Влияние мирового экономического кризиса на спрос и предложение в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
1.Определение структуры спроса и предложения на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен;
2.отражение зависимости между ценой товара и объемами его производства;
3.проанализировать принципы взаимовлияния и равновесия спроса и предложения на рынке;
4.раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
5.разобрать суть финансового экономического кризиса и рассмотреть его влияние на экономику России.

Содержание работы

Введение………………………………………………..……………..………….3
I . Спрос и предложение …………………………………...…....…………........5
1.1 Категория спроса и его сущность ……………………..………...…..5
1.2 Категория предложения и его сущность ….……………………….10
II. Факторы, влияющие на спрос и предложение в РФ ………..…………….12
2.1 Факторы, влияющие на спрос………………………………………12
2.2 Факторы, влияющие на предложение………………………...……14
III. Особенности равновесия спроса и предложения в рамках рыночной системы в современной России …………………………………………….…17
IV. Влияние мирового экономического кризиса на спрос и предложение в РФ……………………………………………………………………………......20
Заключение ……………..………………………...………………..…………...28
Список используемой литературы………………………………………..…...29

Файлы: 1 файл

спрос и предложение.docx

— 157.78 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………..……………..………….3

I . Спрос и предложение  …………………………………...…....…………........5          

1.1 Категория спроса и  его сущность ……………………..………...…..5

1.2 Категория предложения  и его сущность ….……………………….10

II. Факторы, влияющие на спрос и предложение в РФ ………..…………….12

2.1 Факторы, влияющие на  спрос………………………………………12

2.2 Факторы, влияющие на  предложение………………………...……14

III. Особенности равновесия спроса и предложения в рамках рыночной системы в современной России …………………………………………….…17

IV. Влияние мирового экономического  кризиса на спрос и предложение в РФ……………………………………………………………………………......20

Заключение ……………..………………………...………………..…………...28

Список используемой литературы………………………………………..…...29 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любой рынок базируется на нескольких основных элементах: цена, спрос и предложение, конкуренция. Данные инструменты способствуют возможности установления равновесия на рынке.

Рынок - механизм, сводящий вместе покупателей, предъявляющих спрос, и продавцов, формирующих предложение материальных благ.

Изменения соотношения между основными деталями рыночного механизма – спросом и предложением вызывает колебания рыночных цен, вокруг цены равновесия.

Основной целью исследования данной работы является рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

1.Определение структуры спроса и предложения на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен;

2.отражение зависимости между ценой товара и объемами его производства;

3.проанализировать принципы взаимовлияния и равновесия спроса и предложения на рынке;

4.раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;

5.разобрать суть финансового экономического кризиса и рассмотреть его влияние на экономику России.

Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.

Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.

Приемы и методы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными.

Курсовая работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе курсовой работы даются определения категорий спроса и предложения и раскрывается их сущность. Во второй главе рассматриваются факторы влияющие на спрос и предложение в РФ. В третьей главе раскрыта взаимозависимость спроса и предложения в рамках рыночной системы и установление равновесной цены. В четвертой главе рассматривается влияние мирового экономического кризиса на спрос и предложение в РФ.       

 Разработанность данной темы, предполагает исследование проблем в области экономической и хозяйственной жизни общества, а именно общества Российской Федерации и мира в целом, его участие в рыночных отношениях, а так же изучение причин глобального экономического кризиса, возникшего в экономике нашей страны. Сущность, аспекты и вопросы, которые затрагиваются  данной работой, являются важнейшими задачами для экономистов и играют важнейшую роль в современных условиях. Данная тема занимает  важнейшее место в макроэкономике и освещается практически в любом экономическом пособии.

Практическая значимость работы состоит в том, что спрос и предложение - это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике.

 

 

 

 

 

    1. Спрос и предложение

1.1 Категория спроса и его сущность

Спрос – платёжеспособная потребность человека, т.е. потребность подкрепленная деньгами;  спрос показывает, какие количества данного товара желает и способен приобрести покупатель по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.1 
 Закон спроса гласит, что при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между ценой и величиной спроса на блага в течение определенного периода. Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса2. 
 Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. 
 На рис. 1.1 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по вертикальной - цена на них. Из рис. 1.1 видно: чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. 
  Рисунок 1.1. Кривая спроса.  
 С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам.  
 Первая причина - эффект замещения. 
 Эффект замещения - замена одного блага другим, обусловленная изменением их относительных цен. Понижение цены блага вызывает рост объема спроса на него. Более низкая цена одного блага при неизменных ценах на другие блага повышает его привлекательность, стимулирует потребителей заменить подешевевшим благом другие блага, оказавшиеся относительно более дорогими. Наоборот, если, например, цена какао растет, а цены остальных благ неизменны, то какао становится относительно дороже. В этом случае его будут покупать меньше, а чая купят больше. 
 Эффект замещения проиллюстрируем на рис. 1.2, где первоначальная бюджетная линия обозначена буквами RS и рассматриваются два блага - продукты питания и одежда. Потребитель максимизирует свою полезность посредством выбора "потребительской корзины" в точке А, достигая уровня полезности, соответствующего кривой безразличия U1 Если понижается цена продуктов питания, то бюджетная линия вращается против часовой стрелки к линии RT. Теперь потребитель выбирает набор в точке В на кривой безразличия U2 Мы видим, что понижение цены продуктов питания повысило реальный доход потребителя, выразившийся в увеличении потребления с OF1 до OF2. Что касается одежды, то ее покупки снизились с ОС1 до ОС2. Снижение представлено отрезком C1C2. Из сказанного следует, что продукты питания сравнительно дешевые, а одежда относительно дорогая. 
 На рис. 1.2 видим, что потребитель выбирает набор благ в точке С и потребляет ОЕ единиц продуктов питания. Отрезок F1E представляет эффект замещения. 
  
 Рис. 1.2. График изменения эффектов дохода и эффектов замещения стандартного блага. 
 Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. 
 Эффект дохода - изменение реального дохода потребителя вследствие изменения цены на потребляемые блага. 
 Если денежный доход потребителя неизменен, то повышение цен означает уменьшение реального дохода, выражающего действительное количество благ, которое можно приобрести на его денежный доход. Когда цена некоторого блага растет при неизменном денежном доходе, то реальный доход потребителя понижается, и он будет сокращать потребление почти всех благ. Это и есть эффект дохода, отражающий влияние изменения цены на величину спроса на блага, которое имеет место из-за влияния этого изменения на величину реального дохода потребителя3. 
 Эффект дохода рассмотрим на рис. 1.2, на котором бюджетная линия проходит через точку С и смещается к бюджетной линии RT. В этом случае потребитель выбирает набор благ В на кривой безразличия U2, а не набор С на кривой U1, поскольку более низкая цена на продовольствие повысила уровень полезности потребителя. Увеличение потребления продуктов питания с ОЕ до OF2 отражает эффект дохода, являющийся положительной величиной, ибо продукты питания являются нормальным благом. Эффект дохода выражает перемещение от одной кривой безразличия к другой, и, следовательно, с его помощью можно определить изменение реального дохода потребителя. 
 На рис. 1.3 представлены эффекты дохода и эффекты замены (замещения) низкокачественного блага. Отрицательный эффект дохода измеряется отрезком F2E. Для низкокачественных благ эффект дохода лишь изредка перевешивает эффект замещения. В результате снижения цены низкокачественного блага его потребление почти всегда возрастает. 
 Для некоторых благ эффект дохода теоретически может быть достаточно большим, чтобы обеспечить увеличение кривой спроса на благо. Такое благо принято называть благом Гиффена - благо, спрос на которое растет даже при повышении его цены. 
 На рис. 1.4 показаны величины эффектов дохода и эффектов замены (замещения) для блага Гиффена. Вначале потребитель находится в точке А, потребляя сравнительно немного одежды и много продуктов питания. Потом цена продовольствия понижается, что высвобождает часть дохода таким образом, что потребитель желает купить больше одежды и меньше продуктов питания. Такое положение отражает точка В.

Считается, что благо Гиффена практического значения не имеет, поскольку он должен обладать большой отрицательной величиной эффекта дохода. Однако, как правило, эффект дохода незначителен и он существен лишь в том случае, когда этот товар составляет высокую долю в бюджете потребителя. Большие же эффекты дохода, как известно, чаще всего связаны с обычными, а не с менее качественными товарами4. 
 
  
Рис. 1.3. График изменения эффекта дохода и замещения низкокачественного блага 
  
Рис. 1.4. Характер изменения кривой спроса на благо Гиффена

  1.2 Категория предложения и его сущность 
 Предложение – желание и способность производителей(продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага. Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения. 
 Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода. 
 Закон предложения гласит: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объёма предложения. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы. 
 Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход5. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться. 
 Кривая предложения - это графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. 
 Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т. е. предложено на рынок. Для большинства благ кривая предложения имеет "восходящее" и "вогнутое" очертание (рис. 1.5). 
  
Рис. 1.5. Кривая предложения 
 Восходящая кривая предложения выражает сущность закона предложения, который заключается в том, что для значительного объема благ, чем выше цена на них, тем больший объем этих благ предлагается производителями на рынке. 
 "Вогнутость" кривой предложения объясняется следующим образом: с повышением цены блага в его выпуске участвует все большее количество фирм, вызывая тем самым значительный прирост объема предложенного блага. По мере роста цены блага на определенном этапе рынок окажется перенасыщен им и расширение выпуска блага прекратится, в результате объем выпуска благ стабилизируется независимо от уровня цен. Если же цена будет продолжать расти, кривая предложения станет вертикальной. 
 Фирмы постоянно меняют набор предлагаемых ими благ. Что побуждает вносить эти изменения? 
 Предложение меняется, когда изменяется любой из факторов, влияющих на него, кроме цены блага. По отношению к кривой предложения при каждой рыночной цене предложение увеличивается (или уменьшается), когда увеличивается (или уменьшается) объем предложения.

    1. Факторы, влияющие на спрос и предложение в РФ

2.1 Факторы, влияющие на спрос

  Наиболее существенное воздействие на поведение покупателей, а следовательно и на сдвиг кривой спроса оказывают следующие детерминанты:

1)Вкусы и предпочтения потребителей, которые в свою очередь определяются такими факторами как мода, реклама, качество потребляемых благ, обычаи, традиции и т.п. Если вкусы потребителей изменяются в пользу данного товара, то спрос на него увеличивается, и кривая спроса сместиться вправо.

2)Уровень дохода населения. Увеличение дохода потребителей  приводит к тому, что они предъявляют  спрос на большее количество  данного блага при каждой цене.

3) Цены на другие товары могут повлиять на изменение спроса на данный товар. Взаимозаменяемые товары- товары, которые по своим потребительским свойствам похожи и могут быть заменены друг другом. Например, чай и кофе в некотором смысле являются заменителями; с повышением цены на кофе увеличивается спрос на чай. Взаимодополняющие товары- товары, которые не могут быть использованы друг без друга.

4)Количество покупателей. Рост числа покупателей (например, за счет увеличения числа населения) в конечном итоге вызовет расширение  спроса на товар.

5)Ожидание потребителей. Если покупатели ожидают изменение  цен, повышение или понижение  своих доходов, определенных действий  правительства, затрагивающих доступность  товара, то это может повлиять  на их желание приобретать  данный товар в данный момент. Так, ожидания будущего повышения  цены товара (инфляционные ожидания) подстёгивают спрос т.е. потребители стремятся приобрести товар в большем количестве сегодня, боясь потерять возможность его купить в будущем, когда цена возрастёт.

6)Эффект отложенного спроса  связан с существованием циклических  колебаний спроса во времени- годовые, квартальные, недельные колебания. Так, в течение года имеют место три «пика» и три «провала» спроса. Первый «пик»- конец декабря – начало января (новогодние праздники), затем следует падение спроса. Второй «пик»-  февраль-март-  в России тоже приходится на праздники (23 февраля, 8 марта). Третий «пик» обычно приходится на август-сентябрь (период массовых отпусков, время подготовки к новому учебному году). Цикличность существует и в течение месяца – выделяют два «пика»- аванс и зарплату. В течение недели возрастание наблюдается перед выходными.

Итак, на спрос оказывают воздействия как ценовые, так и неценовые факторы. В этой связи не следует путать изменения в спросе под действием ценовых и неценовых факторов. При изменении в спросе происходит сдвиг кривой спроса, поскольку в этом случае при каждой цене предъявляют спрос на иное (большее или меньшее) количество товаров. Перемены в спросе могут произойти только в случае изменения неценовых детерминант спроса6. Когда же все неценовые факторы постоянны, а цена товара или увеличивается, или уменьшается происходит лишь изменение величины спроса, перемещение вдоль кривой спроса.

 

 

 

 

 

 

 

2.2    Факторы, влияющие на предложение. 
 Среди основных факторов, способных изменить предложение и сместить кривую предложения вправо или влево, можно выделить следующие (эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения):

1.Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.

2.Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара.

3.Цели фирмы. Основная цель любой фирмы — максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.

4.Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.

5.Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага7. Например, резкое повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля.

6.Ожидания производителей. Так, ожидания производителями возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Инфляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение производства и сокращение предложения8.

7. Количество производителей (степень монополизации рынка). Чем  больше фирм выпускает данный  товар, тем выше предложение этого  товара на рынке. И наоборот.

Так же, как и в случае воздействия на спрос ценовых и неценовых факторов, разделяют изменение предложения и изменение величины предложения:

Информация о работе Влияние мирового экономического кризиса на спрос и предложение в РФ