Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:57, доклад
Внешняя торговля и ее содержание. Внешнеторговая политика государства. Тарифное и нетарифное регулирование.
Воронежский архитектурно-строительный
университет
Кафедра экономики и основ предпринимательства
Отчет по курсу
«Основы внешнеэкономической деятельности»
на тему: «Внешнеэкономическая торговля и макроэкономическое регулирование»
Выполнил: студентка гр.842
Безмага В.В.
Принял: доц. Белянцева О.М.
Воронеж - 2012
1. Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами мира, основанных на МРТ, на свободе предпринимательства, на свободе миграции товаров, услуг, капиталов и других факторов производства.
Мировой рынок – это совокупность рынков отдельных стран, объединенных между собой устойчивым обменом товаров, услуг и факторов производства.
МР оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю в каких отраслях и в каких регионах мира они могут быть применены с наибольшей эффективностью. Он выполняет санирующую роль, отсеивая из международного обмена товары и производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.
Конъюнктура мирового рынка – это экономическая ситуация, характеризующаяся уровнем мирового спроса и предложения, условиями и объемами продаж, уровнем и динамикой мировых цен, рыночной активностью хозяйствующих субъектов.
МР состоит из сегментов:
- мировой рынок товаров и услуг;
- мировой рынок капиталов (в том числе, мировой финансовый и валютный рынок);
- мировой рынок рабочей силы.
Каждый из
вышеназванных элементов
Мировой рынок
характеризуется усилением
Мировой рынок регулируется как на отраслевом, так и на глобальном уровне через функционирование международных организаций, в том числе МВФ, ВБ, ВТО, МОТ, в состав которых входит большинство стран мира.
Международная торговля является исторически первой формой международных экономических связей и представляет собой форму международного обмена товарами и услугами между производителями различных стран. Международная торговля состоит из экспорта (вывоза) и импорта (ввоза) товаров и услуг.
Экспорт означает, что реализация товаров и услуг происходит на внешних рынках и потребляться они будут покупателями других стран. Размер выигрыша при этом зависит от соотношения национальных издержек и мировых цен на данную продукцию, а, следовательно, зависит от производительности труда и масштабов производства в странах, участвующих в международном обороте данного товара.
При импорте товара страна приобретает такие товары, производство которых в настоящее время либо вообще невозможно, либо невыгодно, то есть импорт товара обойдётся с меньшими затратами, чем могут быть затраты на производство данной продукции внутри страны. При расчёте эффективности импорта подсчитывается та экономическая выгода, которую получает страна из-за быстрого удовлетворения своих потребностей в определённых товарах за счёт импорта и высвобождения ресурсов, затрачиваемых на производство подобных товаров в данной стране, и направления этих ресурсов в более эффективные отрасли.
Обобщающим показателем международной торговли любой страны является её торговый баланс. Торговый баланс представляет собой соотношение суммарной стоимостной оценки всего экспорта страны (по всем группам товаров) и суммарной стоимостной оценки всего импорта страны. Если экспорт превышает импорт, то страна имеет положительное внешнеторговое сальдо, а следовательно, активный торговый баланс. Если импорт превышает экспорт, то у страны будет отрицательное внешнеторговое сальдо, и пассивный торговый баланс; в этом случае речь ведётся о дефиците торгового баланса.
Показатели внешней торговли каждой отдельной страны будут различными, а, следовательно, различной будет и степень вовлеченности каждой национальной экономики в международный товарооборот.
На масштабы и темпы роста международной торговли существенное влияние оказывают внешнеторговая политика государства, а также деятельность Всемирной Торговой Организации (ВТО).
2. Внешнеторговая политика государства - это комплекс мер правового, организационного и экономического характера, направленных на регулирование масштабов, структуры и динамики экспорта и импорта товаров и услуг.
Человечеству известны две формы внешнеторговой политики государства:
Протекционизм – это политика ограничения свободы передвижения товаров и услуг через границы государств; это политика, направленная на ограждение внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поддержку своего отечественного производителя.
Уменьшение влияния государства на внешнеторговую сферу проявляется в либерализации внешней торговли. В этом случае главным регулятором внешнеторговых связей является действие рыночного механизма.
Фритредерство – это внешнеторговая политика, при которой снимаются все барьеры на пути движения товаров и услуг через границы, а, следовательно, это политика невмешательства государства в частнохозяйственную деятельность, связанную с экспортом и импортом.
Необходимость протекционизма
объясняется рядом
Во-первых, протекционизм
используется для защиты стратегически
важных отраслей народного хозяйства,
а, следовательно, для обеспечения
экономической и военной
Во-вторых, протекционизм
важен для защиты молодых развивающихся
отраслей экономики, чтобы дать им время
для налаживания выпуска
В-третьих, протекционизм имеет значение для защиты работников тех или иных важных отраслей народного хозяйства, ибо в противном случае они могли бы потерять свои рабочие места.
Жёсткий протекционизм, проводимый на длительном отрезке времени, несёт негативные последствия, так как может привести к ликвидации конкуренции со стороны иностранных товаров, к расширению монополизма внутри страны, а, следовательно, к застою в отечественном производстве. Поэтому протекционистские меры следует применять очень сдержанно.
Внешнеторговая политика выражается в тарифном и нетарифном регулировании экспорта и импорта.
Тарифное регулирование предполагает использование таможенных тарифов как систематизированного перечня экспортируемых и импортируемых товаров с указанием ставок таможенных пошлин на них.
Таможенные пошлины –
это вид косвенного налога на провозимые
через границу товары, который
прямо поступает в доход
Различают импортные, экспортные
и транзитные пошлины. В качестве
основного инструмента
Так как внешнеторговые пошлины выступают видом косвенного налога, то они могут выполнять и фискальную цель.
Ставки внешнеторговых пошлин могут быть установлены как в виде процентного отношения к стоимости товара, заявленной на таможне (адвалорная пошлина), так и в виде конкретной денежной величины с единицы веса или объема товара (специфическая пошлина).
Кроме того важное место во внешнеторговой политике государств занимают меры нетарифного регулирования. К инструментам нетарифного регулирования относят:
Экспортные и импортные
квоты – это количественные ограничения
на экспорт и импорт тех или
иных товаров. Они представляют собой
максимальные параметры товаров, которые
можно ввезти в страну или вывезти
из страны (устанавливаются либо в
абсолютном выражении, либо по отношению
к масштабам национального
Развитые страны обычно прибегают к субсидированию экспорта, осуществляемого в следующих формах:
- предоставление низкопроцентных займов и налоговых льгот фирмам-экспортерам или иностранным клиентам;
- стимулирование сбыта экспортной продукции за рубежом. Нетарифные методы регулирования внешней торговли включают в себя: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др.
Экспортная квота может преследовать несколько целей:
- во-первых, ограничение экспорта может проводиться для защиты природных ресурсов от чрезмерного хищнического их использования и вывоза за границу;
- во-вторых, квотирование экспорта может использоваться для приоритетного снабжения ресурсами и товарами собственных отечественных производителей и населения;
в-третьих, если экспортёр является стратегическим поставщиком данных товаров на мировом рынке, то экспортная квота может существенно повлиять на уровень мировых цен (повышение экспортной квоты является фактором понижения мировой цены и наоборот). Разновидностью экспортных квот является добровольное ограничение экспорта, которое используется государством экспортером с целью уравновешивания внешнеторгового сальдо с определенной страной, а точнее для того, чтобы внешнеторговый партнер не вводил импортные пошлины для товаров данной страны.
Демпинг – это один из способов проникновения фирм на рынки других стран, когда фирма – экспортёр существенно занижает цену на свой товар по сравнению с ценой, которую она использует на других рынках (как правило, на своём отечественном рынке).
Демпинг – это международная дискриминация в ценах. Если государство-импортер, проведя антидемпинговые расследования, доказывает факт демпинга, то оно имеет право вводить антидемпинговые пошлины и тем самым защищать своего отечественного производителя аналогичного товара.
Антидемпинговые пошлины, как
правило, устанавливаются в размере
разницы между средней ценой
мирового рынка по данному товару
и демпинговой ценой фирмы-
Следовательно, при введении антидемпинговых пошлин фирма, которая применяет демпинг, теряет преимущества от использования заниженных цен.
Административные барьеры представляют собой комплекс требований, предъявляемых к импортируемому товару, в том числе с точки зрения соответствия техническим стандартам, санитарным и фитосанитарным нормам, маркировке и т.п.
К дополнительным нетарифным мерам относят экспортные субсидии, требования о содержании местных компонентов, требования о сертификации импортируемых товаров, регистрация экспортеров стратегических товаров и другие.
Экономика считается открытой, если государство применяет минимум экспортных и импортных ограничений. Открытость экономики характеризуют следующие показатели:
- внешнеторговая квота в ВНП;
- доля экспорта в производстве;
- доля импорта в производстве;
- удельный вес зарубежных инвестиций по отношению к внутренним.
Дополнительный стимул мировая
торговля получила вследствие деятельности
Всемирной торговой организации (ВТО)
по либерализации экспортно-
Предстоящее вступление России
в ВТО предусматривает
Как правило, ни одно государство мира не использует протекционизм или фритредерство в качестве формы внешнеторговой политики в «чистом виде». Процесс постепенного уменьшения протекционистских барьеров со стороны государства воплощается в либерализации внешнеторговой деятельности. К проведению государствами либеральной внешнеторговой политики, которая должна содействовать развитию международной торговли, побуждает сегодня Всемирная Торговая Организация.
ВТО функционирует с 1995 года. Эта организация является правопреемницей такой организации, как Генеральное Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23-мя странами в 1947 году и вступил в силу в 1948 году. Исходной предпосылкой деятельности ГАТТ стало стремление стран-учредителей к либерализации международной торговли, к обеспечению благоприятных условий для более свободного доступа на национальные рынки и к возможной предсказуемости действий фирм на внешних рынках.
Основной вопрос, решаемый
в результате деятельности ГАТТ, заключался
в сокращении таможенных пошлин. Два
последних раунда отличались расширением
круга обсуждаемых вопросов, в
том числе рассматривались
Информация о работе Внешнеэкономическая торговля и макроэкономическое регулирование