Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 02:19, доклад
Рынки различаются по разным признакам. Рынок характеризуется не только количеством продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, формами оплаты товара, а также степенью легализации рыночных процессов.
Виды рынков.
Рынки различаются по разным признакам. Рынок характеризуется не только количеством продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, формами оплаты товара, а также степенью легализации рыночных процессов.
· Различие рынков по видам и способам торговли.
- Рынок
непосредственной продажи - это
рынок, в котором продавец
- Продажа
за безналичные имеет место,
когда покупка оплачивается
-Продажа
товаров в кредит широко
· По признаку объемов продаж различают оптовый и розничный рынки.
- Рынок
оптовой торговли - это купля и
продажа товара в больших
- Рынок
розничной торговли
· По степени легализации рыночных процессов различают легальный (открытый, узаконенный) и так называемый "черный" рынок. Последний возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).
· Рынки можно разделить по типу товара, являющегося объектом торговли. При этом надо иметь в виду, что рынок, рассматриваемый как место купли и продажи товаров, может совмещать в себе разные виды рынков.
В целом рынки можно классифицировать следующим образом:
- Рынок потребительских товаров и услуг. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на: -рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);
- рынок
непродовольственных товаров,
- рынок
услуг охватывает платные
- Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:
- Рынок
жилья распространяет свои
- Особой
категорией рынка недвижимости
выступает земля как объект
личной собственности,
-Рынок
факторов производства
- рынок
рабочей силы - это свободная продажа
каждым трудоспособным
- рынок
средств производства - это исключительно
обширный рынок, в сферу
- рынок
инноваций. это специфическая
область купли продажи, в
- Финансовый
рынок отражает спрос и
- рынок ценных бумаг, иначе говоря, фондовый рынок является основной частью финансового рынка и представляет собой форму купли-продажи ценных бумаг. Организационной структурой такого рынка выступает фондовая биржа;
- рынок ссудных капиталов представлен в виде продавцов (банков) и покупателей (фирм, населения, государства) кредита. В тоже время в качестве продавцов могут выступать население, фирмы, государство, предлагающие свободные денежные средства продавцу в лице банка;
- денежный
рынок -это рынок купли-
- рынки
срочных контрактов, или фьючерсные
рынки. Функционирование
- Информационный рынок целесообразно выделить отдельно. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетие. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.
- Рынок
духовного, интеллектуального
Естественно,
что все перечисленные типы рынков
по функциональному признаку не существуют
обособленно, они взаимосвязаны и воздействуют
друг на друга. Нарушение равновесия на
одном из них может отразиться на остальных
и на экономике в целом.
Модели рынка: совершенная и несовершенная конкуренция.
Мы живем
в атмосфере конфликтов.
Рынок
и конкуренция связаны
Свобода выбора, реализующаяся в форме стремления каждого получать для себя лично денежный доход, служит основой для конкуренции, или экономического состязания, как конкретного свойства капитализма. Конкуренция, как она представляется экономистам, означает следующее:
1. Наличие
на рынке большого числа
2. Свободу
для покупателей и продавцов
выступать на тех или иных
рынках или покидать их.
Ф.Хайек обращает внимание на ключевую роль конкуренции в техническом процессе: «Конкуренция – исследовательский поиск, который осуществляют первооткрыватели». Внедрение ими новых, ранее не использовавшихся технологий, распространяется впоследствии на другие предприятия.
Что касается рыночных методов конкуренции, то с давних времен ключевой была ценовая конкуренция, то есть привлечение покупателя пониженными ценами, а так же рекламой, улучшением условий поставки, комфортностью, послепродажным обслуживанием и т.д. Важным направлением остается соперничество в качестве продукции, ее потребительских свойствах.
Покупатели конкурируют между собой, преследуя цель нахождения и привлечения лучшего поставщика товаров и услуг. Ярким примеров конкуренции покупателей служат аукционы.
Общий баланс последствий конкуренции несомненно позитивен, благотворен для экономики в целом, хотя каждый участник должен считаться с возможностью «разочаровывающего эффекта».
Каждая
система – биологическая, физическая,
экономическая стремится к
Свободная (совершенная) конкуренция характеризующая множественностью независимых производителей и практической недоступностью для каждого из них ценового контроля.
Понятно: что в этой модели большую роль играет не только сама численность производителей, но и отсутствие у одного или нескольких из них масштабной доли в совокупном предложении данного товара. В противном случае свобода конкуренции ограничивается, начинается сползание к рыночному контролю.
Теоретически рынок здесь вроде бы немонополизирован. Но существует «олигополия» (господство немногих или групповая монополия). Посредством переговоров, телефонных звонков и совместных завтраков руководители корпораций устанавливают цены, контролируют их динамику. Разумеется, достичь соглашения олигополистам непросто. Нужно поделить сферы влияния, рынки, вероятную прибыли. К тому же существует такое препятствие, как так называемая цена сговора, например, вероятность оживления потенциальных соперников.
Конкурентные начала более заметны в отношениях между производителями (продавцами). Но они существуют и между покупателями. Аукционы на рынках ценных бумаг и валюты ведут не к понижению, а чаще всего к взвинчиванию цен. Существуют и союзы потребителей, которые выполняют обычно защитные функции.
Условия
совершенной конкуренции
1. Большое
количество продавцов и
2. Каждый
продавец производит
3. Барьеры
для входа на рынок в
4.Никаких
искусственных ограничений
5. Каждый
продавец и покупатель владеет
полной и правильной
Нетрудно
видеть, что ни один реальный рынок
не удовлетворяет всем перечисленным
условиям. Поэтому схема совершенной