Влияние издержек на прибыль в условиях чистой конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений возникновение конкуренции имеет как социально – психологические, так и экономические причины. Кроме того, конкуренция в значительной степени связана с ограниченностью ресурсов, порождающей соперничество за право их использования для быстрого достижения наивысшего уровня собственного благосостояния.
Конкуренция играет в экономической жизни общества положительную роль, побуждая граждан, фирмы и страны искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов всех видов.
В современном национальном хозяйстве участвует множество хозяйствующих субъектов. Среди них – те, которые принято называть фирмой – домашние хозяйства, государство в целом и его хозяйствующие структуры, банки, страховые и кредитные общества, индивидуальные предприятия и товарищества, акционерные общества. Главным действующим лицом на фирме выступает предприниматель.
Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, т.е. превышение денежной выручки, полученной от реализации товара, над затратами (издержками) на его производство и реализацию. Содержанием предпринимательской деятельности является поиск таких комбинаций, имеющихся в распоряжении предпринимателя ресурсов (денег, материальных благ, труда и т.д.), которые обеспечивают ему достижение указанной цели.

Файлы: 1 файл

11.Влияние издержек на прибыль в условиях чистой конкуренции.docx

— 73.47 Кб (Скачать файл)

Введение

 
В условиях рыночных отношений возникновение  конкуренции имеет как социально  – психологические, так и экономические  причины. Кроме того, конкуренция  в значительной степени связана  с ограниченностью ресурсов, порождающей  соперничество за право их использования  для быстрого достижения наивысшего уровня собственного благосостояния.

Конкуренция играет в экономической жизни общества положительную роль, побуждая граждан, фирмы и страны искать наиболее рациональные способы получения и использования  ограниченных ресурсов всех видов.

В современном национальном хозяйстве участвует множество  хозяйствующих субъектов. Среди  них – те, которые принято называть фирмой – домашние хозяйства, государство  в целом и его хозяйствующие  структуры, банки, страховые и кредитные  общества, индивидуальные предприятия  и товарищества, акционерные общества. Главным действующим лицом на фирме выступает предприниматель.

Целью предпринимательской  деятельности является получение прибыли, т.е. превышение денежной выручки, полученной от реализации товара, над затратами (издержками) на его производство и  реализацию. Содержанием предпринимательской  деятельности является поиск таких  комбинаций, имеющихся в распоряжении предпринимателя ресурсов (денег, материальных благ, труда и т.д.), которые обеспечивают ему достижение указанной цели.

В работе используются учебные материалы (книги и методические пособия), периодическая литература (Экономист, Финансы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Совершенная  конкуренция 

Условия, в которых  протекает рыночная конкуренция, как  и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется  рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень  контроля над ценами, условия входа  в отрасль и выхода из нее, доступность  информации.

Обычно выделяют следующие четыре их типа или модели рынка: совершенная конкуренция, монополистическая  конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, то есть способностью фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

Таблица 1. Рыночные структуры

Модели рынка

Количество и размеры  фирм

Характер продукции

Условия входа и выхода

Доступность информации

Совершенная конкуренция

Множество мелких фирм

Однородная продукция

Никаких затруднений

Равный доступ ко всем видам  информации

Монополистическая 
конкуренция

Множество мелких фирм

Разнородная продукция

Никаких затруднений

Некоторые ограничения

Олигополия

Число фирм невелико, есть крупные  фирмы

Разнородная или однородная продукция

Возможны отдельные препятствия  при входе

Некоторые ограничения

Монополия

Одна фирма

Уникальная продукция

Практически непреодолимые  барьеры на вдохе

Некоторые ограничения


 

В условиях совершенной  конкуренции в отрасли одновременно действует очень большое число  фирм, производящих стандартизированный  продукт. Новые фирмы могут легко  войти в отрасль.

Чистая монополия  представляет собой рынок, где одна фирма является единственным продавцом  продукта или услуги. Проникновение  в отрасль других фирм заблокировано, так что существующая там фирма  и составляет всю отрасль.

Монополистическая конкуренция характеризуется большим  числом продавцов, которые производят многообразные продукты. Вступить в  отрасль довольно просто.

Олигополия отличается небольшим числом продавцов. Каждая фирма испытывает на себе влияние  решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения  в своем собственном поведении, устанавливая цены и планируя производство. Вступить в олигополистические отрасли  очень сложно.

Совершенная конкуренция  и монополия представляют собой  «идеальные» (абстрактные) типы рыночных структур. Примером структуры, приближенной к типу «совершенная конкуренция» может  служить сельское хозяйство, а к  «монополии» – местные предприятия  общественного пользования. Что  же касается монополистической конкуренции  и олигополии, то эти структуры  характерны для огромного большинства  рынков любой страны.

Таким образом, понятие  структуры рынка дает возможность  сформировать теорию предложения и  максимизации прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность  совершенной конкуренции

 

Совершенная конкуренция  – вид отраслевого рынка, на котором  много фирм продают стандартизированный  продукт и ни одна фирма не обладает контролем над такой долей  рынка, которая позволила бы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждой фирмы в общем выпуске продукции, продаваемой на рынке, составляет менее 1%. Поэтому конкурентные фирмы не могут воздействовать на рыночную цену изменением объёма продаж, что имеет место в условиях олигополии. В силу того что на совершенно конкурентных рынках продаётся не дифференцированная (как при монополистической конкуренции), а стандартизированная, т.е. лишённая особых качественных характеристик, продукция, фирмы также не могут влиять на рыночную цену, а вынуждены принимать её как заданную извне, самим рынком. Ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу её рыночной доле продаж и, следовательно, не интересуется производственными решениями своих конкурентов.

Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Конкурирующие фирмы производят однородную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. Вследствие стандартизации продукции отсутствует  основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или  стимулировании сбыта. Отдельный конкурирующий  производитель находится во власти рынка; цена продукта есть данная величина, на которую производитель не оказывает  влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства.

Никаких искусственных  ограничений спроса, предложения  или цены не существует и ресурсы  – переменные факторы производства – мобильны.

Участники конкурентного  рынка имеют равный доступ к информации, то есть все продавцы имеют представление  о цене, технологии производства, возможной  прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа  и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного  товара или беспрепятственно покинуть рынок.

Информация о  ценах, технологии и вероятной прибыли  доступна для любой фирмы, и существует возможность быстро реагировать  на изменившиеся условия рынка посредством  перемещения применяемых производственных ресурсов, т.е. продажи одних факторов производства и вложения вырученных средств в другие. Для продавцов  вход на рынок и выход из него абсолютно свободны, так как не существует барьеров, не позволяющих фирме продавать свой товар на данном рынке; нет и трудностей с прекращением операций на рынке. Нарушение любого из перечисленных требований приводит к подрыву совершенной конкуренции и возникновению несовершенной конкуренции.

Все перечисленные  выше признаки совершенной конкуренции  обуславливают тот факт, что фирма, работающая на совершенно конкурентном рынке, никоим образом не может повлиять на цену своей продукции. Она принимает цену как заданную извне, самим рынком, на котором эта цена формируется под воздействием рыночного спроса и предложения. Следовательно, совершенно конкурентная фирма не в состоянии сама устанавливать цену на свою продукцию. Именно поэтому кривая спроса для конкурентной фирмы – это горизонтальная линия, проходящая на уровне заданной рынком цены. Такая конфигурация кривой спроса означает, что цена, по которой продаёт каждую единицу продукции идеально конкурентная фирма, абсолютно не зависит от того, сколько продукции произведёт и доставит на рынок каждая фирма; вся продукция будет выкуплена потребителями по одной цене. Это объясняется тем, что идеально конкурентная фирма очень мала, а её доля в общем объёме рыночных продаж просто ничтожна. Поэтому при увеличении объёма производства (в полтора, в два и даже три раза) ей не нужно снижать цену на свою продукцию, чтобы потребители согласились выкупить дополнительно произведённое количество товара, – оно практически незаметно с точки зрения рынка в целом.

Новые фирмы могут  свободно входить в отрасль, а  существующие фирмы – свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных  препятствий – законодательных, технологических, финансовых, которые  могли бы помешать возникновению  новых фирм и сбыту их продукции  на конкурентных рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Прибыль  и издержки фирмы в условиях  совершенной конкуренции 

Важнейшей категорией рыночной экономики является прибыль. Именно при этом условии фирма  может стабильно существовать и  обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется  в виде дивиденда на вложенный  капитал, способствует привлечению  новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес  к проблемам прибыльности деятельности фирмы.

Прибыль – это  разница между суммарной выручкой, или суммарными поступлениями, которые  получает фирма от продажи своей  продукции, и суммарными экономическими издержками, которые несет фирма  для того, чтобы произвести эту  продукцию 

Прибыль, точнее, ее максимизация выступает непосредственной целью производства в любой отрасли  национальной экономики. Производители, однако, могут сталкиваться с особыми  ситуациями, выдвигающими на первый план решения проблем, не укладывающихся в русло максимизации прибыли, или  даже вызывающих противоречия с этой целью: например, резкое снижение цен  для выхода на новые рынки или  проведение дорогостоящих рекламных  компаний для привлечения потребителей, осуществление мер экологического порядка и т.п. Но все подобные шаги носят все же тактический  характер и в конечном счете подчинены решению главной стратегической задачи – получения возможно большой прибыли.

Для фирмы большое  значение имеет размер прибыли. Чтобы  судить о размере прибыли, необходимо учитывать способы ее измерения. Абсолютная величина прибыли безотносительно  к обороту или величине активов  фирмы ничего не говорит. Так, годовая  прибыль в 1 млрд. долл. для фирмы  с капиталом в 10 млрд. долл. – это  весьма значительно, но очень мало для  фирмы с капиталом в 100 млрд. долл. Поэтому величину прибыли за год  сопоставляют или с годовым оборотом фирмы, или с ее капиталом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Различные подходы к оценке издержек и прибыли

 

Главным ограничителем  прибыли являются издержки производства. К их определению и измерению  существуют разные подходы, в которых  можно выделить взгляд экономиста, ориентированный на перспективу  фирмы, и позицию бухгалтера, которого прежде всего интересуют финансовые отчеты и балансы предприятия.

Поскольку все виды ресурсов ограничены, любое решение  о производстве какого-либо товара предполагает отказ от использования  тех же ресурсов для выпуска какого-то иного изделия. Таким образом, все  издержки представляют собой альтернативные затраты. Точнее говоря, затраты любого ресурса привлеченные для производства товаров, отражают его ценность при  наилучшем из всех альтернативных вариантов  использования или ценность тех  альтернативных возможностей, которыми приходится жертвовать. Например, металл, истраченный на производство вооружения уже невозможно применить для  изготовления медицинского оборудования или автомобилей. И если рабочий  способен производить как вооружение, так и медицинское оборудование, то издержки, которые общество несет  при использовании этого рабочего на военном заводе, будут равны  вкладу, который он мог бы внести в производство медицинского оборудования.

Следует дать следующее  определение экономическим издержкам: экономические издержки фирмы –  это те выплаты, которые она обязана  сделать владельцам ресурсов, чтобы  привлечь эти ресурсы для определенного  производственного процесса и отвлечь  их тем самым от альтернативных вариантов  применения. Все альтернативные издержки, которые понесет фирма в процессе производства, могут быть либо внешними (фактическими, явными), либо внутренними (неявными).

Внешние издержки принимают  форму денежных платежей поставщикам  факторов производства, промежуточных  изделий и деловых услуг. Здесь  говорится о заработной плате  рабочих и служащих, расходах на сырье и материалы, комиссионных вознаграждениях торговым фирмам, взносах  банкам и другим финансовым учреждениям, расчетах за юридические консультации, транспортные услуги и т.п. Другими  словами, внешние издержки представляют собой плату за ресурсы поставщикам, самостоятельным по отношению к  данной фирме, не принадлежащим к  числу ее владельцев.

В процессе производства фирма может также использовать ресурсы, принадлежащие ей самой. В  этом случае она несет внутренние издержки. Они не предусмотрены контрактами, обязательными для внешних платежей, и поэтому не приобретают денежную форму. С точки зрения фирмы, они  равны денежным платежам, которые  могли бы быть получены за собственный  ресурс при наилучшем из альтернативных способов его применения. Так, если фирма использует одно из принадлежащих ей зданий, то она не несет никаких внешних издержек в виде арендной платы. Однако внутренние издержки есть, так как фирма теряет возможность получения денег, сдавая это здание кому-либо в аренду. Хотя внутренние издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности, ни существуют вполне реально и соответственно влияют на принятие экономических решений: которые обязательно должны учитывать упускаемые возможности лучшего использования собственных ресурсов производителя.

В качестве одного из элементов внутренних издержек рассматривается  и так называемая нормальная прибыль  предпринимателя, т.е. вознаграждение за выполняемые им функции. Примером здесь может послужить ситуация, в которой единоличный владелец мелкой фирмы применяет в ней  исключительно собственный труд и денежный капитал.

Внешних издержек на выплату заработной платы и процентов  он не несет. Но предприниматель, о котором  идет речь, ведь мог бы положить свои деньги в банк и получать по ним  проценты. Кроме того, управляя собственным  предприятием, он отказывается от заработка, который мог бы иметь, предложив  такие же управленческие услуги другой фирме. Та минимальная плата, которая  необходима, чтобы удержать его предпринимательские  способности и денежные средства в данном предприятии, называется нормальной прибылью. Если она не обеспечивается, перед предпринимателем стоит вопрос об отказе от данного способа деятельности. Практически величина нормальной прибыли  определяется самим предпринимателем как оценка альтернативных возможностей приложения своего капитала (норма  отдачи) и предприимчивости (норма  дохода).

Информация о работе Влияние издержек на прибыль в условиях чистой конкуренции