Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 21:05, реферат
Активная внешнеэкономическая политика – один из важнейших факторов долгосрочного экономического развития с переходом на инновационный путь. В стремлении России стать достойным партнером в мировой торговле все более важную и определяющую роль призвана играть государственная поддержка экспорта и отечественных товаропроизводителей. Это воспринимается как необходимое условие для обеспечения конкурентных преимуществ, защиты интересов отечественных экспортеров и расширения их доступа на внешние рынки, роста экономического потенциала и повышения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта.
Внешнеэкономическая деятельность
Международная практика показывает, что большинство стран осуществляют регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности на макро- и мезоуровнях. Поддержка экспорта за рубежом представляет собой целую систему взаимодействующих между собой правительственных и неправительственных институтов, к числу которых относятся профильные министерства и ведомства, специализированные агентства и экспертные центры, финансовые структуры, дипломатические миссии и т.д
Активная
внешнеэкономическая политика –
один из важнейших факторов долгосрочного
экономического развития с переходом
на инновационный путь. В стремлении
России стать достойным партнером
в мировой торговле все более
важную и определяющую роль призвана
играть государственная поддержка
экспорта и отечественных
В одобренной
Правительством РФ Стратегии внешнеэкономической
деятельности России до 2020 года определены
ключевые ориентиры на глобальном рынке
в ближайшие десятилетия. Согласно стратегии,
сырьевая составляющая в структуре отечественной
экономики должна уменьшиться, машиностроительная
же продукция, наоборот, увеличит свой
удельный вес с нынешних 6 до 14 процентов.
Государство намерено создать многостороннюю
систему поддержки экспорта, особенно
это коснется высокотехнологичных отраслей,
имеющих хорошие перспективы на внешних
рынках.
Реальное развитие ситуации в условиях
мирового финансово-экономического кризиса
может значительно подкорректировать
и состояние внешней торговли, и намеченные
цели по ее развитию. Тем не менее основные
направления внешнеэкономической политики
государства ориентированы на увеличение
экспортного потенциала, используя как
открывающиеся выгоды для отечественного
производителя (изменения валютного курса,
взвешенный протекционизм, таможенно-тарифная
политика, снижение или «обнуление» вывозных
пошлин, использование за- щитных торговых
механизмов, субсидии и т.д.), так и учитывая
имеющиеся угрозы и риски на мировых рынках.
Во многом
содействовать этим процессам призвана
таможенная служба – своего рода «регулятор»
внешнеэкономических связей. Она
в значительной степени способствует
реализации действительно продвинутых
форм интеграции и снижению издержек
от движения услуг, капиталов, товаров
и рабочей силы, готова оказывать
всестороннюю помощь отечественному бизнесу
в его закреплении на основных
мировых рынках. Повышение качества
таможенного регулирования в
интересах создания благоприятных
условий для привлечения
И у региональных
таможенных управлений, исходя из их функций
и полномочий, есть немалые возможности
влиять на развитие внешнеэкономической
деятельности, способствовать расширению
торговли с соседними государствами
и странами дальнего зарубежья, успешной
реализации перспективных
Стратегической
целью является превращение Южного
федерального округа в прогнозном периоде
в одного из российских лидеров инновационного
развития, в оплот стабильности и
конструктивного российского
создание главной продовольственной базы страны на основе формирования национального мегакластера агропромышленного комплекса, включающего весь комплекс производств и инновационных центров, обеспечивающих его эффективное функционирование "от поля до продукта";
реализацию транзитного потенциала округа путем развития международных транспортных коридоров;
развитие многофункционального рекреационного комплекса международного масштаба и всех уровней ценовой доступности;
инновационную модернизацию, развитие и создание новых промышленных районов и кластеров на территории округа.
Одновременная реализация этих взаимосвязанных направлений стратегического развития Южного федерального округа обеспечит:
социально-экономическую и транспортную интеграцию азово-черноморской и волжско-каспийской частей федерального округа;
растушую социальную, рекреационную и инвестиционную привлекательность, а тем самым высокую занятость населения округа, рост уровня и качества жизни;
эффективное встраивание округа в систему российской и мировой экономики и мирового рынка, что существенно повысит его социальную и геополитическую роль в масштабе Евразии.
Стратегия развития
Южного федерального округа направлена
на достижение главной стратегической
цели - существенное и постоянное повышение
уровня и качества жизни населения,
прежде всего на основе эффективного
использования природно-
Стратегическая цель долгосрочного развития округа предусматривает формирование эффективной экономики и комфортной социальной сферы на южных рубежах России, сопоставимых по важнейшим индикаторам с ближайшими соседями в Средиземноморье и с Турцией.
Решение стратегических задач развития Южного федерального округа предполагает:
существенный рост производительности труда за счет инновационного развития экономики округа, основанного на новейших технологиях, новых социальных институтах, передовом мировом знании;
активизацию экономических возможностей округа за счет модернизации старых и создания новых экономических кластеров и промышленных районов и преодоления инфраструктурных ограничений;
развитие
человеческого потенциала за счет гармонизации
межэтнических и
эффективное
использование природно-
Основными отраслями-реципиентами привлеченного иностранного капитала в Южном федеральном округе выступают топливно-энергетический комплекс, торговля и общественное питание, связь и ряд других отраслей.
Наряду с этим, развитие ВЭО Южного федерального округа носит несбалансированный характер, имеется значительная асимметрия субъектов макрорегиона по показателям внешнеторгового оборота и привлеченного иностранного капитала на душу населения. Наблюдается прямая связь этих показателей с величинами инвестиционного потенциала и рисков, существенно дифференцированных по регионам округа. Неэффективно используется выгодное географическое положение Юга России в интенсификации международного сотрудничества.
Перечисленные
особенности ВЭО Южного федерального
округа детерминированы недостаточным
стимулированием развития ВЭС органами
государственного управления, что создает объективную
необходимость формирования и реализации
региональной стратегии, повышающей эффективность
ВЭО и обеспечивающей переход к инвестиционно-
Характеристика современного состояния ВЭО Южного федерального округа должна послужить основой формирования стратегических направлений ВЭО макрорегиона, определение которых станет следующим этапом нашего исследования.. Основные направления стратегии развития внешнеэкономических
Объективная потребность в интенсификации ВЭО Южного федерального округа, повышении его инвестиционной привлекательности предопределяет целесообразность выработки приоритетных направлений развития международного связей этого региона. Это должно дать толчок не только существующим программам международного сотрудничества, но определить новые стратегические горизонты развития ВЭС данного макрорегиона.
Разработка стратегических направлений ВЭО Южного федерального округа - одна из основных предпосылок оптимального участия макрорегиона в МРТ, процессах интеграции и кооперации мирохозяйственных связей.
Стратегия ВЭО Юга России должна базироваться на следующих принципах:
оптимальное распределение ресурсов макрорегиона на основе выбора приоритетных видов деятельности, интеграция которых позволит достичь мультипликативного, синергетического эффекта;
всестороннее использование естественных и создание новых конкурентных преимуществ макрорегиона;
инвестиционно-
активное подключение к развитию ВЭС научно-образовательного комплекса регионов, входящих в федеральный округ, и создание условий для широкого развития научно-кооперационных связей, взаимовыгодного обмена научно-технической информацией;
разработка и реализация миссии региональных ВЭО.
Исходя из вышеперечисленных принципов, целесообразно выделить приоритетные направления стратегии ВЭО Южного федерального округа:
стимулирование
инвестиционно-
развитие магистрального трубопроводного транспорта;
совершенствование транспортных коммуникаций;
увеличение объемов экспорта товаров агропромышленного комплекса (АПК);
продвижение санаторно-рекреационных услуг.
Внешнеторговый оборот Южного федерального округа в 2008 году вырос на 31 процент по отношению к 2007 году и достиг 27 млрд. долларов США, в том числе экспорт составил 15,5 млрд. долларов США, импорт - 11,5 млрд. долларов США. При этом положительное сальдо внешней торговли выросло до 4 млрд. долларов США за счет высокой цены на минеральные ресурсы - нефть, нефтепродукты и уголь.
В 2009 году, по оценочным данным, произошло сокращение внешнеторгового оборота Южного федерального округа на 40 процентов, что вызвано значительным удешевлением нефти и снижением оборотных средств для закупки импортных товаров.
В 2010 году продолжается процесс укрепления экономики, наметившийся со второго полугодия 2009 г. В большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, улучшились показатели промышленного производства и состояние кредитно-банковской системы, что положительно повлияло на внешнеэкономическую деятельность Южного федерального округа.
Меры государственного
регулирования и поддержка со
стороны государства привели
к росту объемов экспорта некоторых
товаров,
в частности зерновых культур, подсолнечного
масла и минеральных удобрений. За первое
полугодие 2010 г. из Южного федерального
округа экспортировались продовольственные
товары на сумму около 1,2 млрд. долларов
США. Предполагается, что по итогам второго
полугодия 2010 г. в связи с временным запретом
на экспорт зерна общие показатели значительно
изменятся.
Основу экспорта Южного федерального округа составили топливно-энергетические товары, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, удельный вес которых в товарной структуре экспорта Южного федерального округа составил соответственно 37,3 процента и 19,7 процента.
В товарной структуре импорта Южного федерального округа на долю машин и оборудования в 2008 году приходилось 39 процентов. Удельный вес продовольственных товаров составил 15,6 процента, металлов и изделий из них - 17,9 процента.
География товарооборота
Южного федерального округа свидетельствует
о сохранении во внешней торговле
высокой доли стран дальнего зарубежья
(2007 год - 68,2 процента, 2008 год - 73 процента,
2009 год - 70,8 процента). Крупнейшими из них остаются Турция, Италия, Республика Корея, Германия, Китай и Египет. Страны СНГ представлены в первую очередь ближайшими торговыми партнерами - Украиной, Казахстаном и Белоруссией.
Активная
роль во внешнеэкономической
К 2020 году за Ростовской
областью сохранится лидерство во внешнеэкономической
деятельности округа, доля ее в экспортно-импортных
операциях Южного федерального округа
увеличится на 3,9 процента (с 31,1 процента
в 2009 до 35 процентов в 2020 году).
По экспертной оценке, в 2009 - 2020 годах внешнеторговый
оборот Ростовской области возрастет
в 2,9 раза (в среднем по Южному федеральному
округу - в 2,8 раза) и может достигнуть в
2020 году почти 16 млрд. долларов США, в том
числе за счет реализации областной целевой
программы поддержки экспорта в Ростовской
области, а также реализации крупных инвестиционных
проектов иностранных компаний. Перспектива
рынков продукции будет отражать традиционную
региональную специализацию Ростовской
области. Развитию внешнеэкономических
связей будет способствовать созданный
в 2010 году на территории Ростовской области
(Российская Федерация) и Луганской области
(Украина) еврорегион «Донбасс». Для придания
динамики приграничному сотрудничеству
с Луганской и Донецкой областями Украины
в экономической и гуманитарной сферах
необходимо решение вопросов, связанных
с обустройством мест пересечения границы.
В результате реализации Стратегии Краснодарский край к 2020 году станет динамично развивающимся регионом с высоким промышленным, транспортным, сельскохозяйственным, рекреационным и инновационным потенциалом. Развитие транспортной инфраструктуры остается в перспективе важнейшим условием устойчивого развития экономики края, способствующим росту товарооборота, объемов передачи информации и производственных мощностей (предполагается строительство нового мощного грузового порта «Тамань» и газопровода «Южный поток»).