Виды регионов. Субъекты Федерации. Экономические районы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

1) Виды регионов:
субъекты Федерации
экономические районы
федеральные округа
макрорегионы
другие составные части страны

Файлы: 1 файл

контр.работа по региональной экономике.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И  ПРИКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

Виды регионов. Субъекты Федерации. Экономические районы.

(контрольная работа)

по дисциплине: «Региональная экономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнил: Батрыну Ксения

                                                                                               Студентка 1 курса

Группы 26э126

 

                                                                          Проверил: Янин Алексей                          

                                                                                                                Николаевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень

2012

1) Виды регионов:

  • субъекты Федерации
  • экономические районы
  • федеральные округа
  • макрорегионы
  • другие составные части страны

2) Субъекты Федерации - выделяемые Конституцией страны, составные части страны, имеющие собственные органы власти, собственное законодательство, бюджеты, символику виде флага, герба, гимна; официальное отношение с федеральными органами:

  • они являются главной административной единицей;
  • получают средства из федерального бюджета;
  • на территории реализуется определенная экономическая политика;
  • налоговое, бюджетное, иное законодательство в качестве регионов

рассматривается только субъекты федерации.

Число субъектов федерации  – 83.

Число субъектов уменьшается  за счет числа автономных округов.

Субъекты резко различаются  по размерам. Численность населения  изменяется от 50000 в ЧАО до 11 млн. в Москве.

По размерам территории от 3,6 тыс. км² в Ингушетии, до 3,1 млн. км² в Якутии. Различие объема валового регионального продукта, т.е. масштабов экономики составляет 400-500 раз.

 

Доходы бюджетов субъектов Федерации

Доходы субъектов Федерации  в основном концентрируются в  их бюджетах.

Бюджеты субъектов Федерации  формируются и исполняются на основе следующих принципов:

  • единства (все доходы поступают в единый бюджет);
  • самостоятельности (каждый уровень власти составляет свой собственный

бюджет);

  • сбалансированности;
  • гласности.

Как и доходы федерального бюджета, доходы бюджета субъекта Федерации  классифицируются на налоговые и  неналоговые.

В неналоговые доходы включаются дивиденды по принадлежащим субъекту Федерации акциям, а также поступления от других видов собственности.

Спецификой налоговых  доходов субъекта Федерации (как  и муниципального образования) является их распределение на собственные (закрепленные) и регулируемые.

Собственные налоги —  это налоги, вводимые самим субъектом  РФ и поступающие в его бюджет на постоянной основе. К ним относятся: региональные налоги и сборы; отчисления (доли) от тех региональных налогов  и сборов, поступления которых  распределяются между региональными и местными бюджетами.

Эти налоги составляют основу финансовой системы субъектов Федерации. Они позволяют субъектам Федерации  проводить долгосрочную экономическую  и социальную политику, обеспечивать развитие учреждений и организаций социальной сферы. К данным налогам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на недвижимость;
  • дорожный налог;
  • транспортный налог;
  • налог с продаж;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы;
  • налог на вмененный доход.

Регулирующие налоги — это налоги, ежегодно передаваемые из вышестоящих в нижестоящие бюджеты с целью обеспечения необходимого объема финансовых ресурсов. Регулирующие налоги, поступающие в бюджеты субъектов Федерации, определяются в виде процентных отчислений от налога на прибыль, НДС, налога на доходы физических лиц.

Регулирующие налоги составляют основную часть регулирующих доходов — т. е. доходов, передаваемых в бюджеты нижестоящих уровней. Помимо регулирующих налогов, к регулирующим доходам относятся: дотации, субсидии, средства из специальных фондов финансовой поддержки регионов.

Существование регулируемых доходов связано с разным уровнем  развития территорий, так как низкая рентабельность предприятий и низкий уровень жизни населения предопределяют узкую базу сбора как прямых, так и косвенных налогов. Но с другой стороны, на практике налоги с крупных предприятий лучше собираются более высоким уровнем власти. Поэтому аккумулирование налогов, дающих значительные поступления в вышестоящий бюджет, оправдано.

Субъекты Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы. Органы исполнительной власти субъектов Федерации могут предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в свои бюджеты в части сумм федеральных налогов только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита своего бюджета.

В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса РФ исключительно из бюджетов субъектов Федерации финансируются следующие расходы:

  • обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации;
  • обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;
  • проведение выборов и референдумов субъектов Федерации;
  • обеспечение реализации региональных целевых программ;
  • формирование государственной собственности субъектов Федерации;
  • осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
  • содержание организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;
  • обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;
  • оказание финансовой помощи местным бюджетам.

В настоящее время  в связи с нехваткой финансовых ресурсов финансирование социальной сферы осуществляется по остаточному принципу. Это значит, что учреждения социальной сферы не получают весь необходимый для их функционирования объем средств.

В нормальных экономических  условиях учреждения социальной сферы должны финансироваться на основе государственных социальных стандартов. Эти стандарты предусматривают определенный уровень обеспеченности населения социальными услугами. Существует четыре основных показателя, характеризующих объем предоставления социальных услуг:

  • обеспеченность детскими дошкольными учреждениями (места в ДДУ на - тысячу детей дошкольного возраста);
  • обеспеченность общеобразовательными учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. жителей);
  • обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. жителей);
  • обеспеченность больницами (коек на 10 тыс. жителей).

3) Экономические районы

  • включают группы субъектов федерации
  • они не имеют органов власти, бюджетов и законодательств
  • они выделяются в соответствии с экономическими признаками для уменьшения числа структурных единиц
  • существует 11 экономических районов:
  1. Северный экономический район

Самый большой по территории экономический район в Европейской части России.

  • Мурманская обл.
  • Республика Карелия
  • Вологодская обл.
  • Архангельская область (с Ненецким АО)
  • Республика Коми

 

  1. Северо-Западный экономический район
  • г. Санкт-Петербург
  • Ленинградская обл.
  • Новгородская обл.
  • Псковская обл.

 

  1. Центральный экономический район

В его составе больше всего областей.

  • г. Москва
  • Московская обл.
  • Тверская обл.
  • Ярославская обл.
  • Костромская обл.
  • Ивановская обл.
  • Владимировская обл.
  • Рязанская обл.
  • Тульская обл.
  • Орловская обл.
  • Брянская обл.
  • Калужская обл.
  • Смоленская обл.

 

  1. Центрально-черноземный экономический район

Самый маленький по территории.

  • Белгородская обл.
  • Воронежская обл.
  • Тамбовская обл.
  • Липецкая обл.
  • Курская обл.

 

  1. Волго-Вятский экономический район

Единственный экономический район, который не имеет внешних границ.

  • Нижегородская обл.
  • Кировская обл.
  • Республика Марий-Эл
  • Чувашская обл.
  • Мордовия

 

  1. Поволжский экономический район
  • Астраханская обл.
  • Республика Калмыкия
  • Волгоградская обл.
  • Саратовская обл.
  • Самарская обл.
  • Ульяновская обл.
  • Пензенская обл.
  • Республика Татарстан

 

  1. Северо-Кавказский экономический район

В его составе больше всего республик.

  • Дагестанская республика
  • Чеченская республика
  • Ингушская республика
  • Северная Осетия-Алания республика
  • Кабардино-Балкария республика
  • Карачаево-Черкесия республика
  • Адыгея республика
  • Краснодарский край
  • Ставропольский край
  • Ростовская обл.

 

  1. Уральский экономический район

Находится на стыке европейской  и азиатской части страны

  • Башкортостан республика
  • Удмуртия республика
  • Пермский край
  • Свердловская обл.
  • Челябинская обл.
  • Курганская обл.
  • Оренбургская обл.

Информация о работе Виды регионов. Субъекты Федерации. Экономические районы