Внешнеэкономическая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:18, реферат

Описание работы

Понятие внешнеэкономической деятельности появилось сравнительно недавно и связано с децентрализацией внешней торговли, осуществляемой в рамках реформы экономики и системы управления России. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.
В соответствии с законодательством РФ под определением внешнеэкономическая деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

Файлы: 1 файл

ВЭД.doc

— 28.33 Кб (Скачать файл)

консалтинговые  фирмы предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка (товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т.д.), цен  мировых товарных рынков, по оценке торгово-политических условий, экспортно-импортных  операций, по разработке технико-экономических  обоснований на объекты международного сотрудничества и создание совместных предприятий, разработке экспортной стратегии, проведению комплекса маркетинговых  исследований, разработке маркетинговых  программ, анализу финансово-хозяйственной  деятельности предприятия с учетом внутренней и внешней среды, а  также характеристик конкретных рынков, на которых предприятие осуществляет экспортно-импортные операции;

инаудит - организация по оказанию помощи и консультированию предприятий в области финансов. Задача инаудита - предоставлять консультационные услуги и контролировать состояние финансовой деятельности и бухгалтерского учета на предприятиях.

1.4. Этапы осуществления  экспортно-импортных  операций

Проведение экспортно-импортных  операций осуществляется в несколько  этапов:

1. Маркетинговые  исследования рынка. 

2. Изучение системы  государственного регулирования  ВЭД. 

3. Технико-экономическое  обоснование. 

4. Заключение  внешнеторгового контракта. 

5. Исполнение  контрактных обязательств.  

1. Маркетинговые  исследования рынка. Анализ конъюнктуры  рынка представляет собой комплекс  мер, направленных на полное  исследование процессов и факторов, воздействующих на спрос и  предложение, и определяющих экономическое  положение между производителем  и потребителем продукции. Определяющими  факторами являются: цена товара, качество, условия поставки. Этими  вопросами занимаются маркетологи, наиболее квалифицированные специалисты фирмы.

Особое внимание уделяется следующим вопросам:

1 изучение и  возможности рынков сбыта; 

2 обеспечение  рекламы товара;

3 прогнозирование  конъюнктуры товарных рынков  и динамики цен; 

4 сбор и обработка  данных об аналогичной продукции. 

5 по результатам  этих работ принимается решение  о выборе товара, вида деятельности, характере внешнеторговой операции.

Поиск иностранного партнера для предприятий, не обладающих достаточной информацией о возможных  партнерах, может быть осуществлен  получением информации в отраслевом министерстве, ведомстве, Торгово-промышленной палате, Союзе предпринимателей, Союзе  малых предприятий и др. объединениях, облисполкоме, Мингорисполкоме (отдел внешнеэкономических связей).

Поиск партнера может быть осуществлен по коммерческим справочникам: "Международный указатель  фирм-импортеров Европы", "Международный  указатель фирм-импортеров США и  Канады", "Международный указатель  фирм-импортеров Восточной Азии" и др. В них указаны адреса, факсы, телефоны иностранных фирм.

Если нужна  помощь в установлении контактов  с иностранной фирмой, то можно  обратиться в торговое представительство  в стране предполагаемого партнера или в торговый отдел посольства этой страны в России (адрес можно  узнать в торговом отделе Министерства иностранных дел).

Получив положительный  ответ (акцепт), следует произвести обработку конкурентных листов, изучение иностранных фирм и систематизацию сведений:

1) форма собственности  фирмы, т.е. полнота ее ответственности; 

2) способность  фирмы произвести поставку (платежеспособность);

3) деловая репутация  фирмы, наличие опыта поставки, финансовое состояние, т.е. ее  надежность;

4) общие сведения  о фирме (масштабы, полный адрес,  наличие фирмы в каталогах  страны, объем производства, характер  деятельности, система скидок и  т.д.);

5) качество продукции; 

После отбора оставляют 2-3 фирмы, им направляют официальный  запрос (на языке страны или английском; можно позвонить - это ускорит  получение ответа).

2. Изучение системы  государственного  регулирования ВЭД.

Организация экспортно-импортных  операций включает тщательную проработку нормативных документов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность.

Ознакомиться  с ними можно в библиотеках, министерствах, ведомствах, госкомитетах, Облисполкомах, Мингорисполкоме, концернах, Союзе предпринимателей и арендаторов, а также в Торгово-промышленной палате.

Нормативные акты условно можно подразделить на:

- международные  соглашения по торгово-коммерческой  деятельности;

- соглашения  стран СНГ; 

- указы Президента;

- постановления  правительства; 

- ведомственные  нормативные акты (Национального  банка, Государственного таможенного  комитета, Министерства финансов  и других).

3. Технико-экономическое  обоснование. Технико-экономическое  обоснование включает: расчет цены товара, расчет рентабельности  сделки с учетом  всех затрат, налогов,  пошлин.

4. Заключение  внешнеторгового контракта. Структура и содержание контракта в значительной мере определяются видом внешнеторговых операций (экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт), назначением, видом товара и услуг (торговля промышленными товарами, машинами и оборудованием, торговля лицензиями и ноу-хау, торговля инжиниринговыми услугами, транспортное обслуживание и т.д.), а также характером сделки (бартер, клиринг и т.д.).

Однако, несмотря на различия, общими разделами контракта, как правило, являются: "Юридические лица", "Предмет контракта", "Срок поставки", "Цена и общая сумма контракта", "Количество", "Базисные условия поставок", "Качество товара", "Сдача и приема", "Страхование", "Претензии", "Форс-мажор", "Санкции", "Решение споров", "Другие условия контракта".

В ряде случаев  отдельные разделы контракта  совмещаются. Это зависит от степени  детализации договорных отношений  партнеров.

Подписанию внешнеторгового  контракта предшествуют проведение переговоров с иностранным партнером.

Этот этап, как  правило, осуществляют руководители предприятия, фирмы. Он включает следующее:

- подготовка  плана мероприятий по приему  иностранных специалистов;

- подготовка  протокола; 

- подписание  контракта. 

5. Исполнение  контрактных обязательств. Валютное  регулирование во внешнеэкономической  деятельности предполагает знание  нормативных актов по проведению  валютных операций: "О совершенствовании  денежно-кредитной системы", "О  мерах по упорядочению валютного  регулирования", "Покупка-продажа  СКВ на Межбанковском валютном  рынке", "Применение экономических  санкций за нарушения" и  других нормативных актов, а  также информационно-методических  материалов по организации международных  расчетов - "Унифицированные правила  на инкассо", "Унифицированные  правила для аккредитивов".

При выполнении таможенных процедур следует принять  решение - кто их будет осуществлять - собственными силами или таможенным агентом (декларантом, перевозчиком). Последнее  значительно упрощает подготовку документов, хотя необходимо предусмотреть дополнительную плату за таможенные услуги.

Организация таможенной службы включает знание Таможенного  кодекса, а также нормативных  актов о правилах ввоза-вывоза товаров  через границу, порядка перемещения  вещей, о транзите товаров, порядка  осуществления контроля за доставкой вещей, вывозе валюты, о таможенных режимах, о взимании таможенных пошлин, сборов и т.д.

Необходимо знать  правила транспортно-экспедиционной деятельности (Тарифное соглашение по перевозкам, Инструкция заполнения товаротранспортной накладной, Инструкция заполнения товарной накладной, Инструкция о порядке  сопровождения грузов).

По завершению внешнеторговой сделки по данным бухгалтерского учета проводится расчет фактического коэффициента рентабельности. При этом учитываются все виды налогов, платежей по внешнеэкономической деятельности: уплата таможенных пошлин, акцизов, НДС, сборов за таможенное оформление товаров, а также все виды затрат, связанные  с внешнеторговой сделкой.

Организация и управление ВЭД  на предприятии

Организация внешнеэкономической  службы предприятия. В международной  и отечественной практике существуют различные типы организации внешнеэкономической  деятельности предприятия, предмет  всего в зависимости от его  отраслевой принадлежности. Выбор форм организации службы ВЭД определяют разные факторы:

1 мотивы и потребности, побуждающие к участию в международном разделении труда (экспорт, импорт, привлечение иностранных инвестиций, участие в международной кооперации и др.);

2 степень интернационализации производственной деятельности (уже участвует или только намерено включиться в международные операции);

3 методы реализации продукции фирмы: самостоятельные экспортные операции или через посредников;

4 масштаб предприятия и объем его фактического и потенциального экспорта, что определяет количественные параметры службы управления ВЭД;

5 внешнеэкономические операции имеют постоянный характер или осуществляются время от времени.

В зависимости  от этих факторов предприятия применяют  различные формы организации  ВЭД:

1 отдел внешнеэкономических связей в структуре управления предприятием (встроенные, специальные);

2 внешнеторговые фирмы в составе крупных объединений, в ряде случаев с правами юридического лица;

3 при посредничестве отраслевых внешнеэкономических объединений;

4 при посредничестве предприятий-учредителей, специализированных внешнеэкономических акционерных обществ системы министерства торговли;

5 через услуги иностранных посредников.

При постоянном характере экспортных и других внешнеэкономических  операций, нацеленности их на расширение, предприятие должно иметь в своем  составе профессиональную службу ВЭД, в зависимости от объема функций, это может быть отдел ВЭД или  встроенный (например, в коммерческую службу), или специальный, а для  более масштабных операций – внешнеторговую фирму.

Отдел ВЭД является структурным подразделением предприятия  и осуществляет функции управления ВЭД. Основные задачи отдела: планирование ВЭД, участие в определении экспортных цен, поиск новых экспортных заказов, контроль за выполнением обязательств по заключенным контрактам, анализ эффективности операций, организация и участие в проведении переговоров с потенциальными клиентами, управление экспортным потенциалом предприятия, контроль за организацией отгрузки, страхования, таможенной очистки и транспортировки экспортных товаров, валютный контроль, анализ рекламаций, изучение конъюнктуры зарубежных рынков, сбор конкурентной информации (ценовой, технической, коммерческой по фирмам конкурентам), подготовка предложений по рекламным компаниям, по участию в выставках, ярмарках, разработка проектов стратегии ВЭД предприятия с привлечением иностранных инвестиций.

При встроенной форме организации только выполнение основных функций сосредотачиваются  в отделе (протокольно-визовая, заключение контрактов и контроль за их выполнением, подготовка и проведение деловых переговоров и т.п.), другие необходимые функции выполняются в соответствующих отделах (бухгалтерия, экономический отдел, служба маркетинга и т.д.). Специальная форма организации предполагает, что в отделе ВЭД реализуются все необходимые функции, в том числе и валютно-финансовые.

 При нарастании  объемов внешнеторговых операций, их усложнении происходит преобразование  отдела ВЭД во внешнеторговые  фирмы (ВТФ). ВТФ создаютя в рамках крупных объединений с высоким удельным весом экспортно-направленного производства, большими импортными закупками (сырья, комплектующих, оборудования) и инвестиционными проектами.

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность