Внешнеэкономические связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 00:10, контрольная работа

Описание работы

Отечественные предприятия и фирмы в настоящее время имеют возможность самостоятельно осуществлять внешнеэкономические операции и несут ответственность за организацию и управление своей внешнеэкономической деятельностью. Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне фирмы предполагает решение таких важнейших задач, как разработка стратегических направлений внешнеэкономической политики и поведения фирмы на зарубежных рынках, составление планов внешней торговли и формирование оптимальной структуры органов управления внешнеэкономической деятельностью, ее координация с другими видами работы фирмы, учет и контроль эффективности операций на внешних рынках, информационное обеспечение решений в области экономических отношений с иностранными партнерами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Сущность, роль и значение внешнеэкономических связей….…...4
1.1 Основные понятия и направления внешнеэкономических связей.....4
1.2 Формы межгосударственного сотрудничества и внешнеэкономических связей……………………………………………………7
1.3 Сущность и структура системы государственного регулирования внешнеэкономических связей…………………………………………………....11
2. Проблемы и противоречия в развитии внешнеэкономических связей…………………………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………..18
Список используемой литературы……………………………………….20

Файлы: 1 файл

ОСНОВЫ ВЭД.docx

— 43.42 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование внешнеэкономических  связей осуществляется при помощи административных, денежных, кредитных, бюджетных средств, а также политики в государственном секторе экономики.

Принципы  управления внешнеэкономическими связями  характеризуют подход к международным экономическим отношениям. Различают два главных принципа международного сотрудничества, которые определяют характер и формы регулирования внешнеэкономических связей: протекционизм и свобода торговли.

Протекционизм – это защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Проводится через высокие ставки таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары, а также через такие нетарифные ограничения, как количественные и валютные ограничения импорта товара. Чрезмерный протекционизм может привести к падению эффективности производства национальных предприятий, снижению конкурентоспособности производимых товаров.

Совокупность  конкретных экономических методов  и инструментов государственного регулирования включает: таможенные тарифы; экспортные и импортные квоты и лицензии; субсидии; валютные курсы; систему установления цен на экспортно-импортные товары6.

Механизм  регулирования международных экономических  отношений состоит из двух взаимосвязанных элементов: национального и международного. Поэтому механизм государственного регулирования внешнеэкономических связей находится под определенным влиянием международных рычагов и инструментов. Тяжесть этого влияния зависит от степени интеграции национального воспроизводственного потенциала в мирохозяйственные связи, места и роли национальной экономики в мировом хозяйстве.

Рассматривая  государственное регулирование  как определенную систему, при изучении ее структуры целесообразно выделить четыре основных элемента:

  1. Важнейшим элементом, определяющим эффективность функционирования всей системы, является выработка и реализация внешнеэкономической политики.

В основе внешнеэкономической политики стран-участниц международного разделения труда лежит  перманентный (постоянный, непрерывный) процесс сложного приспособления структур национальных экономик (отраслевой, технологической, организационной и т.д.) к более динамичной по своей природе структуре мирового хозяйства.

  1. «Технологическим» элементом системы регулирования внешнеэкономических связей являются экономические инструменты. В зависимости от способа действия они могут быть подразделены на инструменты прямого и непрямого действия.

К инструментам прямого действия относятся: целевые  государственные затраты (например, на создание инфраструктуры в свободной  экономической зоне); непосредственный контроль государства за внешнеэкономическими процессами (регулирование количественных объемов экспорта-импорта, установление валютных курсов, регулирование цен на экспорт-импорт и т.д.); законодательное регулирование.

Инструменты непрямого действия влияют на стоимостные  пропорции народного хозяйства. Например, через величину налогов можно влиять на объемы производства и платежеспособность населения; рост процентной ставки в сбербанке стимулирует рост сбережений, ведет к росту объема отложенного спроса; девальвация национальной валюты создает интерес в экспорте товаров.

В качестве инструментов регулирования государство  обычно использует следующие экономические категории:

  • Экспортная лицензия – документ, контролирующий вывоз из страны товаров, услуг и объектов, представляющих стратегическую, историческую или культурную ценность. Она выдается в форме разрешения, подписанного
  • специальными правительственными органами;

Экспортная  субсидия – дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть его издержек производства или обращения и повышающая конкурентоспособность товара на внешнем рынке7.

– Импортная квота – это нетарифные количественные (стоимостный или натуральный) способы ограничения ввоза определенных товаров. Они устанавливаются с целью защиты национального товаропроизводителя или уменьшения импорта для улучшения платежного баланса страны.

– Антидемпинговая пошлина. Валютный демпинг-экспорт товаров по ценам ниже мировых, что становится возможным вследствие падения курса национальной валюты в большей степени, чем уменьшается ее покупательная способность внутри страны. Экспортеры, приобретая в стране товары по низким ценам, реализуют их на внешнем рынке за более твердую валюту, которую затем обменивают по заниженному курсу на национальную валюту, получая вследствие этого большую прибыль за счет курсовой разницы. Антидемпинговая пошлина – это дополнительная импортная пошлина, которой облагаются товары, экспортируемые по ценам ниже «нормальных» цен мирового рынка или внутренних цен импортирующей страны.

Инструментом  регулирования экспорта-импорта  являются также акциз и налог  на добавленную стоимость.

Акциз –  одна из разновидностей косвенных налогов, связанных с движением товаров, а не доходов физических и юридических лиц.

Льготы  и привилегии предприятиям с иностранными инвестициями заключаются в следующем. Имущество иностранных инвесторов, ввозимое в качестве вклада в уставной фонд этих предприятий, предназначенное для собственного материального производства и собственных нужд иностранных работников, не облагается таможенными пошлинами.

Валютная  выручка таких предприятий от экспорта продукции собственного производства остается полностью в их распоряжении.

Гарантирование  экспортных кредитов – выдача гарантии государством, коммерческими банками по обязательствам клиентов перед зарубежными партнерами. Основная их цель – страхование покупателя от убытков, вызванных нарушением продавцом своих обязательств. Государство также может выступить гарантом по возврату кредитов, получаемых отечественными организациями от иностранных кредитов.

Важнейшим элементом системы государственного регулирования внешнеэкономических  связей являются различные стандарты  и технические нормы.

Международные стандарты – рекомендации международных  специализированных организаций, устанавливающие общие для однородных товаров, производимых в разных странах, требования к этим товарам или процессам их производства либо использования8.

Валютно-финансовое регулирование внешнеэкономических  связей государство осуществляет через выработку и реализацию валютной политики. Валютная политика – это комплекс мер экономического, правового и организационного характера, проводимых государственными органами, центральными финансовыми учреждениями и национальными (государственными) банками, а также международными валютно-финансовыми организациями в области валютно-кредитных отношений. Валютная политика государства является составной частью его внешнеэкономической политики, важным средством, содействующим включению экономики страны в мировое хозяйство. Это достигается проведением различных мер по регулированию расчетных и валютно-кредитных отношений страны и ее субъектов (валютные ограничения, продажа или скупка валют центральными банками на валютном рынке, повышение или понижение учетных ставок, ограничения динамики курса национальной валюты определенными пределами (установление «коридора», его повышения или понижения). Изменение валютного курса влияет на динамику экспорта-импорта страны.

 

2. Проблемы и противоречия  в развитии внешнеэкономических  связей

 

Анализ  приведенных показателей свидетельствует  о том, что наметилась тенденция к росту объемов производства в стоимостном выражении (в сопоставимых и фактических ценах), увеличению коэффициента использования производственных мощностей, росту выручки и прибыли от реализации, а также рентабельности реализованной продукции. Однако необходимо отметить, что наблюдается снижение выпуска кондитерских изделий в натуральном выражении. В 2010 г. отгрузка продукции составила 22793 тонн, что составляет 98,6% к уровню 20010 г. По остальным ассортиментным группам наблюдается увеличение объемов продаж. В 2010 г. на внутренний рынок было отгружено 13925 тонн продукции, что составляет 99,8% от уровня 2009 г. Однако темп роста данного показателя в стоимостной выражении составляет 114,6%.

Концерн устанавливает плановые показатели темпов роста объемов производства, экспортных поставок, а также контролирует их выполнение.

Среди инвестиционных преференций следует отметить выделение  средств из инновационного фонда  для производственной модернизации предприятия. В соответствии с государственной программой модернизации кондитерской промышленности на период до 2014г. общий объем средств на эти цели планируется в объеме 64,4 млрд. руб., при этом доля участия концерна в финансировании программы предполагается около 25–30%, что позволит предприятию строить внешнеэкономические связи на базе торговли высококачественной продукцией, произведенной на современном технологическом оборудовании9.

Мировая практика рыночной экономики выработала достаточно эффективные  принципиальные подходы и механизмы  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности, хотя в этой сфере  до сих пор сталкиваются две противоречивые тенденции: протекционизма (защита собственного производства от иностранной конкуренции) и либерализма (предоставление возможно большей свободы доступа зарубежных товаров и услуг на внутренний рынок).

В последнее время Консультационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ) сократил запретительные записки  по отношению к странам СНГ, и  обещает вообще снять ограничения  на поставки новейшей технологии, когда  эти страны обеспечат надлежащий контроль за реэкспортом такой технологии в другие страны.

Данные методы непосредственно  не направлены на ограничение внешней  торговли и относятся больше к  административным бюрократическим  процедурам, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: валютные ограничения, в частности, по переводу прибылей, дивидендов, налоговых и  других платежей; регулирование притока  капиталов (максимальный процент иностранного капитала и местного персонала в  иностранных предприятиях и т.д.).

Кроме этого необходимо должное  внимание уделить тенденциям развития рынка кондитерских изделий, так  владение данной информацией является ключевым моментом в планировании, организации, развитии и совершенствования  внешнеэкономических связей10.

Создание  подобных структур существенно усложняет  деятельность на рынке более мелких производителей, так как концентрация производства позволяет существенно  снизить величину расходов на маркетинг, содержание товаропроводящей сети, затраты  на содержание аппарата управления и  т.д. Все вышеуказанные факторы  позволяют значительно снизить  цены на продукцию по сравнению с  конкурентами.

 

Заключение

 

Подводя итоги работы можно сделать следующие  выводы. На современном этапе ни одна страна не в состоянии достигнуть высокого уровня развития, опираясь только на свои собственные силы и свой научно-технический потенциал.

Внешнеэкономические связи включают в себя следующие  направления и формы:

– внешнюю торговлю;

– международное  производственное (аграрное и промышленное) сотрудничество;

– международное инвестиционное сотрудничество;

– международное научно-техническое сотрудничество;

– экономическое и техническое содействие;

– валютно-финансовое сотрудничество.

Экономические связи осуществляют субъекты внешнеэкономической  деятельности.

Важной  составной частью стратегического  курса на современном этапе социально-экономических реформ стран является коренная перестройка внешнеэкономической деятельности. На основе глубокого и всестороннего анализа внутренних проблем стран и тенденций в современном мире раскрывается принципиально новая роль внешнеэкономических связей на этапе рыночной экономики, необходимость проведения в жизнь более активной, целенаправленной внешнеэкономической политики. Такой подход основан на одной из наиболее существенных объективных общемировых тенденций современности – углублении международного разделения труда, росте хозяйственного общения между странами.

В настоящее  время для каждого государства  важным условием эффективного развития своих производительных сил является использование тех выгод, которые  заложены в международном разделении труда. В связи с этим назрела необходимость активного использования внешнеэкономического фактора, решения задач интенсификации общественного производства па основе научно-технических достижений. Коренным образом пересмотрены прежние положения о внешнеэкономических связях как второстепенной сфере.

Внешнеэкономическому  комплексу отводится активная, преобразующая  роль, он становится важной неотъемлемой частью экономики РФ. Внешнеэкономические связи рассматриваются как равноценный, наряду с другими, фактор экономического роста, экономии хозяйственных затрат, ускорения научно-технического прогресса, повышения уровня жизни населения, усиления роли и влияния России в мировой экономике и политике.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Мировая экономика и международные  экономические отношения: Учебник / под ред. А.С. Булатова, Н.Н.Ливенцева. – М.: Магистр: ИНФРА-М,  
    2012. – 654 с.
  2. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Е.Д. Халевинская. – М.: Магистр : ИНФРА-М, 2011. – 368 с.
  3. Гусаков Н.П. Международные валютно-кредитные отношения: Учебник / Н.П. Гусаков, И.Н. Белова, М.А. Стренина; под общ.ред. Н.П. Гусакова. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 312 с.
  4. Николаева И.П. Мировая экономика: Учебник. – М.: Проспект, 2010. - 240 с.
  5. Ситуационный анализ в экономике: Учебное пособие /  
    Н.М. Розанова. – М.: Экономика, 2011. - 590 с.
  6. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 304 с.

Информация о работе Внешнеэкономические связи