Внешнеторговая деятельность по законодательству РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 18:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы курсовой работы определяется тем, что совершенствование организации и управления внешнеторговыми операциями в российской экономике не возможно без законодательного регулирования этой области. Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база.
Перелом в регулирование внешнеторговой деятельности связан с принятием закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[1], в котором обусловлено интенсивное развитие внешнеторговых связей РФ, ее интеграция в мировую экономику и необходимость вследствие этого, формирования современного и адекватного механизма торговой политики на основе принципов и правил международной торговли, в первую очередь норм ВТО.

Содержание работы

Введение............................................................................................................... 3
Глава 1. Понятие и субъекты внешнеторговой деятельности
§ 1.1. Субъекты внешнеторговой деятельности.................................................. 5
§ 1.2. Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" как нормативная база внешнеторговой деятельности............................................. 11
Глава 2. Элементы внешнеторговой деятельности
§ 2.1. Понятия и виды валютных курсов........................................................... 17
§ 2.2. Валютные операции.................................................................................. 22
Заключение......................................................................................................... 30
Список использованной литературы................................................................. 33

Файлы: 1 файл

Внешнеторговая деятельность.docx

— 52.58 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 

«Дальневосточный государственный технический

  рыбохозяйственный университет»

 

(ФГБОУ  ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)

Институт экономики и управления

 

    

 

 

Курсовая работа

на тему: «Внешнеторговая деятельность

по законодательству РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 Студентка  группы ЭУс-412

Бурак О.С.

 

 

Проверила:

                                          Левман Л.Б

 

              

 

 

 

 

Владивосток

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение............................................................................................................... 3

Глава 1. Понятие и субъекты внешнеторговой деятельности

§ 1.1. Субъекты внешнеторговой деятельности.................................................. 5

§ 1.2. Закон  "О валютном регулировании и валютном контроле" как нормативная база внешнеторговой деятельности............................................. 11

Глава 2. Элементы внешнеторговой деятельности

§ 2.1. Понятия и виды валютных курсов........................................................... 17

§ 2.2. Валютные операции.................................................................................. 22

Заключение......................................................................................................... 30

Список использованной литературы................................................................. 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы курсовой работы определяется тем, что совершенствование организации и управления внешнеторговыми операциями в российской экономике не возможно без законодательного регулирования этой области. Внешнеторговая политика Российской Федерации находится в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база.

Перелом в регулирование внешнеторговой деятельности связан с принятием закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[1], в котором обусловлено интенсивное развитие внешнеторговых связей РФ, ее интеграция в мировую экономику и необходимость вследствие этого, формирования современного и адекватного механизма торговой политики на основе принципов и правил международной торговли, в первую очередь норм ВТО.

Целью курсовой работы является исследование законодательного обеспечения интересов Российской Федерации во внешнеторговой деятельности.

Методами исследования являются обработка, анализ  научных источников, а так же анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

В курсовой работе рассмотрено:

В первой части рассматриваются понятие и субъекты  внешнеторговой деятельности РФ. Особым образом рассмотрен Федеральный закон  РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"[2]

Во второй части рассмотрены элементы внешнеторговой деятельности с особым вниманием к валютной сфере.

Задачей курсовой работы является, изучение законодательного государственного регулирования внешнеторговой деятельности, рассмотреть субъекты внешнеторговой деятельности, выявить меры обеспечения интересов РФ

Предмет исследования является внешнеторговая политика и меры обеспечения интересов РФ.

Объектом исследования являются  внешнеторговое законодательство России.

При написании работы широко использовались действующие законы и положения, регулирующие внешнеторговую деятельность; множество периодических изданий, предоставляющих аналитические материалы и данные; а также информационные ресурсы сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и субъекты внешнеторговой деятельности

1.1.         Субъекты внешнеторговой деятельности

 

Традиционно под внешнеторговыми сделками понимаются сделки, содержанием которых являются экспортно-импортные операции по обмену товарами, услугами, продуктами творческой деятельности и т.п., в которых хотя бы одной из сторон является иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо[3].

Основные положения об участниках внешнеторговой деятельности содержатся в главе 3 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"[4]. (далее – ФЗ о внешнеторговой деятельности).

Согласно ст. 10 ФЗ о внешнеторговой деятельности любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Исходя из смысла этой статьи, субъекты внешнеторговой деятельности различаются по национальной принадлежности и делятся на российских и иностранных лиц.

Российским лицом в соответствии с пп. 23 ст. 2 ФЗ о внешнеторговой деятельности является  лицо - юридическое лицо, созданное в соответствии

с  законодательством  Российской  Федерации,  физическое лицо, имеющее постоянное   или   преимущественное  место  жительства  на  территории Российской  Федерации, являющееся гражданином Российской Федерации или имеющее  право  постоянного  проживания  в  Российской  Федерации либо зарегистрированное   в   качестве  индивидуального  предпринимателя  в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К иностранному лицу согласно пп. 11 ст. 2 ФЗ о внешнеторговой деятельности[5] относится  физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся   юридическим   лицом  по  праву  иностранного  государства организация, которые не являются российскими лицами.

При анализе норм ФЗ о внешнеторговой деятельности, возможно, сделать вывод, что к определению сторон внешнеторговых сделок не применяется терминология валютного законодательства, в котором предусмотрено деление участников соответствующих правоотношений на резидентов и нерезидентов.

При этом п. 6 ст. 1 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле[6] относит к резидентам Российской Федерации:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

Нерезидентами согласно пп.7 ст.1 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле[7] являются:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей части;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие, обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта;

ж) иные лица, не указанные в пункте 6 ст.1 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле.

Безусловно, перечень резидентов и нерезидентов Российской Федерации, предусмотренный в ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, гораздо шире, чем указанный в ФЗ о внешнеторговой деятельности.

В частности, в перечень лиц, являющихся резидентами Российской Федерации, включены напрямую в ст. 1 ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле[8] Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, в то время как согласно ст. 2 ФЗ о внешнеторговой деятельности[9]  указанные субъекты правоотношений относятся к российским лицам, а ст. 11 ФЗ о внешнеторговой деятельности определяет, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность, только в случаях, установленных федеральными законами.

Согласно ст. 50 Закона о внешнеторговой деятельности право осуществления внешнеэкономических интересов Российской Федерации в иностранных государствах предоставлено дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации, а также созданным на основании международных договоров Российской Федерации торговым представительствам Российской Федерации, решение об учреждении которых принимается Правительством Российской Федерации.

При совершении внешнеторговых сделок, заключенных российскими торговыми представительствами за рубежом, Российская Федерация несет по данным сделкам имущественную ответственность. Вместе с тем, ни торговые представительства, ни Российская Федерация в целом не отвечают по сделкам, заключенным внешнеторговыми (в том числе государственными) организациями как самостоятельными юридическими лицами, а эти организации, в свою очередь, не отвечают по обязательствам торгпредств или государства.

Таким образом, Российская Федерация, ее субъекты осуществляют внешнеторговую деятельность через специально создаваемые (зачастую в форме унитарного предприятия) структуры, которые, в свою очередь, действуют в интересах государства.

Среди субъектов внешнеторговой деятельности не названы также и филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц – резидентов Российской Федерации, как расположенные на территории Российской Федерации, так и находящиеся за ее пределами. В качестве участников внешнеторговой деятельности от имени иностранных юридических лиц и лиц, не являющихся юридическими по законодательству государства их регистрации, могут выступать также и филиалы, представительства, иные подразделения данных организаций, прошедших процедуру аккредитации в установленном законом порядке и в необходимых случаях, вставших на налоговый учет.

Представляется, что не включение указанных субъектов в перечень российских и иностранных лиц, несмотря на их признание в качестве нерезидентов в ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле[10], является серьезным упущением в регулировании внешнеторговой деятельности, так как филиалы и представительства не являются по общему правилу юридическими лицами, однако представляют интересы юридического лица вне пределов нахождения последнего, в том числе при осуществлении внешнеторговой деятельности.

В данном случае было бы целесообразно унифицировать нормы действующего законодательства Российской Федерации в сфере внешней торговли, и валютного регулирования и валютного контроля и сформулировать понятия, используемые в ФЗ о внешнеторговой деятельности[11], исходя из критериев, которым соответствуют резиденты и нерезиденты Российской Федерации согласно валютному законодательству. В частности, относительно российских и иностранных лиц могут быть предложены следующие понятия:

- иностранное лицо – физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются резидентами Российской Федерации;

- российское лицо – физическое лицо, юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые являются резидентами Российской Федерации;

- участники внешнеторговой деятельности - резиденты и нерезиденты Российской Федерации, занимающиеся внешнеторговой деятельностью.

 

1.2 Закон "О валютном регулировании  и валютном контроле" как нормативная  база внешнеторговой деятельности.

 

Вопросы валютного регулирования относятся к исключительному ведению Российской Федерации (п. «ж» ст.71 Конституции РФ)[12], субъекты Российской Федерации нормотворческих полномочий в этой сфере не имеют.

Информация о работе Внешнеторговая деятельность по законодательству РФ