Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 10:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование экономики США и ее взаимодействия с мировым хозяйством.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить сущность, структуру и тенденции развития мировой экономики.
2. Рассмотреть общую характеристику экономики США.
3. Провести анализ внешнеэкономических связей США.
4. Изучить внешнеэкономические связи США и России.
Введение
3
Мировая экономика: сущность, структура, тенденции развития
5
1.1 Понятие мирового хозяйства и его сущность
5
1.2. Субъекты современной мировой экономики
7
2. Общая характеристика экономики США
9
3. Внешнеэкономические связи США и России
12
3.1. Состояние Российско-Американских экономических отношений
12
3.2. Перспективы экономических связей
4. США как центр глобализации
Заключение
Список использованной литературы
Необходимо также отметить, что используемые ныне методы реализации государственной политики США, призванным, в частности, стимулировать структурные изменения в экономике страны и способствовать повышению конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках, присущи и весьма существенные недостатки.
По мнению американских экономистов, к основным недостаткам современной государственной политики следует отнести отсутствие концептуального стержня, явно недостаточную комплексность отдельных мероприятии. В ряде случаев эта политика не носит упреждающего характера, а ограничивается лишь защитными функциями, запоздалой реакцией на сдвиги, уже происходящие в национальной и мировой экономике. Поэтому на протяжении последних 10-20 лет, особенно после кризисных потрясений середины 70-х годов, представители деловых и научных кругов, профсоюзы все настойчивее выступают с требованиями совместной разработки государством и частным сектором единой, комплексной и скоординированной промышленной политики, основанной на новых подходах.
Таким образом, экономика США это крупнейшая и одна из наиболее диверсифицированных национальных экономик мира, она также является локомотивом всемирной экономики. На всем протяжении американской истории социально – экономическому развитию страны способствовали благоприятные географические и природные факторы, такие как:
- обширная территория, допускающая постоянную экспансию населения и экономики;
- преобладание умеренных зон, благоприятных для сельского хозяйства, богатство ресурсов полезных ископаемых;
- наименьшая среди великих держав зависимость от импорта сырья, особенно нефти;
- свободный доступ к двум незамерзающим океанам;
- отсутствие соседей, способных
серьезно угрожать
- положительное влияние также имела большая, чем у других развитых стран, социально – политическая стабильность США.
3. Внешнеэкономические связи США и России.
3.1. Состояние Российско-
К XXI веку экономические связи России и США являлись весьма важной и сложной частью взаимных отношений. В 2010г. товарооборот России и США составил 10,8 млрд. долл., Российский экспорт понизился на 4,6 %, составив более 6,3 млрд. долл., а импорт из США увеличился на 42,5% составив более 4,5 млрд. долл. Россия сохранила положительное сальдо внешнеторгового баланса – около 1,8 млрд. долл.
Структура российско-американской торговли за рассматриваемый период не претерпела особых изменений. Основу российского экспорта по –прежнему составляли материалы, сырье и полуфабрикаты – более 80% поставок. Удельный вес энергетического сырья, включая нефть и нефтепродукты, значительно возрос, составив 50 % экспорта, на металлы и изделия из них пришлось 25,7%, на продукцию химическую промышленности – 11,7 %. Заметное место продолжали занимать драгоценные камни и металлы – 4,6 %.
Для США значение торгово – экономических связей с Россией гораздо меньше: на долю России приходится менее 0,6% совокупного внешнеторгового оборота США. Тем не менее, в перспективе Россия может занять существенное место во внешнеторговом обороте США. Заинтересованность США в развитии двусторонних внешнеэкономических связей с РФ подтверждается ростом импорта из России нефти, цветных и черных металлов. Кроме того, Россия является огромным потенциальным рынком для американских товаров и капиталов.
Потенциал российско – американских экономических связей явно не реализован. Россия может постепенно повышать степень переработки поставляемого в США сырья: продукции нефтепереработки, химических товаров, продукции более высокой степени обработки черной и цветной металлургии. Россия с ее дешевой и высококвалифицированной рабочей силой, используя американские инвестиции, могла бы шире развивать сборочные производства, отрасли машиностроительной и легкой промышленности и в дальнейшем поставлять эту продукцию, как на внутренний рынок, так и за рубеж. О большом потенциале отношений свидетельствует, в частности, опыт российско-американского сотрудничества в области инвестиций.
США занимают одно из ведущих мест в РФ по масштабам текущих и накопленных инвестиций. Приоритетными сферами вложений американских прямых инвестиций в экономику России являются топливная и пищевая промышленность (около 75% от общего объема накопленных прямых инвестиций). Другими крупными отраслями приложения американского капитала являются авиакосмическая промышленность, телекоммуникации, производство медицинской техники и медикаментов. В нефтегазовом секторе России присутствуют корпорации «Шелл», «Конако Филипс», «Эксон Мобил», «Шеврон Тексако» и др., в агропромышленном комплексе - корпорация «Катерпиллар», в пищевой промышленности и общественном питании – корпорация «Кока-Кола», «Марс», «Макдоналдс», а автомобилестроении – «Форд» и «Дженерал Моторс». Все вышеперечисленное свидетельствует о значительном потенциале экономического сотрудничества между Россией и США даже при нынешних весьма несовершенных условиях.
3.2. Перспективы экономических связей.
В перспективе Россия может занять существенное место во внешнеэкономических связях США. Растущий импорт из России нефти, цветных и черных металлов, некоторых других товаров подтверждает эту заинтересованность. Главное же заключается в другом: в двусторонних экономических отношениях наша страна представляет для США особый интерес как емкий и платежеспособный рынок для американских товаров, капиталов и услуг. Уместно отметить конкурентные преимущества и слабости России, которые в немалой степени (помимо политических соображений) влияют на российско-американские экономические отношения.
Если говорить о конкурентных преимуществах и слабостях США и сравнивать их с Российскими, то на лицо значительная асимметрия. К началу XXI века США обладают бесспорными конкурентными преимуществами перед большинством других стран практически по всем позициям, определяющим положение страны в мировой экономике и на отдельных рынках. Обладая лидирующими позициями в области передовых направлений НТП, мощной международной инфраструктурой американских ТНК и контролем над международными финансовыми организациями, США имеют реальные возможности использовать к своей выгоде глобализацию мировой экономики. От всех главных проявлений глобализации США получают гораздо больше выгод, чем потерь.
Процесс глобализации в мировой экономике представляет собой закономерный результат интернационализации производства и капитала. Глобализация в значительной степени предстает как количественный процесс возрастания масштабов, расширения рамок мирохозяйственных связей.
Одним из наиболее крупных и фундаментальных вопросов конца XX в. являются взаимоотношения между США и окружающими странами, под которыми понимаются не только и не столько американский внешнеполитический курс, а вся совокупность взаимосвязей, включающая и роль окружающего мира в становлении США, как государства и мировой державы, и продолжение его воздействия на американское общество и государство на современном этапе, и обратную связь - от США к окружающему миру.
Учитывая мощь США, их роль в международных
отношениях в начале нынешнего столетия,
понятно, что в данном случае речь идет
о таком сильном влиянии на окружающий
мир, которое вряд ли сопоставимо с чем-либо
еще. Во- первых, это воздействие последней,
оставшейся от эпохи холодной войны сверхдержавы,
которая и сейчас ощущает себя таковой
и - главное - хочет вести себя как сверхдержава.
Во-вторых, это страна, которая давно, фактически
со времен своего образования, привыкла
ощущать себя «избранной», «особой», «наиболее
любимой богом». В-третьих, США обладают
крупнейшей военной силой современности,
осуществляя контроль практически над
всеми ключевыми регионами мира. Наконец,
США задали темп и вектор движения всему
современному миру своей этикой, политическим
мышлением, технологическими прорывами,
а главное - гласным, публичным и обстоятельным
разбором собственных достижений и провалов,
на чем учатся остальные члены международного
сообщества.
Утверждение, что «США - единственная сверхдержава», имеет широкое хождение и в официальных заявлениях американской администрации, и во многих других странах. Практически сразу же после распада Советского Союза был высказан тезис об «однополярном мире» во главе с единственной оставшейся сверхдержавой.
Утверждение «США - единственная сверхдержава» помимо определенного видения эволюции международной системы содержит еще одну установку – о роли самих США в этой системе. Совершенно очевидно, что эта роль имеет центральный и системообразующий характер: военной силе, политическим и военным союзам, институтам, состоянию экономики и всем остальным сторонам национального могущества США придается исключительное значение как центру нового универсума, как главной оси мироздания.
Отсюда вытекают соответствующие выводы.
Во-первых, об основах стабильности современной
системы и ее жизнеобеспечении: ее жизнеспособность
и деятельность объявляются производными
от состояния американских ресурсов, политической
воли и интеллекта. Во-вторых, выводы из
концепции «единственной сверхдержавы»
определяют также объем и содержание функций
этой державы в современном мире и ответных
обязанностей этого мира перед ней. На
США и их союзников возлагается ответственность
за поддержание общей международной стабильности,
в связи с чем возник глубокий кризис в
отношении Вашингтона к ООН. Если раньше,
в условиях многополярного мира после
окончания второй мировой войны, когда
существовали пять приблизительно равных
великих держав (СССР, США,
Великобритания, Франция и Китай), или
даже в условиях двуполярного мира, когда
из числа великих держав выделились две
сверхдержавы (СССР и США), ООН могла выступать
в качестве дополнительного механизма
к двусторонним механизмам согласования
их интересов, то в условиях однополярного
мира ситуация меняется: нет нужды согласовывать
с кем бы то ни было свои интересы, а, следовательно,
не нужен и механизм Совета Безопасности
ООН.
В-третьих, в рамках этой концепции стали
меняться, и довольно радикально, отношение
к использованию силы в международных
отношениях и готовность ее использовать.
Исчез вынужденный контроль над собственными
же планами и амбициями, существовавший
в годы холодной войны в связи с опасностью
противодействия другой стороны или эскалацией
цены применения силы до неприемлемого
уровня. Окрепло представление о своих
возможностях как о стержневом механизме
поддержания международной безопасности,
права и ценностей с помощью авиационно-ракетных
ударов, десантов спецназа и поставок
вооружений. В противовес временам холодной
войны, оказалось, что применение силы
не просто оправданно, но и целесообразно,
а также полезно,
- естественно, силы американской против
не-американцев, а не наоборот.
«Наоборот» по-прежнему осуждалось как
«отсталость» и «варварство», как нарушение
«международных норм и стандартов».
В-четвертых, концепция «США - единственная
сверхдержава» связана и с продолжением
углубления раздела стран на друзей и
недругов Америки. Со времени начала холодной
войны система взаимоотношений США с другими
государствами была довольно разнообразной:
союзнические связи, партнерство, дружественные,
нейтральные отношения, холодность, безразличие,
враждебность. Но все это при известном,
хотя и трудно усваиваемом принципе уважения
к суверенитету других, потому что всегда
была еще одна страна, которая могла утешить
всех обиженных, не понятых и не принятых
Вашингтоном, как это случилось с Кубой,
Северным Вьетнамом, Ираком, Ливией и т.д.
После окончания холодной войны ситуация
упростилась: перед каждым из государств
возник вопрос о том, какие отношения строить
с США - дружественные или нет?
А «еще одной страны», к которой в случае
чего можно было бы обратиться за помощью,
уже нет в природе. Таким образом, мир становится
все более одномерным не проамериканским
или просоветским, а либо проамериканским,
либо антиамериканским.
При возникновении идеи однополярного
мира и «единственной оставшейся сверхдержавы»
возникает совершенно естественное и
логичное ее продолжение в виде специфических
схем мирового порядка. И с этой точки
зрения идея
«единственной сверхдержавы» предполагает
возникновение своеобразного американоцентристского
мира, в котором США будут и задавать темп
развития всей совокупности современных
государств, и обеспечивать его стабильность.
При этом однозначно забывается, что
США – крупнейший экспортер мира, в большей
степени зависящий от экспорта, чем, скажем,
Япония, что заграничные филиалы американских
компаний владеют преобладающей долей
мирового экспорта, в сравнении с компаниями
на американской земле, что четверть ВВП
США зависит от мировой экономики.
Глобализация – «палка о двух концах», но в Америке этого пока еще не оценили.
Заключение
Среди развитых стран мира США практически не имеют конкурентов по своему индустриальному развитию. США располагают одним из самых высокоэффективных хозяйств в мире. Отличительной чертой экономики данной страны является ориентация на НТР и передовую технику. Она лидирует в области внедрения результатов НТР в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новейшие разработки. Все это зачастую приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники. В то время как США, опираясь на свою экономическую мощь, все более настойчиво пытается перестроить мировую торговую и валютно-финансовую систему на своих принципах.
Несмотря на сохранившиеся экономические трудности, Соединенные Штаты продолжают оставаться лидером в международной торговле. Крупнейшими торговым партнерами США как и в предкризисный период остаются Канада, Мексика, Япония, Китай, Германия, Великобритания, Корея, Тайвань.