Внешнеэкономическая торговля и макроэкономическое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:57, доклад

Описание работы

Внешняя торговля и ее содержание. Внешнеторговая политика государства. Тарифное и нетарифное регулирование.

Файлы: 1 файл

Безмага_842_Внешнеэкономическая торговля и макроэкономическое регулирование.docx

— 32.74 Кб (Скачать файл)

 

 Воронежский архитектурно-строительный

университет

 

 

 

 

 

Кафедра экономики  и основ предпринимательства

 

 

 

Отчет по курсу

«Основы внешнеэкономической деятельности»

на тему: «Внешнеэкономическая торговля и макроэкономическое регулирование»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка  гр.842

Безмага В.В.

Принял: доц. Белянцева О.М.

 

 

 

 

 

Воронеж - 2012

  1. Внешняя торговля и ее содержание
  2. Внешнеторговая политика государства. Тарифное и нетарифное регулирование.

 

1. Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных  отношений между странами мира,  основанных на МРТ,  на свободе предпринимательства, на свободе миграции товаров, услуг, капиталов и других факторов производства.

 Мировой  рынок  – это совокупность рынков отдельных стран, объединенных между собой устойчивым обменом товаров, услуг и факторов производства.

МР оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю в  каких отраслях и в каких регионах мира они могут быть применены  с наибольшей эффективностью. Он выполняет  санирующую роль, отсеивая из международного обмена товары и производителей, которые  не в состоянии обеспечить международный  стандарт качества при конкурентных ценах.

Конъюнктура  мирового рынка – это экономическая ситуация, характеризующаяся уровнем мирового спроса и предложения, условиями и объемами продаж, уровнем и динамикой мировых цен, рыночной активностью хозяйствующих субъектов.

МР состоит  из сегментов:

- мировой  рынок товаров и услуг;

- мировой  рынок капиталов (в том числе,  мировой финансовый и валютный  рынок);

- мировой  рынок рабочей силы.

Каждый из вышеназванных элементов мирового рынка характеризуется особыми  формами и методами конкуренции, особыми факторами, определяющими  уровень мировых цен, особыми  формами торговли и, наконец, каждый элемент отличается теми или иными звеньями рыночной инфраструктуры. 

Мировой рынок  характеризуется усилением концентрации производства и сбыта со стороны  ТНК, созданием межгосударственных объединений и союзов государств, которые являются основными экспортёрами товаров и капиталов. Мировой  рынок подвержен монополизации.

Мировой рынок  регулируется как на отраслевом, так  и на глобальном уровне через функционирование международных организаций, в том числе МВФ, ВБ, ВТО, МОТ, в состав которых входит большинство стран мира.

Международная торговля является исторически первой формой международных экономических связей и представляет собой форму международного обмена товарами и услугами между производителями различных стран. Международная торговля состоит из экспорта (вывоза) и импорта (ввоза) товаров и услуг.

Экспорт означает, что реализация товаров и услуг происходит на внешних рынках и потребляться они  будут покупателями других стран. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения  национальных издержек и мировых  цен на данную продукцию, а, следовательно, зависит от производительности труда  и масштабов производства в странах, участвующих в международном обороте данного товара.

При импорте товара страна приобретает такие товары, производство которых в настоящее время  либо вообще невозможно, либо невыгодно, то есть импорт товара обойдётся с  меньшими затратами, чем могут быть затраты на производство данной продукции  внутри страны. При расчёте эффективности импорта подсчитывается та экономическая выгода, которую получает страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определённых товарах за счёт импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в данной стране, и направления этих ресурсов в более эффективные отрасли.

Обобщающим показателем международной торговли любой страны является её торговый баланс. Торговый баланс представляет собой соотношение суммарной стоимостной оценки всего экспорта страны (по всем группам товаров) и суммарной стоимостной оценки всего импорта страны. Если экспорт превышает импорт, то страна имеет положительное внешнеторговое сальдо, а следовательно, активный торговый баланс. Если импорт превышает экспорт, то у страны будет отрицательное внешнеторговое сальдо, и пассивный торговый баланс; в этом случае речь ведётся о дефиците торгового баланса.

Показатели внешней торговли каждой отдельной страны будут различными, а, следовательно, различной будет и степень вовлеченности каждой национальной экономики в международный товарооборот.

На масштабы и темпы  роста международной торговли существенное влияние оказывают внешнеторговая политика государства, а также деятельность Всемирной Торговой Организации (ВТО).

 

2. Внешнеторговая политика государства - это комплекс мер правового, организационного и экономического характера, направленных на регулирование масштабов, структуры и динамики экспорта и импорта товаров и услуг.

Человечеству известны две  формы внешнеторговой политики государства:

  1. Протекционизм.
  2. Фритредерство (свободная торговля).

Протекционизм – это политика ограничения свободы передвижения товаров и услуг через границы государств; это политика, направленная на ограждение внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поддержку своего отечественного производителя.

Уменьшение влияния государства на внешнеторговую сферу проявляется в либерализации внешней торговли. В этом случае главным регулятором внешнеторговых связей является действие рыночного механизма.

Фритредерство – это внешнеторговая политика, при которой снимаются все барьеры на пути движения товаров и услуг через границы, а, следовательно, это политика невмешательства государства в частнохозяйственную деятельность, связанную с экспортом и импортом.

Необходимость протекционизма объясняется рядом обстоятельств:

Во-первых, протекционизм  используется для защиты стратегически  важных отраслей народного хозяйства, а, следовательно, для обеспечения  экономической и военной безопасности (сельское хозяйство, добывающие отрасли, военно-промышленный комплекс, металлургия).

Во-вторых, протекционизм  важен для защиты молодых развивающихся  отраслей экономики, чтобы дать им время  для налаживания выпуска конкурентоспособной  продукции.

В-третьих, протекционизм  имеет значение для защиты работников тех или иных важных отраслей народного  хозяйства, ибо в противном случае они могли бы потерять свои рабочие  места.

Жёсткий протекционизм, проводимый на длительном отрезке времени, несёт  негативные последствия, так как  может привести к ликвидации конкуренции  со стороны иностранных товаров, к расширению монополизма внутри страны, а, следовательно, к застою в  отечественном производстве. Поэтому  протекционистские меры следует  применять очень сдержанно.

Внешнеторговая политика выражается в тарифном и нетарифном регулировании экспорта и импорта.

Тарифное регулирование предполагает использование таможенных тарифов как систематизированного перечня экспортируемых и импортируемых товаров с указанием ставок таможенных пошлин на них.

Таможенные пошлины –  это вид косвенного налога на провозимые через границу товары, который  прямо поступает в доход государства.

Различают импортные, экспортные и транзитные пошлины. В качестве основного инструмента протекционизма используют импортные пошлины, так  как их введение или увеличение приводит к удорожанию импортного товара, что, следовательно, может повысить конкурентоспособность аналогичного товара собственного отечественного производства.

Так как внешнеторговые пошлины выступают видом косвенного налога, то они могут выполнять и фискальную цель.

Ставки внешнеторговых пошлин могут быть установлены как в виде процентного отношения к стоимости товара, заявленной на таможне (адвалорная пошлина), так и в виде конкретной денежной величины с единицы веса или объема товара (специфическая пошлина).

Кроме того важное место во внешнеторговой политике государств занимают меры нетарифного регулирования. К инструментам нетарифного регулирования относят:

  • экспортные и импортные квоты (и связанное с ними лицензирование);
  • антидемпинговые правила;
  • административные барьеры и другие.

Экспортные и импортные  квоты – это количественные ограничения  на экспорт и импорт тех или  иных товаров. Они представляют собой  максимальные параметры товаров, которые  можно ввезти в страну или вывезти  из страны (устанавливаются либо в  абсолютном выражении, либо по отношению  к масштабам национального производства). Правительство пересматривает эти  количественные ограничения ежегодно. В рамках этих квот выдаются лицензии на осуществление экспортно-импортных  операций. Импортная квота ограничивает ввоз товара и, следовательно, является защитной мерой для аналогичного товара отечественного производства.

Развитые страны обычно прибегают  к субсидированию экспорта, осуществляемого  в следующих формах:

- предоставление низкопроцентных займов и налоговых льгот фирмам-экспортерам или иностранным клиентам;

- стимулирование сбыта экспортной продукции за рубежом. Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др.

Экспортная квота может  преследовать несколько целей:

- во-первых, ограничение экспорта может проводиться для защиты природных ресурсов от чрезмерного хищнического их использования и вывоза за границу;

- во-вторых, квотирование экспорта может использоваться для приоритетного снабжения ресурсами и товарами собственных отечественных производителей и населения;

в-третьих, если экспортёр  является стратегическим поставщиком  данных товаров на мировом рынке, то экспортная квота может существенно  повлиять на уровень мировых цен (повышение экспортной квоты является фактором понижения мировой цены и наоборот). Разновидностью экспортных квот является добровольное ограничение экспорта, которое используется государством экспортером с целью уравновешивания внешнеторгового сальдо с определенной страной, а точнее для того, чтобы внешнеторговый партнер не вводил импортные пошлины для товаров данной страны.

Демпинг – это один из способов проникновения фирм на рынки  других стран, когда фирма – экспортёр  существенно занижает цену на свой товар по сравнению с ценой, которую  она использует на других рынках (как  правило, на своём отечественном  рынке).

Демпинг – это международная дискриминация в ценах. Если государство-импортер, проведя антидемпинговые расследования, доказывает факт демпинга, то оно имеет право вводить антидемпинговые пошлины и тем самым защищать своего отечественного производителя аналогичного товара.

Антидемпинговые пошлины, как  правило, устанавливаются в размере  разницы между средней ценой  мирового рынка по данному товару и демпинговой ценой фирмы-экспортёра.

Следовательно, при введении антидемпинговых пошлин фирма, которая  применяет демпинг, теряет преимущества от использования заниженных цен.

Административные барьеры  представляют собой комплекс требований, предъявляемых к импортируемому товару, в том числе с точки  зрения соответствия техническим стандартам, санитарным и фитосанитарным нормам, маркировке и т.п. 

К дополнительным нетарифным мерам относят экспортные субсидии, требования о содержании местных  компонентов, требования о сертификации импортируемых товаров, регистрация  экспортеров стратегических товаров  и другие.

Экономика считается открытой, если государство применяет минимум  экспортных и импортных ограничений. Открытость экономики характеризуют  следующие показатели:

- внешнеторговая квота в ВНП;

- доля экспорта в производстве;

- доля импорта в производстве;

- удельный вес зарубежных инвестиций по отношению к внутренним.

Дополнительный стимул мировая  торговля получила вследствие деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) по либерализации экспортно-импортных  операций и, в частности, по снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров.

Предстоящее вступление России в ВТО предусматривает необходимость  соблюдения всех обязательств, устанавливаемых  правилами данной организации.

Как правило, ни одно государство мира не использует протекционизм или фритредерство в качестве формы внешнеторговой политики в «чистом виде». Процесс постепенного уменьшения протекционистских барьеров со стороны государства воплощается в либерализации внешнеторговой деятельности. К проведению государствами либеральной внешнеторговой политики, которая должна содействовать развитию международной торговли, побуждает сегодня Всемирная Торговая Организация.

ВТО функционирует с 1995 года. Эта организация является правопреемницей  такой организации, как Генеральное  Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23-мя странами в 1947 году и вступил в силу в 1948 году. Исходной предпосылкой деятельности ГАТТ стало стремление стран-учредителей к либерализации международной торговли, к обеспечению благоприятных условий для более свободного доступа на национальные рынки и к возможной предсказуемости действий фирм на внешних рынках. 

Основной вопрос, решаемый в результате деятельности ГАТТ, заключался в сокращении таможенных пошлин. Два  последних раунда отличались расширением  круга обсуждаемых вопросов, в  том числе рассматривались вопросы  о нетарифных барьерах (субсидиях, антидемпинговых  пошлинах, технических барьерах и  т.д.) и о торговле услугами. В декабре 1993 года был принят Итоговый документ семилетнего периода переговоров в рамках Уругвайского раунда, включающий все их результаты и предусматривающий создание на базе ГАТТ Всемирной Торговой Организации (ВТО). 

Информация о работе Внешнеэкономическая торговля и макроэкономическое регулирование