Виды рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 02:19, доклад

Описание работы

Рынки различаются по разным признакам. Рынок характеризуется не только количеством продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, формами оплаты товара, а также степенью легализации рыночных процессов.

Файлы: 1 файл

Виды рынков.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Виды  рынков.          

Рынки различаются по разным признакам. Рынок  характеризуется не только количеством  продавцов и видом продаваемых  товаров. Разные рынки различаются  способом, посредством которого товар  поступает от производителя к  продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, формами оплаты товара, а также степенью легализации рыночных процессов.

·    Различие рынков по видам и способам торговли.          

- Рынок  непосредственной продажи - это  рынок, в котором продавец получает, приобретает товары и продает их за наличные деньги или иные платежные средства покупателю. Обычно  такой вид в магазинах, ларьках.           

- Продажа  за безналичные имеет место,  когда покупка оплачивается покупателем  не непосредственно, а по перечислению. В этом случае банк по поручению покупателя снимает с его счета деньги и переводит их на счет продавца.          

-Продажа  товаров в кредит широко распространена  в странах с рыночной экономикой. Покупатель в данном случае  приобретает товар в обмен  на обязательство выплатить деньги целиком или отдельными частями в оговоренные в обязательстве сроки.

·     По признаку объемов продаж различают оптовый и розничный рынки.          

- Рынок  оптовой торговли - это купля и  продажа товара в больших количествах,  крупными партиями продавцами непосредственно у производителей или на торговых базах, через биржи, на ярмарках. Это выгодно, так как при оптовой закупке ниже цена, удобней и дешевле транспортировать товар от производителя к продавцу. Позволяет создать у продавцов необходимые запасы товаров.          

- Рынок  розничной торговли представляет  собой куплю-продажу единичных  поваров, то есть в небольшом  количестве по розничной цене. Обычно в розницу продаются  товары в магазинах, в торговых  палатках, с рук индивидуальным  покупателям.

·    По степени легализации рыночных процессов различают легальный (открытый, узаконенный) и так называемый "черный" рынок. Последний возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин).

·    Рынки можно разделить по типу товара, являющегося объектом торговли. При этом надо иметь в виду, что рынок, рассматриваемый как место купли и продажи товаров, может совмещать в себе разные виды рынков.          

В целом  рынки можно классифицировать следующим  образом:          

- Рынок  потребительских товаров и услуг. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на: -рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);

- рынок  непродовольственных товаров, предназначен  для продажи обширной группы  товаров народного потребления,  включая одежду, обувь, предметы  галантереи и парфюмерии, бытовые  товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;

- рынок  услуг охватывает платные услуги  по бытовому обслуживанию населения,  коммунальные услуги и на информационные  услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.          

- Рынок  недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:

- Рынок  жилья распространяет свои действия  на жилые помещения;

- Особой  категорией рынка недвижимости  выступает земля как объект  личной собственности, приобретаемой  домашними хозяйствами для непроизводственного назначения.          

-Рынок  факторов производства предполагает  куплю-продажу экономических ресурсов  или факторов производства, которые  делятся на первичные производственные  факторы, представляемые домашними  хозяйствами, такие как земля,  капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами. Данный вид рынка включает в себя еще несколько рынков:

- рынок  рабочей силы - это свободная продажа  каждым трудоспособным человекам  своих трудовых возможностей  и свободный наем работников;

- рынок  средств производства - это исключительно  обширный рынок, в сферу деятельности  которого попадают все материально-технические объекты, участвующие в производстве прямо или косвенно;

- рынок  инноваций. это специфическая  область купли продажи, в которой  объектом торговли являются технические  и социально-экономические новшества,  рационализаторские предложения, изобретения, патенты.          

- Финансовый  рынок отражает спрос и предложения  финансовых средств, то есть  денег, валют, акций, облигаций  и других ценных бумаг. В  него входят:

- рынок  ценных бумаг, иначе говоря, фондовый  рынок является основной частью финансового рынка и представляет собой форму купли-продажи ценных бумаг. Организационной структурой такого рынка выступает фондовая биржа;

- рынок  ссудных капиталов представлен  в виде продавцов (банков) и  покупателей (фирм, населения, государства) кредита. В тоже время в качестве продавцов могут выступать население, фирмы, государство, предлагающие свободные денежные средства продавцу в лице банка;

- денежный  рынок -это рынок купли-продажи  краткосрочных взаимных ссуд  финансовых учреждений. Основным элементом денежного рынка выступают спрос на деньги и предложение денег;

- рынки  срочных контрактов, или фьючерсные  рынки. Функционирование данного  рынка проявляется в сведении  в одном месте потребителя  и производителя с тем, чтобы  они договорились о той цене, по которой определенные товары перейдут из рук в руки в определенные сроки в будущем. Основным продуктом продажи на таких рынках выступают фьючерсные и форвардные контракты на поставку товаров.          

- Информационный  рынок целесообразно выделить отдельно. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетие. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.          

- Рынок  духовного, интеллектуального продукта  распространяет свое действие  на знания, культурные ценности, информацию, произведения искусства.           

Естественно, что все перечисленные типы рынков по функциональному признаку не существуют обособленно, они взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Нарушение равновесия на одном из них может отразиться на остальных и на экономике в целом. 

Модели  рынка: совершенная  и несовершенная конкуренция.          

Мы живем  в атмосфере конфликтов.          

Рынок и конкуренция связаны неразрывными нитями. Без конкуренции нет рынка. Конкуренция – это характернейшая черта отношений между продавцами или между покупателями. В то  же время продавец и покупатель не конкурируют, не соперничают друг с другом, а ищут взаимоприемлемых условий для сделки.          

Свобода выбора, реализующаяся в форме  стремления каждого получать для  себя лично денежный доход, служит основой  для конкуренции, или экономического состязания, как конкретного свойства капитализма. Конкуренция, как она представляется экономистам, означает следующее:          

1. Наличие  на рынке большого числа независимо  действующих покупателей и продавцов  любого конкретного продукта  или ресурса.          

2. Свободу  для покупателей и продавцов  выступать на тех или иных  рынках или покидать их.          

Ф.Хайек  обращает внимание на ключевую роль конкуренции  в техническом процессе: «Конкуренция – исследовательский поиск, который  осуществляют первооткрыватели». Внедрение ими новых, ранее не использовавшихся технологий, распространяется впоследствии на другие предприятия.          

Что касается рыночных методов конкуренции, то с  давних времен ключевой была ценовая  конкуренция, то есть привлечение покупателя пониженными ценами, а так же рекламой, улучшением условий поставки, комфортностью, послепродажным обслуживанием и т.д. Важным направлением остается соперничество в качестве продукции, ее потребительских свойствах.          

Покупатели  конкурируют между собой, преследуя цель нахождения и привлечения лучшего поставщика товаров и услуг. Ярким примеров конкуренции покупателей служат аукционы.          

Общий баланс последствий конкуренции  несомненно позитивен, благотворен  для экономики в целом, хотя каждый участник должен считаться с возможностью «разочаровывающего эффекта».          

Каждая  система – биологическая, физическая, экономическая стремится к равновесию. Конкуренция позволяет достичь  оптимума, хотя равновесие остается зыбким, достигается через перелив капитала в прибыльные отрасли. Конкуренция удерживает прибыль в определенных пределах, способствует снижению цен или замедлению их роста.           

Свободная (совершенная) конкуренция характеризующая  множественностью независимых производителей и практической недоступностью для каждого из них ценового контроля.          

Понятно: что в этой модели большую роль играет не только сама численность  производителей, но и отсутствие у  одного или нескольких из них масштабной доли в совокупном предложении данного товара. В противном случае свобода конкуренции ограничивается, начинается сползание к рыночному контролю.          

Теоретически  рынок здесь вроде бы немонополизирован. Но существует «олигополия» (господство немногих или групповая монополия). Посредством переговоров, телефонных звонков и совместных завтраков руководители корпораций устанавливают цены, контролируют их динамику. Разумеется, достичь соглашения олигополистам непросто. Нужно поделить сферы влияния, рынки, вероятную прибыли. К тому же существует такое препятствие, как так называемая цена сговора, например, вероятность оживления потенциальных соперников.          

Конкурентные  начала более заметны в отношениях между производителями (продавцами). Но они существуют и между покупателями. Аукционы на рынках ценных бумаг и валюты ведут не к понижению, а чаще всего к взвинчиванию цен. Существуют и союзы потребителей, которые выполняют обычно защитные функции.           

Условия совершенной конкуренции определяются следующими предпосылками.          

1. Большое  количество продавцов и покупателей,  ни один из которых не имеет  заметного влияния на рыночную  цену и количество товара.          

2. Каждый  продавец производит однородный  продукт, который ни в каком  отношении не отличим от продукта  других продавцов.          

3. Барьеры  для входа на рынок в долгосрочном  аспекте либо минимальны, либо  вообще отсутствуют.

4.Никаких  искусственных ограничений спроса, предложения или цены не существует  и ресурсы – переменные факторы  производства – мобильны.          

5. Каждый  продавец и покупатель владеет  полной и правильной информацией  о цене, количествах продукта, затратах  и спросе на рынке.          

Нетрудно  видеть, что ни один реальный рынок  не удовлетворяет всем перечисленным  условиям. Поэтому схема совершенной     конкуренции имеет в основном теоретическое значение.           

Информация о работе Виды рынков