Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:39, курсовая работа
Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Целью курсовой работы является изучение внешних эффектов как факторов несовершенства рыночной экономики.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть внешние эффекты и их последствия для рыночной экономики;
Определить положительные внешние эффекты;
Показать отрицательные внешние эффекты в рыночной экономике.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
ГЛАВА 2. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ 9
2.1. Сущность положительных внешних эффектов. Примеры 9
2.2. Постановка вопроса о справедливом распределении ресурсов 11
ГЛАВА 3. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ 15
3.1. Сущность отрицательных внешних эффектов 15
ВОПРОСЫ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
Тульский филиал Финуниверситета
Курсовая работа
по дисциплине «Микроэкономика»
вариант 20
СОДЕРЖАНИЕ :
Рыночная экономика
– это сложный механизм координации
людей, разных видов деятельности и
производств посредством
Таким образом, рыночная экономика – это механизм, посредством которого покупатели и продавцы взаимодействуют для установления цен и количеств товаров и услуг.
Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни не удается соблюсти все условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества. Эти идеальные условия не соблюдаются, и механизмы рынка неизбежно начинают работать с ошибками. Тогда и возникает необходимость для правительства вмешаться в хозяйственную деятельность, и появляется смешанная экономическая система. Как правило, в условиях такой системы государство берет на себя решение нескольких задач. Одной из ключевых таких задач является смягчение проблемы внешних эффектов.
Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Целью курсовой работы является изучение внешних эффектов как факторов несовершенства рыночной экономики.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования – внешние эффекты в рыночной экономике.
Предмет исследования – отношения, возникающие в результате функционирования механизма рыночной экономики.
Методы исследования: теоретические (анализ); эмпирические методы (экспертные оценки, наблюдение); методы количественной обработки данных.
Для определения понятия
внешние эффекты в рыночной экономике
обратимся к учебной
Внешние эффекты – это полезность или затраты, не учтенные в цене продукции. Если не учтена полезность, имеет место положительный внешний эффект, если затраты – отрицательный внешний эффект1.
Участники рыночных сделок в своих действиях не принимают их в расчет, поэтому издержки общества при производстве товаров и услуг расходятся с индивидуальными. В случае отрицательного эффекта они превышают индивидуальные издержки на величину негативного воздействия.
Разницу между индивидуальными и социальными издержками составляют издержки загрязнения окружающей среды, которые производитель перекладывает на общество, поэтому, с общественной точки зрения, их предложение на рынке превышает общественную потребность и должно быть меньше равновесного. Только при этих условиях будет возрастать общественное благосостояние (рис.1).
Рис.1. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях отрицательного внешнего эффекта2
Рыночный механизм, помимо внешних отрицательных затрат, не позволяет учесть и внешний положительный эффект, когда социальные издержки ниже частных. Производство компьютеров, например, дает большой социальный эффект повышения технического уровня производства (рис.2).
Рис.2. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях положительного внешнего эффекта
Определяя рыночную потребность в компьютерах, производители не учитывают данного эффекта, поэтому их предложение меньше, чем общественный оптимум.
Корректировка несовершенства
рынка путем воздействия на стимулы,
побуждающие агентов рынка
Слабости рынка - это неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом. Слабости рынка проявляются при возникновении внешних эффектов или внешних затрат, а также в следующем:
Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества.
Назовем наиболее важные из них:
Если эти идеальные для безошибочной работы рыночных механизмов условия не соблюдаются, то и механизмы рынка неизбежно начинают работать с ошибками. Тогда страна сталкивается с экономическими проблемами, и возникает необходимость для правительства вмешаться в хозяйственную деятельность. Так появляется смешанная экономическая система.
Как правило, в условиях
смешанной экономической
Положительный внешний эффект возникает при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. При этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, причем бесплатно. Поэтому при положительном внешнем эффекте частная предельная выгода блага ниже его общественной предельной выгоды.
Виды положительных внешних эффектов многообразны. Например, сооружение бассейна в густонаселенном квартале благоприятно влияет на положение его жителей.
Деятельность пчеловода по разведению пчел благоприятно сказывается на опылении садов на соседних участках.
Занимающиеся туризмом люди укрепляют свое здоровье, а это позволяет экономить общественные средства на здравоохранение.
Наглядным примером положительного внешнего эффекта является получение высшего образования. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование и приносят выгоду обществу: повышается его образовательный уровень, создаются предпосылки для развития научно-технического прогресса, в производстве используется более квалифицированная сила, снижается уровень преступности, меняется политическая активность населения. Однако каждый из получающих образование навряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с процессом обучения, и те выгоды, которые могут быть получены в результате получения образования. Именно поэтому инвестиции в человеческий капитал, как правило, ниже оптимальных для общества (рис.3).
На графике рыночное равновесие Е устанавливается в точке пересечения кривых предельных частных выгод и предельных общественных издержек: MPb = MSC.
Между тем предельные общественные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому для общества эффективное равновесие достигалось бы в точке пересечения кривых предельных общественных выгод и издержек, т.е. в точкеЕ2. Эффективность увеличивается на площадь треугольника АЕ\Е2. Таким образом, при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем объеме по сравнению с эффективным объемом, т.е. имеет место недопроизводство товаров.
Рис. 3. Положительный внешний эффект4
Улучшение освещения улиц вечером за счет реклам и витрин магазинов - пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. А значит, также не может быть учтен рынком при регулировании распределения ограниченных ресурсов (в данном случае - ресурсов, используемых для производства товаров, которые продаются в магазинах с хорошо освещаемыми витринами и световой рекламой).
Иными словами, внешние эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности для общества в целом могут иметь большое значение, но рынком не учитываются и потому не могут влиять на то, как он распределяет ограниченные ресурсы. Если рыночные решения принимаются без учета всех издержек и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказываются далекими от совершенства. Более того, недоучет внешних эффектов означает игнорирование потерь или выгод некоторых групп граждан или фирм, а это может породить общественные конфликты5.
Развитие с начала XX в. неоклассического экономического направления обеспечило последующее обогащение и расширение круга анализируемых проблем. Особая роль здесь принадлежит английскому экономисту А. Пигу, известному не только детальной разработкой теории внешних эффектов, но и актуализацией вопроса о справедливом распределении ресурсов между разными поколениями людей.
По мнению А. Пигу, выбор людей в рыночной экономике базируется на иррациональной системе преимуществ, ориентированной на немедленный успех, немедленные результаты в ущерб удовлетворению потребностей будущих поколений (в случае использования ресурсов природы, что приводит к их избыточной эксплуатации и истощению). Для преодоления избыточной эксплуатации и истощения земли он предложил специальное налогообложение, а также другие методы защиты государством природных ресурсов, которые истощаются, в частности законодательные мероприятия по стимулированию инвестиций в природохозяйственные отрасли с длительным циклом воспроизводства.
Проблема несправедливого распределения сверхдоходов, в том числе от экологической ренты, является центральной в исследовании академика РАЕН Ю.В. Яковца6. По его мнению, существуют три основных вида сверхдохода: природная рента, экологическая антирента и квазирента во многих ее модификациях и формах.
Наибольшее внимание в своих исследованиях Ю.В. Яковец посвятил проблеме квазиренты как наиболее распространенного источника могущества транснациональных корпораций (ТНК) и предприятий. Квазирента, по его словам, переплетается с природной рентой, когда речь идет о дифференциальной ренте второго рода, однако в других случаях по своему происхождению она не связана с природными ресурсами и окружающей природной средой.
Информация о работе Внешние эффекты, как фактор несовершенства рыночной экономики