Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 16:48, реферат
На региональном уровне для доказательства влияния ЧК на производительность труда и, соответственно, на выпуск X(t) (ВДС для ВЭД или ВРП для региона в целом), необходимо провести сравнительный анализ ретроспективных данных для двух групп видов экономической деятельности с разной степенью влияния ЧК. В одну группу следует включить те разделы и/или подразделы ВЭД, которые относятся к перспективным направлениям развития науки, техники и технологии , что предполагает высокий вклад ЧК. Другая группа объединит оставшиеся «обычные» ВЭД, в которых уровень ЧК не столь существенен. Если разница между оценками γ для этих двух групп будет статистически значима, это позволит перейти к следующему этапу моделирования – структурному и параметрическому синтезу функции H(t).
Влияние человеческого капитала на производительность труда
На сегодняшний день ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что именно человеческий, а не физический капитал играет главную роль в увеличении темпов экономического роста современных экономик. Необходимость формирования инновационной экономики в России заставляет вслед за развитыми экономиками задуматься об учете накопленного человеческого капитала и его вклада в увеличение важнейших экономических показателей (ВРП, национальный доход, производительность труда и т.п.).
Классической моделью экономического роста с учетом человеческого капитала является модель Мэнкью-Ромера-Вейла (МРВ) , которая прошла апробацию при исследовании динамики экономического роста во многих странах мира. Адаптированная модель МРВ также была опробована и на российских данных . В указанной работе была подтверждена значимость вклада человеческого капитала в развитие экономики. Высказано предположение о том, что влияние человеческого капитала на темп экономического роста более значительно в регионах с более высоким научно-техническим потенциалом этих регионов, однако, ничем не подтвержденное.
Помимо того, до сих пор не существует апробированного метода учета объема накопленного человеческого капитала на региональном уровне в разрезе субъектов РФ, эффективность и точность которого была бы подтверждена эмпирическими исследованиями.
Определение, структура и методы оценки человеческого капитала для РФ также изучались и другими учеными (Ю.А. Корчагин, Я.И. Кузьминов, Р.И. Капелюшников, В.И. Марцинкевич и др.), однако влияние его на производительность труда глубоко изучено не было.
В связи с этим, интересной и актуальной задачей является исследование методов оценки накопленного человеческого капитала (ЧК) и его роли в изменении производительности труда.
Понятие ЧК как экономической категории постоянно расширяется вместе с развитием мирового информационного сообщества и экономики знаний . Основоположники теории человеческого капитала дали узкое определение этого понятия, которое со временем расширялось, и в результате ЧК превратился в сложный интенсивный фактор развития современной экономики — экономики знаний. В настоящее время, определение ЧК, связанное с разделением труда на неквалифицированный труд и труд, требующий образования, особых навыков и знаний, постепенно теряет свой изначальный смысл.
Человеческий капитал — понятие гораздо более широкое, чем трудовые ресурсы. Оно включает, помимо трудовых ресурсов, накопленные инвестиции (с учетом их амортизации) в образование, науку, здоровье, безопасность, в качество жизни, в инструментарий интеллектуального труда и в среду, обеспечивающую эффективное функционирование ЧК. Человеческий капитал вносит свой вклад в повышение качества и производительности труда во всех видах жизнедеятельности и жизнеобеспечения. В любом виде экономической деятельности (ВЭД) и управления образованные профессионалы определяют производительность и эффективность труда. Знания, качественный труд и квалификация специалистов играют решающую роль в эффективности функционирования и работы институтов и организации всех форм и видов.
Современная экономическая теория предлагает большое количество моделей, позволяющих оценить производительность труда. В качестве ключевых факторов в этих моделях часто рассматривают капитал, труд, а с некоторых пор, и технический прогресс. В конце прошлого века ряд ученых предложили ввести еще один фактор – человеческий капитал. К такого рода моделям относится модель, разработанная Г. Мэнкью, Д. Ромером и Д. Вейлом в 1992 году. Данная модель, принимая за основу модель Солоу, рассматривает экономику с агрегированным выпуском Y(t), задаваемым производственной функцией от труда L(t), капитала K(t) и человеческого капитала H(t):
Y(t) = K(t)αH(t)β [A(t)L(t)]1–α–β, (1)
где A(t) характеризует уровень технологии и изменяется во времени с заданным темпом; α – вклад увеличения капитала в изменение выпуска; β – доля человеческого капитала в росте выпуска (0 < α, β < 1).
В данной формуле самое большое количество вопросов вызывает вид функции H(t). Существует множество методов оценки человеческого капитала, среди них:
- Затратный метод расчета стоимости ЧК — на основе статистических данных рассчитывать накопление инвестиций в человека. Предложен Дж. Кендриком, Т.Шульцем, основан на подходе, что инвестиции в человека включают затраты семьи и общества на воспитание детей до достижения ими трудоспособного возраста и получения определенной специальности, на переподготовку, повышение квалификации, здравоохранение, на миграцию рабочей силы и др.
- Национальный научный фонд США совместно с экспертами ОЭСР оценивал человеческий капитал исходя из затрат на науку (НИОКР).
- Дисконтный
метод оценки стоимости ЧК, был
предложен аналитиками
Следует отметить, что изложенная выше методика оценки человеческого капитала по затратам, достаточно корректная для развитых стран с эффективными государственными системами и эффективными экономиками дает значительную погрешность для развивающихся стран и стран с переходными экономиками .
В упомянутой выше работе Комаровой и Павшока были предложены следующие методы оценки накопленного человеческого капитала, исходя из имеющейся информации по субъектам РФ:
Результаты расчетов, в итоге, заметно различаются в зависимости от выбранного метода оценки ЧК. Установлено, что подход на основе инвестиций является самым популярным и имеет самые адекватные оценки .
Близкой по смыслу к ЧК является такая характеристика, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Индекс развития человеческого потенциала для страны рассчитывается как среднее арифметическое трех его составляющих компонентов [, ]:
1. Индекс дохода ВВП на душу населения по ППС в дол. США (Ip).
2. Индекс образования, определяемый в виде линейной комбинации (Ie):
a. Индекс грамотности (Ic).
b. Индекс образования (доли учащихся в возрасте 7–24 года) (Iep).
3.
Индекс ожидаемой
Составляющие индексы (за исключением индекса дохода) рассчитываются согласно формуле:
где F – фактическое значение, max, min – максимальное и минимальное значения составляющего индекса соответственно, в результате чего значение индекса нормируется единицей. Индекс дохода рассчитывается с использованием логарифма (в соответствии с принципом убывающей полезности дохода) согласно следующей формуле:
Итоговый индекс развития человеческого потенциала определяется согласно формуле
где индекс образования Ie представлен в виде линейной комбинации индекса грамотности Ic и индекса доли учащихся Iep с коэффициентами 2/3 и 1/3 соответственно:
Человеческий капитал имеет более широкий круг составляющих: образовательных, медицинских, социальных, нравственных. Соответственно и индикаторов уровня человеческого капитала можно назвать множество: от среднедушевого ВВП и уровня образования до текущих затрат семей на одежду и питание, однако основными остаются образовательные индикаторы (рейтинги вузов, результаты ЕГЭ, размер платы за обучение и др. или «качество образования»).
Внешние оценки качества образования со стороны общества включают влияние профессионального образования на уровень занятости населения, безработицу, уровень НВП, и т.д., влияние образования, в том числе профессионального образования на развитие гражданского общества, на снижение социальной напряженности, на количество правонарушений, и т.д.
Оценки
качества образования со стороны производства включают
удовлетворенность качеством образованности
выпускников учреждений общего и профессионального
образования (полученными компетенциями
в рамках ФГОСов 3-го поколения), их квалификацией,
удовлетворенность уровнем образовательных
программ, их соотношением по количеству
выпускников учреждений начального, среднего,
высшего профессионального образования,
их соотношением по отраслям и профессиям
(специальностям), удовлетворенность профессионально-
Со стороны личности качество образования
определяется следующими критериями:
удовлетворенность/
Учитывая сказанное выше можно сформировать список показателей качества образования и, таким образом, влияющих на величину накопленного человеческого капитала:
Итак, схематическое представление логической формализации алгоритма вывода производственной функции с учетом вклада человеческого капитала приведено на рис. 1. Открытым остается вопрос о том, как формально учесть вклад данных показателей в изменение человеческого капитала, и каким образом ввести человеческий капитал в производственную функцию.
Помимо модели (1) существует модель экономического роста, предложенная Р. Э. Лукасом []. Согласно этой модели производственная функция имеет следующий вид:
где
– доля затрат труда на создание человеческого
капитала;
– запас человеческого капитала в
момент времени
;
– параметр, учитывающий экстерналии.
Еще одна модель, подобная модели Лукаса, была описана в работах С. В. Дубовского []. Для задания потенциального ВВП (т.е. ВВП в случае эффективности экономики России) была выбрана производственная функция с эндогенным научно-техническим прогрессом (НТП) по Харроду. По Харроду темп роста выпуска представляется следующей формулой:
где – инвестиции, – эффективность новых технологий по производительности труда, – коэффициент эластичности по труду. Темп роста занятости стал эндогенной величиной; НТП также эндогенен, поскольку темп прироста занятых от него в ВВП описывается за счет внутренних зависимых переменных – инвестиций и фондов. Таким образом, вклад от НТП является эндогенной динамической величиной e= .
Рис. 1 Схематическое представление логической формализации алгоритма вывода производственной функции с учетом вклада человеческого капитала
Экономически, участие трудоувеличивающего НТП по Харроду трактуется следующим образом: темп экономического роста по труду l*= является суммой темпа роста занятости l= и темпа роста технологического уровня экономики e= [].
Для учета влияния человеческого капитала на развитие экономики авторами настоящей статьи предлагается ввести еще одно слагаемое γ в темп экономического роста по труду l*:
где представляет собой темп роста человеческого капитала.
Видно, что (2) и (3) имеют общую структуру, позволяя эндогенно учитывать человеческий капитал и научно-технический прогресс. Представляется интересным создать модель, позволяющую эндогенно учитывать оба этих параметра одновременно.
Кроме того, для учета влияния человеческого капитала может быть использована упомянутая ранее модель Мэнкью-Ромера-Вейла. В обоих случаях, необходимо выявить наиболее значимые факторы влияния среди всех показателей уровня накопленного человеческого капитала и разработать адаптированную под российские данные модель человеческого капитала в виде функции:
где - вектор социально-экономических параметров, изображенных на рис. 1.
Поиск вида функциональной зависимости есть отдельная задача, требующая использования высоких статистических технологий [].
На региональном уровне для доказательства влияния ЧК на производительность труда и, соответственно, на выпуск X(t) (ВДС для ВЭД или ВРП для региона в целом), необходимо провести сравнительный анализ ретроспективных данных для двух групп видов экономической деятельности с разной степенью влияния ЧК. В одну группу следует включить те разделы и/или подразделы ВЭД, которые относятся к перспективным направлениям развития науки, техники и технологии , что предполагает высокий вклад ЧК. Другая группа объединит оставшиеся «обычные» ВЭД, в которых уровень ЧК не столь существенен. Если разница между оценками γ для этих двух групп будет статистически значима, это позволит перейти к следующему этапу моделирования – структурному и параметрическому синтезу функции H(t).
В заключение можно отметить, что, не смотря на то, что роль человеческого капитала в современной экономике сложно переоценить, в России эффективных и проверенных методик учета его влияния на ряд важнейших экономических показателей на данный момент не существует. Решение этой проблемы представляет немалый интерес именно сейчас, на этапе модернизации российской экономики.
Информация о работе Влияние человеческого капитала на производительность труда