Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 12:31, контрольная работа
Со времени своего появления банки неизменно вызывали преступный интерес. И этот интерес был связан не только с хранением в кредитных организациях денежных средств, но и с тем, что в банках сосредотачивалась важная и зачастую секретная информация о финансовой и хозяйственной деятельности многих людей, компаний, организаций и даже целых государств.
Проблема защиты от вирусов может рассматриваться с двух сторон: как самостоятельная проблема и как одна из сторон проблемы общей защиты АСОИБ. И тот, и другой подходы имеют свои отличительные особенности и, соответственно, свои собственные методы решения проблемы.
В последнее время удалось более или менее ограничить масштабы заражений и разрушений. Тут сыграли свою роль и превентивные меры, и новые антивирусные средства, и пропаганда всех этих мер.
Вообще говоря, проблема вирусов может стать тем толчком, который приведет к новому осмыслению, как концепций защиты, так и принципов автоматизированной обработки информации в целом.
«Червь» использует механизмы поддержки сети для определения узла, который может быть заражен. Затем с помощью тех же механизмов передает свое тело или его часть на этот узел и либо активизируется, либо ждет для этого подходящих условий.
Наиболее известный представитель этого класса - вирус Морриса (или, вернее, «червь Морриса»), поразивший сеть Internet в 1988 г. Наиболее подходящей средой распространения «червя» является сеть, все пользователи которой считаются дружественными и доверяют друг другу. Отсутствие защитных механизмов как нельзя лучше способствует уязвимости сети.
Самый лучший способ защиты от «червя» — принять меры предосторожности против несанкционированного доступа к сети.
Таким образом, как вирусы, так «троянские кони» и «черви» на сегодняшний день являются одной из самых опасных угроз АСОИБ. Для защиты от этих разновидностей вредоносных программ необходимо создание замкнутой среды исполнения программ, разграничение доступа к исполняемым файлам, контроль целостности исполняемых файлов и системных областей, тестирование приобретаемых программных средств.
«Жадные» программы — это программы, которые при выполнении стремятся монополизировать какой-либо ресурс системы, не давая другим программам возможности использовать его. Доступ таких программ к ресурсам системы обычно приводит к нарушению ее доступности. Естественно, такая атака будет активным вмешательством в работу системы. Непосредственной атаке обычно подвергаются ключевые объекты системы: процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода.
Многие компьютеры, особенно в исследовательских центрах, имеют фоновые программы, выполняющиеся с низким приоритетом. Они обычно производят большой объем вычислений, а результаты их работы требуются не так часто. Однако при повышении приоритета такая программа может блокировать все остальные. Такая программа и будет «жадной».
Тупиковая ситуация возникает, когда «жадная» программа бесконечна (например, исполняет заведомо бесконечный цикл). Однако во многих операционных системах существует возможность ограничения времени процессора, используемого задачей. Это не относится к операциям, выполняющимся в зависимости от других программ, например, к операциям ввода-вывода, которые завершаются асинхронно к основной программе; время их выполнения не включается в счет времени программы. Перехватывая асинхронное сообщение о завершении операции ввода-вывода и посылая вновь запрос на новый ввод-вывод, можно добиться по-настоящему бесконечной программы. Такие атаки называют также асинхронными.
Другой пример «жадной»
программы — программа, захватывающая
слишком большую область
Обычно «жадные» программы осуществляют захват одного из трех основных ресурсов системы: времени процессора, оперативной памяти, каналов ввода-вывода. Однако возможен захват и любых других ресурсов системы: блокирование ее работы, или же использование побочного результата деятельности какой-либо программы (например, вируса). Бороться с захватом ресурсов можно путем введения различных ограничений для выполняемых программ (на время процессора, на количество операций ввода-вывода, на разрешенный объем оперативной памяти и т.д.), а также постоянным операторским контролем за их соблюдением.
«Захватчики паролей» - это программы специально предназначены для воровства паролей. При попытке входа имитируется ввод имени и пароля, которые пересылаются владельцу программы-захватчика, после чего выводится сообщение об ошибке ввода и управление возвращается операционной системе. Пользователь, думающий, что допустил ошибку при наборе пароля, повторяет вход и получает доступ к системе. Однако его имя и пароль уже известны владельцу программы-захватчика. Перехват пароля может осуществляться и другим способом - с помощью воздействия на программу, управляющую входом пользователей в систему и ее наборы данных.
Для предотвращения этой угрозы перед входом в систему необходимо убедиться, что вы вводите имя и пароль именно системной программе входа, а не какой-то другой. Кроме того, необходимо неукоснительно придерживаться правил использования паролей и работы с системой. Большинство нарушений происходят не из-за хитроумных атак, а из-за элементарной небрежности. Не рекомендуется покидать рабочее место, не выйдя из системы. Постоянно проверяйте сообщения о дате и времени последнего входа и количестве ошибочных входов. Эти простые действия помогут избежать захвата пароля.
Кроме описанных выше, существуют и другие возможности компрометации пароля. Не следует записывать команды, содержащие пароль, в командные процедуры, надо избегать явного объявления пароля при запросе доступа по сети: эти ситуации можно отследить и захватить пароль. Не стоит использовать один и тот же пароль для доступа к разным узлам.
Соблюдение правил использования паролей — необходимое условие надежной защиты.
2.Основные виды защиты информации в экономических информационных системах
В практической экономической деятельности применение мер и средств защиты информации включает следующие самостоятельные направления:
Для каждого направления
Под несанкционированным доступом понимается нарушение установленных правил разграничения доступа, последовавшее в результате случайных или преднамеренных действий пользователей либо других субъектов системы разграничения, являющейся составной частью системы защиты информации.
Субъекты, совершившие
Нарушителями могут быть:
Под каналом несанкционированного доступа к информации понимается последовательность действий лиц и выполняемых ими технологических процедур, которые либо выполняются несанкционированно, либо обрабатываются неправильно в результате ошибок персонала и/или сбое оборудования, приводящих в конечном итоге к факту несанкционированного доступа. Выявление всех каналов несанкционированного доступа проводится в ходе проектирования путем анализа технологии хранения, передачи и обработки информации, определенного порядка проведения работ, разработанной системы защиты информации и выбранной модели нарушителя.
Центральной проблемой защиты информации от несанкционированного доступа является разграничение функциональных полномочий и доступа к информации, направленное не только на предотвращение возможности потенциального нарушителя "читать" хранящуюся в ПЭВМ информацию, но и на предотвращение возможности нарушителя модифицировать ее штатными и нештатными средствами.
Требования по защите информации от несанкционированного доступа направлены на достижение (в определенном сочетании) трех основных свойств защищаемой информации:
конфиденциальность (засекреченная информация должна быть доступна только тому, кому она предназначена);
В основе контроля доступа к данным лежит система разграничения доступа между пользователями АИТ и информацией, обрабатываемой системой. Для успешного функционирования любой системы разграничения доступа необходимо решение следующих задач:
невозможность обхода системы
разграничения доступа
Одним из эффективных методов увеличения безопасности АИТ является регистрация. Система регистрации и учета, ответственная за ведение регистрационного журнала, позволяет проследить за тем, что происходило в прошлом, и соответственно перекрыть каналы утечки информации. В регистрационном журнале фиксируются все осуществленные или неосуществленные попытки доступа к данным или программам. Содержание регистрационного журнала может анализироваться как периодически, так и непрерывно.
В регистрационном журнале
Система регистрации и учета осуществляет:
Информация о работе Виды угроз безопасности банковским информационным системам