Влияние налогов на развитие экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 10:06, сочинение

Описание работы

За последние 3 года наиболее существенные меры по совершенствованию обложения доходов физических лиц были предусмотрены в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.
Основные направления налоговой политики на 2011 г., подводя итоги реализации налоговой политики в 2010 г., указывают на изменения в отношении положений, регулирующих порядок подачи налоговых деклараций, а также на значительную корректировку и существенные дополнения порядка налогообложения физических лиц при совершении ими операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.

Файлы: 1 файл

Эссе на тему налогообложение доходов физических лиц.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический  университет»

Центр дистанционного образования

 

ЭССЕ

на тему: Влияние налогов на развитие экономики

 

Исполнитель: студент

Направление: Юриспруденция

Профиль: Гражданско-правовой

Группа: ЮРу-12 КТ 

Ф.И.О  Ширяев А.В.

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

 

 

 

За последние 3 года наиболее существенные меры по совершенствованию обложения доходов физических лиц были предусмотрены в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

Основные направления налоговой политики на 2011 г., подводя итоги реализации налоговой политики в 2010 г., указывают на изменения в отношении положений, регулирующих порядок подачи налоговых деклараций, а также на значительную корректировку и существенные дополнения порядка налогообложения физических лиц при совершении ими операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.

Перечень доходов, освобождаемых  от налогообложения, дополнялся в течение 2011 г. Однако Основные направления налоговой политики 2012 г. в рамках мониторинга эффективности налоговых льгот все еще указывают на необходимость уточнения этого перечня, его систематизации и устранения имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.

Помимо приведенных намерений, в Основных направлениях налоговой политики 2012 г. содержатся меры налоговой поддержки налогоплательщиков, на обеспечении которых находятся дети. Такие меры предусматривают увеличение стандартного вычета на каждого третьего и последующего ребенка до 3000 руб. В рамках этой меры была запланирована отмена стандартного налогового вычета в размере 400 руб., что позволяет частично компенсировать сокращение налоговых доходов бюджетов субъектов РФ в связи с увеличением налогового вычета для семей с детьми. Указанные меры налоговой поддержки были претворены в жизнь - соответствующие изменения вступили в силу с 1 января 2012 г.

Иных мер в сфере  налогообложения доходов физических лиц Основные направления налоговой политики 2012 г. не содержат.

Исходя из вышеприведенных  мер и степени их реализации можно  сделать вывод об отсутствии единой, согласованной и обоснованной налоговой  политики в сфере налогообложения доходов физических лиц. Подтверждением тому являются современные реалии.

Так, в 2011 г. численность населения  с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 12,8% от общей численности населения (12,6% в 2010 г.). Численность населения со среднедушевым доходом до 10000 руб. в 2011 г. составила 29% населения России. Тем не менее стандартный налоговый вычет в размере 400 руб., право на который имели граждане, чей доход, исчисленный нарастающим итогом, не превышал 20000 руб., был отменен.

С каждым годом растет расслоение населения по уровню доходов. По мнению экспертов, отношение средней заработной платы 10% занятых с наиболее высокой  зарплатой к средней заработной плате 10% занятых с самой низкой заработной платой округленно составляет 25 раз. При этом в социально стабильном государстве следует ориентироваться на достижение значения указанного коэффициента примерно в 6 раз.

С момента перехода на пропорциональное налогообложение  доходов физических лиц в стране не прекращаются дискуссии о необходимости возвращения к прогрессивному налогообложению таких доходов.

В условиях пропорционального  обложения доходов особенно важную роль играют налоговые льготы, выполняющие  компенсационную функцию и обеспечивающие дифференциацию налоговых обязательств тех налогоплательщиков, которые  находятся в неодинаковом состоянии. Предусмотренные действующим Налоговым кодексом РФ стандартные, социальные и имущественные вычеты вызывают значительные нарекания, наиболее существенные из которых можно свести к следующим:

- отсутствие  необлагаемого налогом минимума;

- предельно  маленький размер стандартных  налоговых вычетов, самый высокий  из которых составляет всего  лишь 6% прожиточного минимума;

- размеры и  условия предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов дают возможность использовать их с наибольшей выгодой для себя именно более обеспеченными налогоплательщиками, в то время как менее обеспеченные категории налогоплательщиков в результате использованного законодателем механизма получения таких вычетов не получают должной поддержки от государства.

Интересно, что Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, разработанная Министерством экономического развития РФ, но также утвержденная Правительством РФ, в частности, предусматривает:

- расширение  категорий граждан, имеющих право  на использование социального  вычета;

- повышение  ориентации налоговой системы  на проблемы выравнивания уровня  доходов путем расширения использования  налоговых вычетов как инструмента  социальной политики;

- сокращение налоговой  нагрузки на малообеспеченные  слои населения за счет увеличения социальных налоговых вычетов.

В свете проведенного выше анализа  нет необходимости повторять, что  предусмотренные Концепцией меры не находят отражения в законодательстве.  

Таким образом, можно сделать вывод, что  налоговая система налогообложения  подоходным налогом с физических лиц в Российской Федерации нуждается  в преобразовании. Поскольку на данном этапе развития она не может убедить людей в том, что выплаченные ими налоги, в том числе подоходный налог, смогут поддержать такую политическую систему, которая была бы в состоянии более точно отражать их приоритеты и предпочтения.      

Основными направлениями реформирования налогообложения подоходным налогом физических лиц являются следующие:

  1. построение единой налоговой системы в интересах сохранения целостности Российского государства, исключение условий для формирования несовместимых региональных налоговых схем;
  2. создание оптимальной налоговой системы, обеспечивающей удовлетворение общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию отечественного предпринимательства и наращиванию национального богатства России;
  3. упрощение системы налогов;
  4. создание совершенной законодательной налоговой базы;
  5. совершенствование системы сбора подоходного налога, увеличение на этой основе налоговых поступлений в государственную казну при одновременном поддержании справедливости налогообложения;
  6. создание рациональной системы ответственности за налоговые правонарушения; повышение эффективности деятельности органов налогового контроля.

В то же время кардинальная ломка или  замена налогового законодательства была бы губительна для экономики. Необходима определенная последовательность предпринимаемых  шагов по совершенствованию налоговой системы налогообложения подоходным налогом с физических лиц, которая могла бы привести к намеченным целям без значительных потерь накопленного опыта и уровня развития экономики.

Успешность  применения налоговых норм больше зависит  от особенностей экономической структуры конкретной страны, от организации и эффективности ее государственного аппарата. Зарубежные налоговые системы продолжают изменяться в соответствии с потребностями и возможностями стран в той мере, в какой их экономика готова эти изменения воспринять, а государство способно обеспечить собираемость нового налога.


Информация о работе Влияние налогов на развитие экономики