные хозяйственные факторы,
использование которых в
Конкурентные преимущества должны быть существенными, динамичными (трансформироваться с учетом изменения запросов потребителей, национальной и глобальной ситуации, использоваться как фирмой в целом, так и всеми ее подразделениями).
Факторы, являющихся основой конкурентных преимуществ, разделяются:
С точки зрения состояния в каждый данный момент они могут быть потенциальными и реальными.
С точки зрения источника могут быть внешние (связаны с высоким качеством товара, имеющим особую ценность для покупателей) и внутренние (базируются на низких издержках производства и сбыта, обеспечивающих фирме при существующем уровне цен более высокую рентабельность). Эти два вида преимуществ имеют разную природу, формируются разными путями: внешние - на основе стратегии дифференциации, внутренние - на стратегии низких издержек, поэтому они обычно несовместимы.
С точки зрения периода существования - стратегические (сохраняющиеся не менее 2-3 лет), тактические (обеспечивают текущее преимущество на период до года).
По происхождению
- основные (естественные) - природные
и климатические ресурсы, неквалифицированная
и полуквалифицированная
Сегодня значение этих факторов как основы конкурентоспособности падает. Причины этого:
Сокращение, благодаря
научно-техническому прогрессу, потребности
в них при одновременном
Торможение в
результате их использования внедрения
технических новинок и научно-
Перенос крупными фирмами деятельности за рубеж или закупка сырья на мировом рынке.
Естественные факторы имеют значение лишь в добывающих отраслях или там, где требования к технологии и навыкам персонала не очень высоки.
Развитые, приобретенные в результате целенаправленных инвестиций факторы конкурентных преимуществ, наоборот, обладают большой международной мобильностью, и каждая страна стремиться удержать их в национальных рамках.
Они формируются под давлением неблагоприятных условий, дефицитности, труднодоступности и дороговизны ресурсов. Это стимулирует их рациональное и эффективное использование и создание на основе инноваций новых конкурентных преимуществ.
Такие факторы и обеспечивают более высокий уровень конкурентоспособности, чем статичные первичные. Но на их создание требуются значительные затраты времени, средств и часто поддержка государства.
5. С точки зрения характера использования факторы делятся на общие (развитая инфраструктура, персонал с высшим образованием и проч., которые можно применять в любых отраслях для создания разнообразной продукции) и специализированные (уникальное оборудование, технологии, специалисты - имеют боле высокий порядок и узкую сферу применения). Развитые факторы чаще всего бывают специализированными, а основные - общими.
Выделяют следующие конкретные источники конкурентных преимуществ:
Высокая обеспеченность факторами производства и их дешевизна. (На сегодняшний день роль этого источника становится второстепенной, т.к. конкурентное преимущество на базе изобилия или дешевизны факторов производства привязано к местным условиям не прочно и порождает застой; может привести к их неэффективному применению).
Обладание уникальными знаниями, постоянные контакты с научными учреждениями. Использование предвосхищающих нововведений, быстрое накопление специализированных ресурсов и навыков, особенно протекающее в ускоренном режиме, при пассивности конкурентов может обеспечит лидерство на рынке. Конкурентные преимущества, возникающие из постоянных улучшений и перемен, поддерживаются только благодаря им. (Значительная часть нововведений обычно носит эволюционный характер и накопление мелких изменений дает более значительный результат, чем технологический прорыв).
Удобное территориальное размещение, обладание необходимой производственной инфраструктурой. (В настоящее время низкие коммуникационные издержки приводят к тому, что значение расположения фирмы как фактор конкурентоспособности, особенно в сфере услуг, уменьшается).
Наличие поддерживающих
отраслей, обеспечивающих фирму на
выгодных условиях материальными ресурсами,
оборудованием, информацией, технологиями.
Удержаться на мировом рынке предприятие
сможет лишь тогда, когда поставщик
тоже будет лидером в своей
области. (Конкурентоспособные
Высокий уровень национального спроса на продукцию фирмы. Он благоприятствует развитию компании и упрочивает ее положение на внешнем рынке, (конкурентное преимущество основанное на эффекте масштаба).
Обладание всесторонней точной информацией о ситуации на рынке (потребностях, тенденциях их изменения, основных конкурентах), позволяющей правильно выбрать рыночный сегмент и стратегию и успешно ее реализовывать.
Создание надежных каналов сбыта, доступность потребителю, умелая реклама.
Высокий уровень организационной культуры, что является в XXI в. одним из основных конкурентных преимуществ любой организации. (Успех в конкуренции зависит от слаженности действий персонала и руководителей).
Благоприятная для компании конъюнктура, имидж.
10.Меры государственной
поддержки данного вида
11.Способность фирмы
организовать эффективное
12.Высокое качество
и широкий ассортимент
В то же время наличия всех видов конкурентных преимуществ не требуется, так как отсутствие какого-то можно компенсировать эффективным использованием остальных.
Обобщая все виды источников конкурентных преимуществ, М. Портер выделяет основные (детерминанты), которые создают деловую среду и взаимно усиливают друг друга:
Конкретные факторы конкуренции (людские, материальные, финансовые ресурсы, знания, инфраструктура);
Условия спроса, которые необходимо оперативно изучать, правильно распознавать и растолковывать;
Наличие или отсутствие родственных или поддерживающих отраслей, прежде всего поставщиков ресурсов и оборудования, работающих на уровне мировых стандартов;
Характер конкуренции - появление новых соперников, способствующих быстрому росту.
Жизненный цикл конкурентного преимущества состоит из трех фаз:
1. Формирование
конкурентных преимуществ - находится
под влиянием острого
Постоянный поиск новых и качественное совершенствование существующих источников конкурентных преимуществ, оптимизация их количества;
Замена источников
низкого ранга (дешевых ресурсов)
источниками более высокого ранга,
что создает барьеры для
Первоочередной поиск конкурентных преимуществ в окружающей среде;
Непрерывное совершенствование всех сторон деятельности фирмы
Использование и развитие преимуществ - происходит в тесной связи с национальными особенностями страны.
Разрушение преимуществ.
Наибольшие шансы на успех у страны имеются в тех отраслях, где все 4 составляющие конкурентного преимущества ("национальный ромб") наиболее благоприятны, а государство оказывает фирмам необходимую помощь. Это позволяет:
Быстро накапливать специализированные ресурсы и навыки;
Получать полную информацию о перспективных и текущих потребностях клиентов страны базирования;
Пользоваться услугами конкурентоспособных на мировом рынке поставщиков и смежников;
Опираться на поддержку национальной предпринимательской системы.
Основными причинами утраты конкурентных преимуществ считаются:
Ухудшение факторных параметров их источников;
Технологические проблемы;
Нехватка ресурсов;
Ослабление гибкости компании, ее способности к адаптации;
• Ослабление внутренней конкуренции.
Также проводятся исследования в области дальнейшего развития международного разделения труда - его модернизации, который условно можно разделить на две группы:
Различные варианты концепции "взаимозависимости";
Конкретные рекомендации, планы перестройки существующей модели международного разделения труда.
Идеи концепции взаимозависимости с середины 70-х г.г. относятся к числу наиболее распространенных. Они стали основой для теории "нового международного разделения труда". Эти идеи приняты в качестве официальных доктрин ряда промышленно развитых стран и международных организаций.
Один из представителей концепции "взаимозависимости" - К. Нувенхузе - в обосновании своих идей обращается прежде всего к экологическим факторам, общим для всех стран:
Неустойчивость окружающей среды;
Ограниченность и неисчерпаемость природных ресурсов Земли.
Поскольку, по его
мнению, существует зависимость развитых
стран от развивающихся в сырье,
а развивающихся от развитых в
технике, технологии и др., то соответственно,
существует их зависимость друг от
друга и "взаимное давление"; исходя
из этого и стоит строить
Р. Купер также обращается к проблеме взаимозависимости в ее разных аспектах. По его мнению существуют 4 вида взаимозависимости:
Структурная, когда страны настолько взаимосвязаны, что изменения в экономике одной страны непременно сказываются на другой;
Взаимозависимость целей в области экономической политики;
Взаимозависимость внешних факторов экономического развития;
Политическая
Концепции взаимозависимости носят довольно общий характер. Они являются отправной точной для другой группы экономических теорий -теорий "модернизации" существующего международного разделения труда.
Основная идея модернизации международного разделения труда заключается в том, что развивающимся странам нужно отказаться от политики протекционизма и широко привлекать в экономику международный капитал.
Многие развивающиеся страны так и поступили, провозгласив проведение политики "открытых дверей", "открытости экономики", учреждая многочисленные совместные предприятия, организуя зоны свободного предпринимательства и др. Вместе с тем, они не отказались полностью от протекционизма, используя ее при необходимости.
Основной смысл заключается в установлении новой отраслевой направленности развивающихся стран. Им предлагается ориентироваться на производство трудоемких, материалоемких, стандартизированных изделий на экспорт для удовлетворения в первую очередь нужд промышленно развитых стран.
Промышленно развитые
страны должны сосредоточить свои интересы
на тех отраслях экономики, в которых
велика доля высококвалифицированной
рабочей силы и особенно интенсивно
протекает процесс научно-
Эта теория последовательно реализуется на практике. Растет доля инвестиций в отрасли обрабатывающей промышленности развивающихся стран. Происходит процесс перемещения части "грязных" производств в развивающиеся страны.
Информация о работе Виды международной специализации и кооперирования