Внешнеэкономические связи России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 23:10, доклад

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.
Для России внешняя торговля всегда играла и продолжает играть огромную роль в экономической жизни. Наличие больших запасов полезных ископаемых помогло стране компенсировать ошибки и провалы в экономической политике.

Файлы: 1 файл

внешнеэкономические связи.docx

— 24.22 Кб (Скачать файл)

Внешнеэкономическая деятельность - одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно  связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

Для России внешняя торговля всегда играла и продолжает играть огромную роль в экономической жизни. Наличие  больших запасов полезных ископаемых помогло стране компенсировать ошибки и провалы в экономической  политике.

 

Значение внешнеэкономических  связей для экономики России. Причины развития

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность методов и  средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и  кредитных отношений с зарубежными  странами.

 

Главной причиной возникновения и  развития внешнеэкономических связей между странами является международное разделение труда.

 Основные направления развития  внешнеэкономических связей в  современных условиях:

  • восстановление и развитие экспортного потенциала страны;
  • использование иностранных кредитов для технического переоснащения;
  • повышение конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке на основе модернизации производства;
  • изменение структуры импорта за счет увеличения удельного веса продукции промышленного производства в форме высокоточных технологий;
  • обеспечение экономической безопасности страны за счет совершенствования экспорта и импорта.

 

Переход к открытой рыночной экономике  требует преобразований во внешнеэкономической  сфере с тем, чтобы обеспечить включение России в мировое хозяйство. Необходимость преобразований определяется:

  • неблагоприятной структурой внешнеторгового оборота;
  • распадом СССР.

 

В современных условиях интеграция экономической жизни идет по многим направлениям через:

  • обмен средствами производства, технологиями, информационными структурами;
  • развитие торговли
  • рост обмена научно-техническими знаниями;
  • международную миграцию рабочей силы.

 

В современных условиях происходит качественное обновление технологической  базы производства за счет:

  • внедрения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;
  • изменения структуры производства и потребления;
  •   использование экспорта научно-технической информации научно-технических услуг.

 

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности

В современных условиях любое государство  тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически  все сферы международных экономических  связей.

Внешнеэкономическая политика государства, включает: внешнеторговую и валютную политику, регулирование международной  миграции капитала, самодеятельного населения, услуг, меры по повышению национальной конкурентоспособности и развития долгосрочного международного экономического сотрудничества.

Цели внешнеэкономического регулирования  в сочетании с инструментами  и механизмами их осуществления, направленные на внешнеэкономические  связи во всем их многообразии, являются внешнеэкономической политикой (ВЭП).

 

Основными целями ВЭП любого государства  является поддержка отечественной  экономики и ее конкурентоспособности  на международном уровне, поддержка  национальной валюты, внешнеэкономическая  безопасность, обеспечение страны необходимыми ресурсами, а также товарами для  нормального развития общества и  государства, капиталом, рабочей силой, новейшими технологиями в сфере  науки, охраны окружающей среды. Конечной целью ВЭП всегда являлось обеспечение  экономического роста страны за счет расширения и оптимизации внешнеэкономических  связей. В целях экономической  безопасности государства ВЭП также  решают задачи географической сбалансированности внешнеэкономических операций с  отдельными государствами и регионами.

Внешнеторговая политика (ВТП) - это регулирование государством экспортных и импортных операций, сальдо торгового баланса.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

  • защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
  • равенство и не дискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  • единство таможенной территории Российской Федерации;
  • взаимность в отношении другого государства (группы государств);
  • обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
  • выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;

Основные направления  внешнеэкономических связей России

В настоящее время можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Россией своей  линии поведения на международной  арене.

Первый вариант выбора внешнеполитической стратегии связан с попытками сохранения статуса великой державы и продолжения прежней экспансионистской политики, направленной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Несмотря на несбыточность такого рода альтернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения. Прежде всего, такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических и др.)

Второй путь предполагает обретение Россией статуса региональной державы. В одном случае ее влияние может основываться по преимуществу на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять логику поведения «сверхдержавы» в локальном политическом пространстве. При другом варианте завоевание политического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отказом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознательным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.

Третий путь предполагает, что Россия может занимать сугубо прагматическую внешнеполитическую позицию, основанную на принципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и государств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут формироваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимости от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на решение экономических и других внутренних проблем.

Среди приоритетных направлений  внешней политики России можно выделить следующие:

– создание новой системы взаимоотношений  с бывшими социалистическими  странами: наладить дружеские и взаимовыгодные отношения с республиками Прибалтики, Украиной, Молдавией, Литвой, Эстонией, Грузией и Азербайджаном.

– вхождение в европейское и  мировое сообщество: Европе выгодно  членство России в этой организации. С помощью постоянных нападок  в совете Европы и парламентской  ассамблее совета Европы европейские  страны могут влиять на внешнеполитический и внутренний климат в России.

– разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР:

* Принцип неприменения силы и угрозы силой;

* Принцип разрешения межгосударственных споров мирными средствами;

* Принцип невмешательства в  дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;

* Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

* Принцип равноправия и самоопределения народов;

* Принцип суверенного равенства государств;

* Принцип добросовестного выполнения  обязательств по международному праву;

* Принцип нерушимости государственных границ

* Принцип территориальной целостности государств;

* Принцип уважения прав человека  и основных свобод.

Проблемы Внешнеэкономической деятельности России(ВЭД)

К основным проблемам ВЭД можно  отнести:

 

    • чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность производства (даже в технологически продвинутых отраслях);
    • преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий и методов организации производства;
    • существенный, а в отдельных отраслях критический износ основных производственных фондов;
    • ограниченные возможности внутреннего накопления;
    • слабая мотивация и низкая интенсивность труда;
    • значительная неравномерность в экономическом развитии регионов страны и большие разрывы в стандартах жизни между ними;
    • разрыв после распада СССР и прекращении деятельности СЭВ сложившихся хозяйственных и торговых связей;
    • ощутимая, особенно после распада СССР иррациональность размещения производства, зон потребления коммуникаций (включая внешнеэкономические), высокая доля дальних перевозок на транспорте:
    • большая зависимость производственной модернизации и стандартов жизни от импорта и привлечения зарубежных инвестиций, сложное положение с обслуживанием значительного внешнего долга;
    • инерция бюрократизации экономики и всей системы государственного управления и значительная социально-политическая неустойчивость.

Успешному решению проблем международных  экономических отношений России должно способствовать развитие механизма  государственного стимулирования экспорта и импортозамещающего производства на микро- и макроуровне; дальнейшее развитие инфраструктуры ВЭД.

Перспективы развития ВЭД  России

стратегические цели и приоритетные направления развития внешнеэкономической  деятельности России:

 

  • Развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли наукоемкой продукции.
  • Создание механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамещения как на микроуровне, посредством налоговых льгот экспортерам и долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортного производства, так и на макроуровне – путем использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов и государственных инвестиций.
  • Формирование современной производственной и финансово-экономической инфраструктуры ВЭД.
  • Устранение сохраняющейся дискриминации иностранных инвесторов и формирование институтов страхования от политического и экономического риска.
  • Рационализация импорта в целях изменения структуры экономики и обеспечения процесса модернизации основных средств производства, направленного на укрепление экспортной базы страны (закупка комплексного оборудования и лицензий и др.)

Заключение

На рубеже XXI века ВЭД России переживает сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.

Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально  новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.

Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических  связей. Многие республики, края и области  в рамках своих полномочий активно  занимаются установлением контактов  с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.


Информация о работе Внешнеэкономические связи России