Внешнеэкономическая деятельность Бразилии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:17, доклад

Описание работы

Бразильская экономика, обладая высокоразвитым сельским хозяйством, добывающей промышленностью и сектором услуг, является самой мощной в Латиноамериканском регионе и оказывает существенное влияние на мировые рынки. Бразилия обладает крупными запасами полезных ископаемых: железной, марганцевой, урановой руд, значительными запасами бокситов, руд цветных металлов, угля, алмазов, серебра, золота, нефти и др.

Файлы: 1 файл

доклад по ВЭДу.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

 Внешнеэкономическая деятельность Бразилии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бразильская экономика, обладая  высокоразвитым сельским хозяйством, добывающей промышленностью и сектором услуг, является самой мощной в Латиноамериканском регионе и оказывает существенное влияние на мировые рынки. Бразилия обладает крупными запасами полезных ископаемых: железной, марганцевой, урановой руд, значительными запасами бокситов, руд цветных металлов, угля, алмазов, серебра, золота, нефти и др.

Денежная единица Бразилии — крузейро.

Экономика Бразилии в значительной степени зависит от внешней торговли. На экспорт приходится 10—12% национального  дохода.

В структуре внешней торговли Бразилии отмечается тенденция к повышению  доли в экспорте готовых изделий, полуфабрикатов и новых нетрадиционных видов сырья и продовольственных товаров фабричного производства. В 1987 г. 11,8% приходилось на транспортные средства (главным образом на автомобили, железнодорожный подвижной состав и суда), 7,0% —на железную руду, 3,8% —на машины и оборудование, 11,4% — на металлоизделия.

Бразилия самостоятельна в обеспечении  себя продовольствием, более того страна - ведущий экспортер тропических  зерновых культур. Бразилия - первый в  мире производитель кофе, что является его основной частью экспорта. Сан-Паулу и Минас-Жерайс - основные "кофейные" штаты, за ними следуют Парана и Эспириту-Санту. Соя и ее продукты (корма для животных) - еще одна важная часть экспорта. Большая часть урожаев сои собирается в штатах Парана и Рио-Гранди-ду-Сул.

Туризм - относительно молодая отрасль  национальной экономики. Туристический  комплекс представлен крупными гостиницами  в Рио-де-Жанейро, горными курортами  в Минас-Жерайс. Главные центры развлечений  расположены в городских центрах  или поблизости. Число иностранных туристов, посещающих Бразилию, пока еще значительно отстает от числа местных туристов. Бразильцы передвигаются по стране автомобильным транспортом, хотя в период отпусков и каникул повышенным спросом пользуется авиатранспорт.  
            Бразилия, располагающая разветвленной речной сетью и находящаяся в зоне интенсивного выпадения осадков, обладает одним из крупнейших в мире гидроэнергопотенцилом. Бразилия - одна из передовых авиационных стран. Долгое время бразильцы оспаривали у американцев право на изобретение самолета. Многочисленные авиакомпании, действовавшие в стране, были объединены в три главные компании: "VARIG", "VASP" и "Transbrasil".

Бразилия — крупнейший в Латинской  Америке импортер топлива, доля которого составила в 1987 г. 27,4% стоимости импорта. Доля других товаров в объеме импорта распределилась следующим образом: средства производства — 26,3%, потребительские товары— 13,6%, сырье — 32,7%.

Для координации внешнеторговой деятельности на государственном уровне декретом президента страны №1386/95 от 6 февраля 1995г. создана Внешнеторговая палата – межминистерский орган, в состав которой входят: руководитель администрации президента – представитель палаты, министр финансов, министр планирования и бюджета, министр развития, промышленности и торговли, министр заготовок и сельского хозяйства.

Все большую роль приобретает  Департамент продвижения торговли. Он становится прочной базой реализации национальных товаров на мировом рынке. В нем имеются отделы коммерческой информации, выставок и туризма, содействия развитию внешней торговли, спец. коммерческих операций. Данное подразделение разрабатывает различные программы содействия внешней торговле, которые включают мероприятия координационного, консультативного и информационного характера, осуществляет сбор данных и информации о зарубежных рынках, публикует материалы по всему спектру внешнеэкономических проблем. Департамент располагает информацией о предпринимательской деятельности практически любой бразильской торговой фирмы во всем мире.

Задачей Департамента является разработка детального плана, предназначенного не только для Бразилии, но и для иностранных предпринимательских кругов.

В 1998г. создана спец. электронная  система BrasilTradeNet, предназначенная для  сбора и распространения информации об экспортных возможностях бразильских товаров и услуг, условий деятельности в стране иноинвесторов. В ней также находятся данные об экономических показателях стран и интеграционных блоков, содержится анализ тенденций различных рынков, основные данные о товарных позициях

В Бразилии существуют брошюры под общим названием «Как экспортировать». В них содержится подробнейшая информация о нормах и правилах экспорта в различные страны, их законодательная база, данные об экономическом положении, рекомендации бразильским экспортерам. Выпускается брошюра «Как экспортировать в Россию».

Министерство обеспечивает проведение бразильских выставок в других странах, а также предпринимает меры по развитию делового туризма. Заинтересованные фирмы и организации могут принимать участие в выставках за рубежом, оплачивая лишь перевозку своего стендового материала. Все остальные расходы оплачивает МИД Бразилии. При проведении выставок на территории страны министерство отвечает только за организацию мероприятия. Следует отметить тенденцию отказа от участия бразильцев в многопрофильных выставках и переходу к отраслевому принципу, что приносит более эффективные результаты. Растет количество поездок делегаций предпринимательских структур за границу, организованных Департаментом.

Деятельность Департамента не рассчитана только лишь на крупные  торговые фирмы. Особое внимание уделяется работе с мелкими и средними предприятиями, ориентирующимися на внешний рынок. С участием их представителей проводятся семинары, круглые столы, предоставляются консультационные услуги.

Одной из плановых разработок Департамента предусматривается предоставление возможности иностранным компаниям участвовать в инвестировании бразильских проектов, путем расширения контактов с муниципалитетами и штатами тех районов страны, в которых ведутся изыскательские работы. Тарифы, предоставляемые предпринимательским структурам, снижаются за счет участия в строительстве капитала влиятельных мировых банков.

Бразилия относится к  числу стран, имеющих «среднедоходную  экономику, отягченную крупной задолженностью». В этой категории с ней соседствуют Боливия, Болгария, Габон, Босния и Герцеговина. Однако внешний долг Бразилии не превышает 30% ВВП. В основе подобной оценки лежит используемый  критерий расчета получаемых страной доходов от экспорта товаров и услуг, включая валютные переводы ее граждан из-за рубежа, к затратам на обслуживание внешнего долга. В Бразилии эти расходы составляют 78% (у Мексики и Венесуэлы 23%). В результате по инвестиционным рискам рейтинг страны, обладающей достаточно диверсифицированным хозяйством, на 2 пункта ниже, чем у Аргентины и Индии, и на 3, чем у Колумбии, Словакии, Филиппин и Сальвадора. Заключения играют определяющую роль при согласовании бразильским правительством условий предоставления внешних кредитов и займов.

На протяжении последних 15 лет страна отставала в развитии экспорта, теряя  свою конкурентоспособность на международном рынке. Не более 30% из 275 наименований ее основных экспортных товаров соответствуют мировым стандартам. По мнению КАМЕКС, главным препятствием являлось отсутствие в стране четко сформулированной экспортной политики, выразившееся на практике в недостаточности национального кредитования экспортных поставок. В их финансировании, изыскиваемом экспортерами, как правило, за рубежом, выявились диспропорции. Значит. доля средств (44%) идет на экспортные операции с Сев. Америкой (26,4% браз. экспорта). На Европу приходится 29% (32,6% экспорта), Центр. и Юж. Америку – 19% (21,1% экспорта), Азию – 6% (15% экспорта), Африку – 2% (2,7% экспорта). Кредитование поставок носит преимущественно краткосрочный характер (24% – до 30 дней; 31% – от 30 до 60 дней; 26% – от 60 до 90 дней; 12% – от 90 до 120 дней; 7% – свыше 120 дней). В Бразилии слишком затянут цикл экспортирования (от изготовления продукции до вручения заказчику), составляющий сейчас в среднем 124 дня. Из них складское хранение, со всеми вытекающими издержками, занимает не менее 70-80 дней. При сокращении цикла наполовину можно было бы увеличить объем экспорта на 26,3% и получать дополнительно 13 млрд.долл. в год. Присутствует также проблема чрезмерной концентрации производства. На начало 2000г. в стране было зарегистрировано 15370 предприятий экспортной направленности. Тем не менее 65% внешторг. поставок приходится на 210 производителей.

Крайне остро стоит перед  бразильским правительством вопрос протекционизма со стороны основных внешнеторговых партнеров. Устранение различных тарифных, нетарифных, барьеров, ветеринарных и фитосанитарных норм, антидемпинговых мер ЕС и Японией для 16 наименований бразильской продукции позволило бы получить в 1999г. дополнительно 678 млн. долл. При аналогичных шагах в двусторонней торговле Вашингтона объем бразильского экспорта в США возрос бы на 320% (с 10,8 до 34,7 млрд. долл.). США распространяют различные ограничения почти на 80 видов бразильской продукции. С июля 1999г. в связи с обвинениями в демпинге повышенной тамож. пошлиной (60%) облагается стальной прокат. Закупки бразильского проката составляют менее 1% от объема импорта США этого вида товара и менее 0,5% его потребления в стране. Количественные квоты существуют для концентрированного апельсинового сока, для которого установлен один из самых высоких импортных налогов, применяемых администрацией (8 центов за 1 литр). Широко практикуются также сезонные тарифы для импортной сельхозпродукции. По словам министра Бразилии Л.Лампрейи, «США прибегают к одностороннему маневрированию для устранения на своем рынке наиболее конкурентоспособных товаров».

Жесткие протекционистские меры применяются ЕС, увеличившего свой экспорт в Бразилию за последние 8 лет на 335% при росте импорта на 28,5%. В дискриминационное положение поставлены поставки бразильского растворимого кофе, облагаемого тамож. пошлиной в 12%. В рамках действующей с 1991г. программы борьбы с наркотиками в латиноамериканских странах ЕС стимулирует таким путем производство кофе в Эквадоре и Колумбии. С окт. 1999г. в ряде европейских стран проводится лоббируемая Национальным союзом фермеров Великобритании кампания против импорта бразильских цыплят под предлогом использования при их выращивании гормональных препаратов и антибиотиков.

Сложный неоднозначный  характер присущ внешнеторговым отношениям Бразилии с Аргентиной. Обвинения  в демпинге выдвинуты против 6 наименований бразильской экспортной продукции (стальной прокат, сварные звеньевые цепи, металлические валы, абразивные материалы, текстиль, цыплята). До дек. 1998г. Аргентина возбудила против Бразилии 22 процесса по обвинению в демпинге. В качестве ответного шага Бразилия заявила о готовности предъявить подобные же претензии к аргентинским поставщикам молока и молочных продуктов, а также ликвидировать механизм растаможивания аргентинских товаров в течение суток. С целью ограничения поставок бразильской обуви и бум. продукции в авг. 1999г. Буэнос-Айрес ввел систему лицензирования импорта из соседней страны. Конфликт удалось разрешить после одностороннего введения Бразилией ежемесячных экспортных квот на соответствующие товары и обязательства Аргентины максимально упростить процедуру выдачи лицензий. Для избежания антидемпингового расследования схожее компромиссное решение было принято бразильскими производителями горячего проката. Антидемпинговые меры могут затронуть и холодный бразильский прокат. В фев. 2000г. Аргентина воздвигла нетарифный барьер импорту мяса цыплят и индюшки, включив Бразилию в список стран с наличием болезни Нью-Кастл (заболевание респираторных путей у птиц), требующей более строгих норм проверки. Отдельные очаги этой болезни наблюдаются в северо-восточных районах страны, экспортные же поставки птицы ведутся из южной и юго-восточной штатов.

Япония применяет против Бразилии сложную систему тарифного  обложения, включающую в себя обыкновенные, срочные, сезонные, варьирующиеся и  альтернативные ставки. Антидемпинговые  меры получили распространение в Канаде и Мексике. Индия и Индонезия препятствуют импорту отдельных товаров по культурно-религиозным соображениям. В Ю.Корее процесс тамож. очистки носит чрезмерно затяжной и произвольные характер, сказываясь на себестоимости продукции. Колумбия выдвигает «принцип взаимности», по которому бразильские экспортеры сои обязуются закупать, в свою очередь, пальмовое масло.

В целом, либерализация  экономики продолжает оставаться для  Бразилии во многом односторонней, в  особенности в том, что касается ее связей с промышленно развитыми странами. Попытки отстоять свои интересы на переговорных процессах в рамках ГАТТ и ВТО пока действенных результатов не принесли. Сказывается также ограниченность фин. и тех. возможностей Бразилии для равноправного противостояния порой откровенно дискриминационным отношениям в внешторг. сфере. В конце ноября 1999г. нехватка бюджетных средств вынудила правительство сократить на 62,5% субсидирование экспортных поставок, осуществляемое через программу финансирования экспорта («Проэкс»). Выделенные на 2000г. 1,6 млрд. реалов составляют менее 0,2% ВВП, в то время как среднестатистический мировой показатель расходуемых на эти цели средств – 3-5% ВВП.

 

Таким образом, одновременно происходит снижение в экспорте доли традиционных сельскохозяйственных товаров, хотя она продолжает оставаться значительной (28,6%, в т.ч. 8,3% приходится на кофе). В результате политики индустриализации, направленной на сокращение импорта, в его структуре сократилась доля товаров потребительского назначения и вырос удельный вес оборудования, полуфабрикатов и промышленного сырья. Однако страна вынуждена тратить огромные валютные средства на ввоз топлива. Заметные изменения происходят и в географии внешнеторговых связей Бразилии. Доля США во внешнеторговом обороте страны сокращается, хотя они и остаются главным торговым партнером, а доля ЕЭС (Европейское экономическое сообщество) и Японии возрастает. В 1987 г. на США приходилось 26,9% экспорта и 21,0% импорта Бразилии, на страны ЕЭС — соответственно 25,8 и 22,1%, на Японию —6,4 и 5,7%, на страны ОПЕК (Организация стран — экспортеров нефти) — 7,9 и 22,9%. Значительную роль во внешней торговле Бразилии играют латиноамериканские страны. Их доля в экспорте Бразилии составила в 1987 г. 9,2%, импорте— 10,6%. Все большее значение придается внешнеторговым связям с африканскими и особенно португалоязычными странами.


Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность Бразилии