Влияние инфляции на экономические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 00:04, курсовая работа

Описание работы

В современном мире на экономику влияют множество процессов и факторов. Одним из самых быстроизменяющихся имеется инфляция. Для обычного потребителя небольшие изменения инфляции незаметны, но когда она достигает определенного уровня страдают все слои населения, больше всего подвергаются риску люди, которые находятся на грани бедности. Инфляция способна изменить состояние экномики. В связи с современной экономической политикой эта тема стала популярной , и я поставила для себя следующие задачи:
Рассмотреть проценты инфляции за год
Определить факторы влияющие на изменение инфляции
Изучить колебание инфляции

Содержание работы

вВЕДЕНИЕ __________________________________________2
гЛАВАi иСТОРИЯ И ПРОИСХОДДЕНИЕ ИНФЛЯЦИИ,ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ______________________________________3
гЛАВА ii аНАЛИЗ СКАЧКОВ ИНФЛЯЦИИ , ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗНЫХ СТРАНАХ______________________________________________16
зАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________20
иСТОЧНИКИ________________________________________21

Файлы: 1 файл

нааааа.docx

— 164.87 Кб (Скачать файл)

Инфляция, порождаемая отличием внутренних и мировых цен. В стране с открытой экономикой неизбежна тенденция сближения внутренних и мировых цен. Отсюда - постепенный рост внутренних цен в России в направлении мировых и, соответственно, инфляция. Метод борьбы - сдерживание роста цен госмонополий и развитие экономики.

Инфляция, порождаемая государственным регулированием цен. При государственном регулировании цен, например, естественных монополий, цены на электроэнергию, железнодорожные перевозки, газ, коммунальные услуги периодически повышаются, вызывая рост всех остальных цен. Основной  способ регулирования этого вида инфляции - жесткое ограничение роста цен на ресурсы и продукцию госмонополий. И даже полное замораживание их внутренних цен на определенный период - период снижения инфляции до уровня 2-3% под угрозой (или реалий) национализации крупнейших компаний нефтяной и газовой отраслей.

В  условиях трансформирующейся экономики государство должно взять на себя риски стратегических и социально значимых проектов на себя. Частный капитал избегает принятия на себя подобных рисков в условиях неравновесного состояния экономики, слабого и неэффективного государства и непредсказуемого будущего. Принятие государством рисков  по особо важным социальным и инфраструктурным проектам на себя означает выполнение им своих прямых функций и обязанностей.

Инфляция и налоги

Функционирование рынка ценных бумаг должно регулироваться госу-

дарством. Цель государственного регулирования заключается в обеспечении

его надёжности и роста, выработке национальной модели рынка, которая с

учётом существующих в стране реалий в наибольшей степени способствова-

ла бы экономическому развитию.

Задачи государства в развитии системы регулирования рынка ценных

бумаг сводятся к следующему 

1. разработке идеологии  и законодательной базы работы  рынка;

2. концентрации финансовых  ресурсов (государственных и частных)

для достижения определённых (в основном макроэкономических) целей;

3. установлению «правил  игры» для участников рынка;

4. контролю за финансовой  устойчивостью и безопасностью  рынка для

его профессионалов и их клиентов

5. созданию системы информации  о состоянии рынка и обеспечению  её

открытости для инвесторов;

6. формированию системы  страхования инвесторов от возможных по-

терь;

7. предотвращению негативного  воздействия на рынок ценных  бумаг

других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, ва-

лютного);

8. недопущению чрезмерного  развития рынка государственных ценных

бумаг.

В мировой практике существует три основные модели регулирования

рынка ценных бумаг: путём прямого правительственного контроля (Ирлан-

дия, Нидерланды, Португалия); путём контроля с помощью финансо-

во-банковских органов (Германия, Бельгия, Дания); через специально соз-

данные учреждения (Великобритания, Испания, Италия, США, Франция).

Для России характерна в большей мере американская модель органи-

зации и регулирования фондового рынка.

К органам государственного регулирования у нас относятся: Феде-

ральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ); Министерство финансов

РФ; Центральный банк РФ; Комитет по управлению государственным иму-

ществом РФ; Антимонопольный комитет РФ; Государственная налоговая

инспекция; Министерство юстиции РФ; Государственный комитет по над-

зору за деятельностью страховых организаций.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в

соответствии с Указом президента РФ «О мерах по государственному регу-

лированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» (от 4 ноября

1994 г.) и Федеральным законом  «О рынке ценных бумаг» (1996 г.). Ими

регламентируются основные виды предпринимательской деятельности про-

фессиональных участников рынка ценных бумаг и основные виды ценных

бумаг, допускаемых к публичному размещению; создание ФКЦБ при Пра-

вительстве РФ, обеспечивающей проведение в жизнь единой государствен-

ной политики на рынке ценных бумаг.

Воздействие на рынок ценных бумаг государство оказывает, в частно-

сти, с помощью системы налогообложения, введения системы налоговых

1 Как показал мировой финансовый кризис 1997−1999 гг., этой цели удаётся дос-

тичь далеко не всегда.

льгот и санкций. К сожалению, многие положения налогового законодатель-

ства (и у нас, и за рубежом) составлены без учета воздействия инфляции.

Одним из примеров неспособности законодательства принимать в расчёт

инфляцию служит подоходный налог на номинальные доходы от прироста

стоимости капитала.

Предположим, что, купив акции какой-то американской корпорации,

мы продаём их через год по той же реальной цене. Логично ожидать, что го-

сударство не будет облагать эту сделку налогом, так как реальный доход от

этой инвестиции равен нулю. В самом деле, при отсутствии инфляции налог

мы бы не платили. Но предположим, что годовой темп инфляции составляет

8% и первоначальная цена, заплаченная за акцию — 1000 $1

. Чтобы через год

получить ту же самую реальную цену нам необходимо продавать акции уже

по 1080 $ за штуку. В данном случае, в соответствии с налоговым законода-

тельством, не принимающим во внимание воздействие инфляции, эта опе-

рация рассматривается как получение дохода в 80 долларов на акцию, и го-

сударство облагает этот доход налогом. Проблема заключается в том, что

налоговые законодательства подавляющего числа стран исходят из номи-

нального, а не реального прироста стоимости облагаемого налогом капитала.

В этом, как и во многих других случаях, инфляция вызывает нарушение

принципов налогообложения.

Инфляция как и все другие экономические явления имеет свои последствия. Как и большинство других явлений, характерных для рыночной экономики, инфляция не может быть оценена однозначно. Негативные последствия инфляции хорошо известны в нашей стране. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция вместе с тем способствует и экономическому росту. Поэтому как и большинство других процессов, характерных для рыночного регулирования экономики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и уничтожено, Она является инструментом, который может быть использован государствам для блага общества и его экономического развития.

Научный подход к проблемам инфляции отличается от обыденного мифологизированного трезвой оценкой опасности выхода инфляции из-под контроля и выработкой рекомендаций по ее регулированию, четко оценивающих конкретно-исторические и национально-государственные условия и особенности функционирования национальной экономики.

Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране.

В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция рассматривается в качестве нормального фактора экономического роста. Однако галопирующая, а тем более, гиперинфляция воспринимается как явление негативное, поскольку несет в себе огромные социально-экономические издержки.

Инфляция может оказывать различное влияние на экономику страны: она отвлекает капиталы из сферы производства в сферу обращения, где они быстрее оборачиваются и приносят огромные прибыли; приводит в расстройство товарооборот страны в связи с нарушением закона денежного обращения; ведет к деформации потребительского спроса, к «бегству от денег», к любым товарам независимо от реальной потребности в них; искажает нормальную структуру соотношения спроса и предложения; усиливает спекулятивную торговлю; отрицательно влияет на кредит и кредитную систему; вызывает глубокое расстройство денежной системы. Обесценение денег подрывает стимулы к денежным накоплениям.

Таким образом, инфляция ведет к нарушению процесса воспроизводства во всех звеньях - как в сфере производства, так и в сфере обращения.

Инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что обусловливает отставание темпов роста номинальных доходов, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наемных работников, лица сво бодных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых уменьшаются, либо возрастают меньшими темпами, чем темпы инфляции.

Кривая Филлипса. Инфляция оказывает серьезное воздействие на занятость. В 1958 г. английский экономист О. Филлипс предложил модель инфляции, наглядно показывающую это воздействие. Используя статистические данные Великобритании за 1861-1956 гг., он построил кривую, отражающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы - уменьшение безработицы сопровождается повышением цен и заработной платы. Иными словами, нация может снизить уровень безработицы за счет ускорения темпов инфляции. В дальнейшем американские экономисты П. Самузльсон и Р. Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен. В таком виде кривую Филлипса стали использовать для разработке экономической политики, прежде всего для определения условий, при которых возможны высокий уровень занятости и производства определенная стабильность цен.


 

 

 

 

 



 

 

На рисунке представлена кривая Филлипса. Она отражает сочетание параметров темпов роста товарных цен и уровня безработицы.

Если в стране наблюдается высокий уровень безработицы, то правительство начинает проводить бюджетные и денежно-кредитные мероприятия, которые стимулируют спрос. Это ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест. Уровень безработицы снижается, но одновременно возрастают темпы инфляции.

Практика экономического регулирования показала, что кривая Филлипса может быть применима для экономической ситуации только в краткосрочном периоде, поскольку в долгосрочном плане (5-10 лет), несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать.

 

Социально-экономические последствия

Инфляция оказывает влияние на объем национального производства. Например, гиперинфляция производства и обмена ведет к их остановке, что в свою очередь приводит к понижению реального объема национального производства, увеличению безработицы, закрытию предприятий и банкротству.

В экономике неравномерно перераспределяются доходы.

Для определения влияния инфляции на перераспределение доходов применяются показатели:

номинальный доход — это доход, выраженный по номинальной стоимости денег (например, оплата труда);

реальный доход:

  • показывает покупательную способность номинального дохода;
  • показывает количество товаров, которое можно купить на сумму номинального дохода в сопоставимых условиях цен.

Инфляция может быть предвиденной, т. е. рост цен предусматривается в федеральном бюджете и непредвиденной, которая может привести к неравномерному перераспределению доходов.

От непредвиденной инфляции теряют доходы:

держатели сбережений на расчетном счете (деньги обесцениваются и сбережения уменьшаются);

кредиторы (лица, выдавшие кредит), через некоторое время они ожидают возвращение кредита деньгами, которые потеряли свою покупательную способность. Чтобы компенсировать потери от инфляции, кредиторы устанавливают соответствующую процентную ставку по кредиту, чтобы покрыть свою потерю (убытки).

Поэтому различают:

  • номинальную процентную ставку (процентную ставку, зафиксированную в кредитном договоре);
  • реальную процентную ставку (номинальную процентную ставку, умноженную на уровень инфляции (вычитается уровень прироста цен в процентах).

Для предпринимателя важна реальная процентная ставка, т. е. доход, который у него останется даже в условиях инфляции.

Пример: процентная ставка = 20% годовых.

Прирост цен за год = 12%.

Реальная процентная ставка — 20% — 12% = 8%;

получатели фиксированного дохода - лица, получающие доход в виде оклада, пенсии, пособия, с ростом цен теряют часть дохода. Поэтому правительство периодически производит индексацию, т. е. повышение заработной платы работников, получающих должностной оклад.

 

 

Глава II

 

0.6% — уровень инфляции за ноябрь;

6.3% — за последние 12 месяцев.

Проанализируем темпы инфляции в России за прошедший год

Год

Месяц

Значение, %

2013

Ноябрь

0.6

2013

Октябрь

0.6

2013

Сентябрь

0.2

2013

Август

0.1

2013

Июль

0.8

2013

Июнь

0.5

2013

Май

0.7

2013

Апрель

0.5

2013

Март

0.3

2013

Февраль

0.6

2013

Январь

1


 

И можно подсчиать что инфляция в 2013 году была 5,9

 

Смотря на данный график можно определить, что ломанные линии показывают резки скачки инфляции. Так можно заметить , что пик инфляции приходится на продовольственную сферу.


 

 

Предновогодний  прогноз таков

Инфляция в России в январе-ноябре 2013г. составила 5,9%, что в 8,4 раза превышает средний рост цен по странам Европейского союза (0,7%). Об этом сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат) со ссылкой на данные статистической службы Европейского союза (Евростат).

Информация о работе Влияние инфляции на экономические процессы