Содержание
Введение |
3 |
|
1. |
Внешнеэкономическая и валютно-финансовая
деятельность на уровне региона |
4 |
|
2. |
Внешнеэкономическая и валютно-финансовая
деятельность на примере Томской
области |
10 |
Заключение |
17 |
Список литературы |
18 |
Введение
Современная цивилизация
вступает в новую эпоху - эпоху
постиндустриального или информационного
общества, которое характеризуется
глобализацией и возрастанием роли
трансграничных потоков товаров, услуг,
капитала, технологии, информации, рабочей
силы, пространственной и институциональной
интеграцией рынков. В этих условиях
мирохозяйственные связи являются
ключевым фактором прогресса национальной
экономики в целом и экономики
отдельного региона.
В настоящее время экономика
России переживает трансформационный
период. С учетом мировых тенденций
успешное осуществление рыночных преобразований,
а также стабилизация и рост экономики
на национальном уровне и на уровне
отдельных субъектов немыслимы
без интеграции в мировое сообщество.
В связи с этим исключительно
важной для РФ становится выработка
методов и направлений оптимального
включения экономики отдельного
региона в мировое хозяйство
с учетом внешнеэкономической политики
государства
В ходе рыночных преобразований
регионы РФ получили широкие полномочия
в реализации собственных интересов
на мировых рынках, однако, большинство
из них оказалось недостаточно подготовленными
к представлению региональных интересов
в международном сотрудничестве.
Поскольку сегодня во внешнеэкономической
деятельности (ВЭД) основной акцент делается
на торговые операции - экспорт ресурсов
и торгово-посредническую деятельность,
- то зачастую активная ВЭД на региональном
уровне вместо положительного воздействия
на экономику приводит к разрыву
межрегиональных связей внутри государства,
что чревато дестабилизацией
экономики России в целом. В связи
с этим актуальность приобретает
выработка такого набора форм, методов
и направлений регулирования
региональной ВЭД, которые бы наиболее
эффективно способствовали стабилизации
и росту экономики.
- Внешнеэкономическая и валютно-финансовая деятельность на уровне региона.
Развитие современной
России предполагает активное включение
в межстрановое общение на всех уровнях
вертикали государственного устройства.
Стратегическим фактором стабилизации
и роста экономики Российской
Федерации на ближайшую перспективу
является структурная перестройка
всей национальной экономики, нацеленная
на активную интеграцию в мировое
пространство на основе перераспределения
полномочий в сфере внешнеэкономической
деятельности на уровень субъектов
РФ
Процесс структурной перестройки
национальной экономики должен иметь
целью формирование, прежде всего, на
уровне отдельных регионов наиболее
эффективных и конкурентоспособных
хозяйствующих субъектов как
на внутреннем, так и на мировом
рынках
Эффективная интеграция в
мировое хозяйство возможна с
учетом ряда тенденций развития современной
мировой экономики, которые будут
определять внешнеэкономическую политику
государства в целом и субъектов
РФ в XXI веке. Эти тенденции состоят
в следующем:
- Глобализация экономической деятельности, выражающаяся во все большем расширении и углублении международных связей в сфере инвестиций, производства, обращения, снабжения и сбыта, финансов, научно-технического прогресса. Глобализация является одной из качественных особенностей конца XX столетия, сменив фазу интернационализации мировой экономики. Этот процесс ведет к формированию на базе транснациональных корпораций мощных международных хозяйственных комплексов, действующих во всеохватывающих, глобальных масштабах и ведущих конкурентную борьбу за рынки сбыта, ресурсы на мировой арене.
- Либерализация мировой экономики, международной экономической деятельности, выражающаяся в постепенном ослаблении или устранении препятствий на пути международного движения товаров, услуг, капиталов трудовых и финансовых ресурсов
- Регионализация мировой экономики, международной экономической деятельности, выражающаяся в формировании межгосударственных объединений (зон свободной торговли, таможенных союзов, «общих рынков», экономических сообществ и т. д.) предусматривающих создание благоприятных условий для развития экономических связей между странами-участниками.
- Информатизация мировой экономики, выражающаяся во все более широком использовании компьютерных систем, телекоммуникаций, сети Интернет. Информационные технологии в современных условиях приобретают все большее значение для международной экономической деятельности.
Данные тенденции современной
мировой экономики имеют исключительно
важное значение для России и субъектов
РФ, поскольку характеризуют мировое
хозяйство, обозначают ориентиры и
направления экономического развития
хозяйствующих субъектов, интегрируемых
в мирохозяйственное общение.
Исследование экономической
литературы в сфере ВЭД показало,
что внешнеэкономическая деятельность
зачастую отождествляется с категорией
«внешнеэкономические связи». При этом
внешнеэкономические связи определяются
как «совокупность направлений,
форм, методов и средств торгово-экономического,
валютно-финансового, производственного
и научно-технического сотрудничества»
По мнению некоторых экономистов
категории ВЭД и ВЭС не идентичны.
Само понятие внешнеэкономической
деятельности, как отмечает Покровская
В.В., появилось в России в 1987 г. в
связи с необходимостью изменения
системы управления и началом
осуществления реформ в сфере
внешнеэкономической политики государства.
Внешнеэкономические преобразования
предполагали децентрализацию внешней
торговли и переход от межправительственных
внешнеэкономических связей к ВЭД
на уровне отдельных хозяйствующих
субъектов.
В ходе осуществления реформ
введенное в оборот новое понятие
внешнеэкономической деятельности
существенным образом повлияло на представление
о характере международных экономических
отношений России и изменило существовавшее
ранее понимание и характер ВЭС.
Внешнеэкономические связи, по определению
автора, представляют собой формы
реализации межгосударственных отношений
в части научно-технического, производственного,
торгового сотрудничества и валютно-финансовых
отношений.
В содержательной же части
они состоят в обеспечении
экспортных поставок для федеральных
государственных нужд и межгосударственных
экономических, в том числе финансово-кредитных
обязательств и межправительственных
торговых соглашений России, как правило,
в рамках международной специализации
и кооперации. Внешнеэкономическая
деятельность, как отмечает В.В. Покровская,
в отличие от ВЭС, осуществляется
на уровне отдельных производственных
структур с полной самостоятельностью
в выборе внешнего рынка и зарубежного
партнера, номенклатуры и ассортимента
участвующего в обороте товара, стоимости,
объема и сроков поставки и является
частью их производственно-коммерческой
деятельности.
В работе другого экономиста,
Т.В. Ворониной, внешнеэкономическая
деятельность, в сравнении с внешнеэкономическими
связями, определяется как более
емкая, обобщающая категория. Как отмечает
автор, она выступает связующим
звеном в международных и национальных
производственных отношениях, а сами
же международные производственные
отношения как бы вбирают весь
спектр отношений между субъектами
национальных экономик. Соответственно,
категория «внешнеэкономические связи»
выступает как более узкое
понятие - как часть отношений
внешнеэкономической деятельности,
представленная совокупностью «видов
экономической деятельности, осуществляемых
совместно партнерами по международному
экономическому сотрудничеству с их
специализацией на единый конечный результат
в рамках юридически оформленного соглашения
о правах и взаимной ответственности,
отличительным признаком которой является
межстрановое перемещение продукции,
услуг и ресурсов» , и, следовательно, рассматривается
как подсистема внешнеэкономической деятельности.
В современных условиях ход
экономической реформы в России
определяется тем, что центр тяжести
все в большей степени переносится
на места, т.е. в регионы. На региональном
уровне, так же как и на государственном,
происходит становление системы
управления вообще и внешнеэкономической
деятельности в частности.
В состав Российской Федерации
входят 89 субъектов федерации: 21 республика,
шесть краев, 49 территориальных областей,
одна автономная область, десять автономных
округов, города федерального значения
Москва и Санкт-Петербург. В соответствии
с общими принципами государственного
устройства России федеральные законодательные
акты, указы и распоряжения Президента,
постановления Правительства РФ,
нормативные акты федеральных органов
исполнительной власти в установленном
порядке действуют на всей территории
РФ. Все это в полной мере относится
к сфере внешнеэкономической
деятельности. Вместе с тем это
не означает, что у субъектов федерации
нет никаких прав в сфере внешних
отношений с иностранными государствами,
их субъектами и фирмами
Разграничение полномочий,
относящихся к сфере внешних
отношений, определяется Конституцией
РФ, федеративным договором, двусторонними
договорами между Российской Федерацией
и субъектами, входящими в ее состав,
и, конечно, федеральными конституционными
законами и федеральными законами.
Последние принимаются Федеральным
Собранием, где, как известно, в обеих
палатах интересы регионов представляют
депутаты
Например, в ст. 72 Конституции
РФ записано, что в совместном ведении
РФ и субъектов РФ (наряду с другими
вопросами) находится координация
международных и внешнеэкономических
связей РФ, выполнение международных
договоров РФ. Это означает прежде
всего, что без согласия региональных
органов власти невозможно принятие
серьезных односторонних решений
в сфере внешнеэкономической деятельности
на уровне государства, которые затрагивали
бы интересы того или иного региона
Полномочия субъектов
РФ в области внешнеэкономической
деятельности в значительной степени
определяются федеральным законом
"О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности". В
соответствии с этим законом в
совместном ведении федерального центра
и субъекта Российской Федерации
находятся следующие вопросы:
- координация внешнеторговой деятельности субъектов РФ;
- формирование и реализация региональных и межрегиональных программ внешнеторговой деятельности;
- получение иностранных кредитов под гарантии бюджетных доходов субъектов РФ, их использование и погашение;
- выполнение международных договоров РФ в области внешнеторговой деятельности, непосредственно затрагивающих интересы соответствующих субъектов РФ;
- координация деятельности субъектов РФ по созданию и функционированию свободных экономических зон, регулированию приграничной торговли;
- информационное обеспечение внешнеторговой деятельности.
Вне пределов ведения Российской
Федерации и предметов совместного
ведения субъекты РФ обладают всей
полнотой государственной власти. В
частности, субъекты Российской Федерации
имеют право в пределах своей
компетенции и в соответствии
с законодательством:
- осуществлять самостоятельную внешнеторговую деятельность, а также координацию и контроль за внешнеторговой деятельностью российских и иностранных лиц на своей территории;
- формировать и реализовывать региональные программы внешнеторговой деятельности;
- предоставлять дополнительные по отношению к федеральным финансовые гарантии и льготы участникам ВЭД, зарегистрированным на их территории, в части выполнения их обязательств перед бюджетными и внебюджетными фондами субъектов РФ. Указанные льготы не должны противоречить международным обязательствам Российской Федерации;
- создавать страховые и залоговые фонды в сфере внешнеторговой деятельности для привлечения иностранных займов;
- заключать соглашения с субъектами иностранных федеративных государств и с административно-территориальными образованиями иностранных государств в области внешнеторговых связей;
- содержать своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, на который возложена координация и регулирование внешнеторговой деятельности.
- Внешнеэкономическая и валютно-финансовая деятельность на примере Томской области.
В основу организации межрегионального
сотрудничества Томской области - как
с соседними регионами Сибири,
так и с другими субъектами
Российской Федерации, - положены следующие
принципы:
1. Ориентация на партнерство
с регионами для решения общих
социальных, экономических, политических
задач.
В данном направлении особенно
актуально партнерство с регионами
с точки зрения совместного развития
транспортной доступности Томской
области. Примером такого регионального
проекта является строительство
Северной широтной дороги - транспортного
коридора, соединяющего Кузбасс и
Красноярский край с территориями Ханты-Мансийского
автономного округа и Среднего Урала.