Внешнеэкономическая деятельность на примере региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 06:58, реферат

Описание работы

В настоящее время экономика России переживает трансформационный период. С учетом мировых тенденций успешное осуществление рыночных преобразований, а также стабилизация и рост экономики на национальном уровне и на уровне отдельных субъектов немыслимы без интеграции в мировое сообщество. В связи с этим исключительно важной для РФ становится выработка методов и направлений оптимального включения экономики отдельного региона в мировое хозяйство с учетом внешнеэкономической политики государства

Содержание работы

Введение
3

1.
Внешнеэкономическая и валютно-финансовая деятельность на уровне региона
4

2.
Внешнеэкономическая и валютно-финансовая деятельность на примере Томской области
10
Заключение
17
Список литературы
18

Файлы: 1 файл

региональная экономика.docx

— 43.28 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 

Введение

3

 

1.

Внешнеэкономическая и валютно-финансовая деятельность на уровне региона

4

 

2.

Внешнеэкономическая и валютно-финансовая деятельность на примере Томской  области

10

Заключение

17

Список литературы

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная цивилизация  вступает в новую эпоху - эпоху  постиндустриального или информационного  общества, которое характеризуется  глобализацией и возрастанием роли трансграничных потоков товаров, услуг, капитала, технологии, информации, рабочей  силы, пространственной и институциональной  интеграцией рынков. В этих условиях мирохозяйственные связи являются ключевым фактором прогресса национальной экономики в целом и экономики  отдельного региона.

В настоящее время экономика  России переживает трансформационный  период. С учетом мировых тенденций  успешное осуществление рыночных преобразований, а также стабилизация и рост экономики  на национальном уровне и на уровне отдельных субъектов немыслимы  без интеграции в мировое сообщество. В связи с этим исключительно  важной для РФ становится выработка  методов и направлений оптимального включения экономики отдельного региона в мировое хозяйство  с учетом внешнеэкономической политики государства

В ходе рыночных преобразований регионы РФ получили широкие полномочия в реализации собственных интересов  на мировых рынках, однако, большинство  из них оказалось недостаточно подготовленными  к представлению региональных интересов  в международном сотрудничестве. Поскольку сегодня во внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) основной акцент делается на торговые операции - экспорт ресурсов и торгово-посредническую деятельность, - то зачастую активная ВЭД на региональном уровне вместо положительного воздействия  на экономику приводит к разрыву  межрегиональных связей внутри государства, что чревато дестабилизацией  экономики России в целом. В связи  с этим актуальность приобретает  выработка такого набора форм, методов  и направлений регулирования  региональной ВЭД, которые бы наиболее эффективно способствовали стабилизации и росту экономики.

 

 

  1. Внешнеэкономическая и валютно-финансовая деятельность на уровне региона.

 

Развитие современной  России предполагает активное включение  в межстрановое общение на всех уровнях  вертикали государственного устройства. Стратегическим фактором стабилизации и роста экономики Российской Федерации на ближайшую перспективу  является структурная перестройка  всей национальной экономики, нацеленная на активную интеграцию в мировое  пространство на основе перераспределения  полномочий в сфере внешнеэкономической  деятельности на уровень субъектов  РФ

Процесс структурной перестройки  национальной экономики должен иметь  целью формирование, прежде всего, на уровне отдельных регионов наиболее эффективных и конкурентоспособных  хозяйствующих субъектов как  на внутреннем, так и на мировом  рынках

Эффективная интеграция в  мировое хозяйство возможна с  учетом ряда тенденций развития современной  мировой экономики, которые будут  определять внешнеэкономическую политику государства в целом и субъектов  РФ в XXI веке. Эти тенденции состоят  в следующем:

  1. Глобализация экономической деятельности, выражающаяся во все большем расширении и углублении международных связей в сфере инвестиций, производства, обращения, снабжения и сбыта, финансов, научно-технического прогресса. Глобализация является одной из качественных особенностей конца XX столетия, сменив фазу интернационализации мировой экономики. Этот процесс ведет к формированию на базе транснациональных корпораций мощных международных хозяйственных комплексов, действующих во всеохватывающих, глобальных масштабах и ведущих конкурентную борьбу за рынки сбыта, ресурсы на мировой арене.
  2. Либерализация мировой экономики, международной экономической деятельности, выражающаяся в постепенном ослаблении или устранении препятствий на пути международного движения товаров, услуг, капиталов трудовых и финансовых ресурсов
  3. Регионализация мировой экономики, международной экономической деятельности, выражающаяся в формировании межгосударственных объединений (зон свободной торговли, таможенных союзов, «общих рынков», экономических сообществ и т. д.) предусматривающих создание благоприятных условий для развития экономических связей между странами-участниками.
  4. Информатизация мировой экономики, выражающаяся во все более широком использовании компьютерных систем, телекоммуникаций, сети Интернет. Информационные технологии в современных условиях приобретают все большее значение для международной экономической деятельности.

Данные тенденции современной  мировой экономики имеют исключительно  важное значение для России и субъектов  РФ, поскольку характеризуют мировое  хозяйство, обозначают ориентиры и  направления экономического развития хозяйствующих субъектов, интегрируемых  в мирохозяйственное общение.

Исследование экономической  литературы в сфере ВЭД показало, что внешнеэкономическая деятельность зачастую отождествляется с категорией «внешнеэкономические связи». При этом внешнеэкономические связи определяются как «совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, валютно-финансового, производственного  и научно-технического сотрудничества»  По мнению некоторых экономистов  категории ВЭД и ВЭС не идентичны.

Само понятие внешнеэкономической  деятельности, как отмечает Покровская В.В., появилось в России в 1987 г. в  связи с необходимостью изменения  системы управления и началом  осуществления реформ в сфере  внешнеэкономической политики государства. Внешнеэкономические преобразования предполагали децентрализацию внешней  торговли и переход от межправительственных внешнеэкономических связей к ВЭД  на уровне отдельных хозяйствующих  субъектов.

В ходе осуществления реформ введенное в оборот новое понятие  внешнеэкономической деятельности существенным образом повлияло на представление  о характере международных экономических  отношений России и изменило существовавшее ранее понимание и характер ВЭС. Внешнеэкономические связи, по определению  автора, представляют собой формы  реализации межгосударственных отношений  в части научно-технического, производственного, торгового сотрудничества и валютно-финансовых отношений.

В содержательной же части  они состоят в обеспечении  экспортных поставок для федеральных  государственных нужд и межгосударственных экономических, в том числе финансово-кредитных  обязательств и межправительственных торговых соглашений России, как правило, в рамках международной специализации  и кооперации. Внешнеэкономическая  деятельность, как отмечает В.В. Покровская, в отличие от ВЭС, осуществляется на уровне отдельных производственных структур с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и зарубежного  партнера, номенклатуры и ассортимента участвующего в обороте товара, стоимости, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности.

В работе другого экономиста, Т.В. Ворониной, внешнеэкономическая  деятельность, в сравнении с внешнеэкономическими связями, определяется как более  емкая, обобщающая категория. Как отмечает автор, она выступает связующим  звеном в международных и национальных производственных отношениях, а сами же международные производственные отношения как бы вбирают весь спектр отношений между субъектами национальных экономик. Соответственно, категория «внешнеэкономические связи» выступает как более узкое  понятие - как часть отношений  внешнеэкономической деятельности, представленная совокупностью «видов экономической деятельности, осуществляемых совместно партнерами по международному экономическому сотрудничеству с их специализацией на единый конечный результат  в рамках юридически оформленного соглашения о правах и взаимной ответственности, отличительным признаком которой является межстрановое перемещение продукции, услуг и ресурсов» , и, следовательно, рассматривается как подсистема внешнеэкономической деятельности.

В современных условиях ход  экономической реформы в России определяется тем, что центр тяжести  все в большей степени переносится  на места, т.е. в регионы. На региональном уровне, так же как и на государственном, происходит становление системы  управления вообще и внешнеэкономической  деятельности в частности.

В состав Российской Федерации  входят 89 субъектов федерации: 21 республика, шесть краев, 49 территориальных областей, одна автономная область, десять автономных округов, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. В соответствии с общими принципами государственного устройства России федеральные законодательные  акты, указы и распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов  исполнительной власти в установленном  порядке действуют на всей территории РФ. Все это в полной мере относится  к сфере внешнеэкономической  деятельности. Вместе с тем это  не означает, что у субъектов федерации  нет никаких прав в сфере внешних  отношений с иностранными государствами, их субъектами и фирмами

Разграничение полномочий, относящихся к сфере внешних  отношений, определяется Конституцией РФ, федеративным договором, двусторонними  договорами между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, и, конечно, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Последние принимаются Федеральным  Собранием, где, как известно, в обеих  палатах интересы регионов представляют депутаты

Например, в ст. 72 Конституции  РФ записано, что в совместном ведении  РФ и субъектов РФ (наряду с другими  вопросами) находится координация  международных и внешнеэкономических  связей РФ, выполнение международных  договоров РФ. Это означает прежде всего, что без согласия региональных органов власти невозможно принятие серьезных односторонних решений  в сфере внешнеэкономической деятельности на уровне государства, которые затрагивали бы интересы того или иного региона

Полномочия субъектов  РФ в области внешнеэкономической  деятельности в значительной степени  определяются федеральным законом "О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности". В  соответствии с этим законом в  совместном ведении федерального центра и субъекта Российской Федерации  находятся следующие вопросы:

  • координация внешнеторговой деятельности субъектов РФ;
  • формирование и реализация региональных и межрегиональных программ внешнеторговой деятельности;
  • получение иностранных кредитов под гарантии бюджетных доходов субъектов РФ, их использование и погашение;
  • выполнение международных договоров РФ в области внешнеторговой деятельности, непосредственно затрагивающих интересы соответствующих субъектов РФ;
  • координация деятельности субъектов РФ по созданию и функционированию свободных экономических зон, регулированию приграничной торговли;
  • информационное обеспечение внешнеторговой деятельности.

Вне пределов ведения Российской Федерации и предметов совместного  ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. В  частности, субъекты Российской Федерации  имеют право в пределах своей  компетенции и в соответствии с законодательством:

  • осуществлять самостоятельную внешнеторговую деятельность, а также координацию и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц на своей территории;
  • формировать и реализовывать региональные программы внешнеторговой деятельности;
  • предоставлять дополнительные по отношению к федеральным финансовые гарантии и льготы участникам ВЭД, зарегистрированным на их территории, в части выполнения их обязательств перед бюджетными и внебюджетными фондами субъектов РФ. Указанные льготы не должны противоречить международным обязательствам Российской Федерации;
  • создавать страховые и залоговые фонды в сфере внешнеторговой деятельности для привлечения иностранных займов;
  • заключать соглашения с субъектами иностранных федеративных государств и с административно-территориальными образованиями иностранных государств в области внешнеторговых связей;
  • содержать своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложена координация и регулирование внешнеторговой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Внешнеэкономическая и валютно-финансовая деятельность на примере Томской области.

 

В основу организации межрегионального сотрудничества Томской области - как  с соседними регионами Сибири, так и с другими субъектами Российской Федерации, - положены следующие  принципы:

1. Ориентация на партнерство  с регионами для решения общих  социальных, экономических, политических  задач.

В данном направлении особенно актуально партнерство с регионами  с точки зрения совместного развития транспортной доступности Томской  области. Примером такого регионального  проекта является строительство  Северной широтной дороги - транспортного  коридора, соединяющего Кузбасс и  Красноярский край с территориями Ханты-Мансийского  автономного округа и Среднего Урала.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность на примере региона