Внешнеторговая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:39, доклад

Описание работы

Внешнеторговая деятельность представляет собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Это одна из наиболее сложных сфер экономики любой страны. Поэтому управление и регулирование этой деятельностью в России определяется её государственной внешнеэкономической политикой, которая во многом зависит от состояния платежного баланса страны. Важнейшими направлениями государственного регулирования внешнеэкономических связей являются валютное регулирование, экспортно-импортное регулирование, а также правовые формы осуществления внешнеэкономических операций.

Файлы: 1 файл

ekonomika.docx

— 18.34 Кб (Скачать файл)

Внешнеторговая деятельность представляет собой целый комплекс различных  направлений, форм, методов и средств  перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между  странами. Это одна из наиболее сложных  сфер экономики любой страны. Поэтому  управление и регулирование этой деятельностью в России определяется её государственной внешнеэкономической  политикой, которая во многом зависит  от состояния платежного баланса  страны. Важнейшими направлениями государственного регулирования внешнеэкономических  связей являются валютное регулирование, экспортно-импортное регулирование, а также правовые формы осуществления  внешнеэкономических операций.

Внешнеэкономическая политика - это  целенаправленные действия государства  и его органов по определению  режима регулирования внешнеэкономических связей оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими являются внешнеторговая политика (включающая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика.

Внешнеторговая политика - это регулирование  государством экспортных и импортных  операций.

Классическим инструментом внешнеторговой политики является тарифное регулирование, и прежде всего таможенные тарифы, которые по своему характеру (налоги) относятся к экономическим регуляторам. Таможенный тариф - это систематизированный  перечень таможенных пошлин, взимаемых  при пересечении товаром таможенной границы государства.

Однако большинство современных  мер регулирования внешней торговли относится к так называемым нетарифным инструментам, роль которых в плане  оказания влияния на структуру, объем  и географическое направление импорта  и экспорта значительно выше, чем  у таможенных тарифов. Нетарифное регулирование  включает широкий круг инструментов современной торговой и экономической  политики, которые можно разделить  на две группы.

К первой относятся внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение  импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование и контингентирование импорта, антидемпинговые и компенсационные  пошлины, так называемые добровольные ограничения экспорта, компенсационные  сборы, системы минимальных импортных  цен и т. д.

Вторая группа включает меры, непосредственно  не направленные на ограничение внешней  торговли и относящиеся больше к  административным формальностям, действие которых, тем не менее, ограничивает торговлю: таможенные формальности, технические  стандарты и нормы, санитарные и  ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке и т. п.

В условиях разбалансированности внутреннего  рынка и экономики в импортной  политике России, целесообразно руководствоваться  следующими принципами:

1) импорт - традиционный источник  таможенных доходов государства,  но он не должен определяться  сугубо фискальными соображениями.  Чрезмерное обложение импорта  (пошлины, НДС, акцизы) и усложненная  бюрократическая процедура могут  привести к его резкому сокращению  и вздорожанию, что подстегивает  инфляцию и усиливает диспропорции  на внутреннем рынке. Поэтому  в отношении импорта оправдан  дифференцированный подход в  зависимости от экономической  и социальной значимости того  или иного конкретного товара;

2) регулируя импорт, ограничивая  ввоз в страну продукции, которая  может нанести ущерб национальному  производству, необходимо учитывать  конкурентообразующее и антимонопольное значение импорта, не дающего дремать нерадивым отечественным производителям. Протекционизм должен быть умеренным, соотносящимся с реальным уровнем цен на внутреннем рынке и в производстве, с тем, чтобы не превратиться в систему поощрения монополистов и отсталых отечественных производителей.

Для формирования эффективной внешнеэкономической  политики необходимо чётко и ясно определить ее основные принципы. Так, центральное место во внешнеэкономической  политике уделяется экономико-правовому  регулированию поведения участников, с тем чтобы оно отвечало общегосударственным интересам.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД) в Российской Федерации являются:

1) единство внешнеторговой политики  как составной части внешней  политики России;

2) единство системы государственного  регулирования ВТД и контроля за её осуществлением;

3) единство политики экспортного  контроля, осуществляемой в целях  реализации государственных задач  обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных  интересов, а также выполнения  международных обязательств РФ  по недопущению вывоза оружия  массового уничтожения и иных  наиболее опасных видов оружия;

4) единство таможенной территории  РФ;

5) приоритет экономических мер  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности;

6) равенство участников ВТД и  их дискриминация;

7) защита государством прав и  законных интересов участников  ВТД;

8) исключение неоправданного вмешательства  государства и его органов  во ВТД, нанесения ущерба её  участникам и экономике РФ  в целом.

Исторически выделяется два противоположных  вида внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли. В «чистом виде» их можно условно выделять в докапиталистические эпохи, при небольшом внешнеторговом обороте и развитии внешнеэкономических связей. В современных условиях внешнеторговая политика государств представляет собой сочетание обеих противоположностей, оптимизируемое в зависимости от обстоятельств.

Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными. Политика протекционизма поощряет развитие отечественного производства, способного заменить импортные товары.

Однако протекционизм имеет  оборотную сторону. Благодаря ему поддерживается завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. Усиливается нелегальный ввоз товаров безтаможенного контроля. К тому же ответные меры стран — торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

Основные направления протекционизма:

  • Селективный протекционизм — защита внутреннего рынка от конкретного вида товара, или от конкретного государства;
  • Отраслевой протекционизм — защита отрасли производства;
  • Коллективный протекционизм — взаимозащита нескольких стран, объединенных в союз;
  • Скрытый протекционизм — нетаможенные методы протекционизма.
  • Свобода торговли — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и преодолевают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.
  • Как правило, правительства стремятся проводить гибкую внешнеторговую политику. Они избирательно используют методы протекционизма и сохраняют элементы свободной торговли, стремясь при этом обеспечить благоприятные условия в экономических связях с другими странами: с ними заключаются соглашения, содержащие пункты о взаимных обязательствах в области внешнеторговой политики.

 

 


Информация о работе Внешнеторговая деятельность