Внешние эффекты как предмет экономического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Задачи написания работы заключаются в следующем:
- определить причины возникновения экстерналий и, исходя из этого, определить теоретические основы их регулирования;
- изучить методы регулирования экологических экстерналий, которая может быть эффективно использована в России в настоящее время и в дальнейшем по мере развития рыночных отношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Внешние эффекты как предмет экономического анализа………….5
1.1. Классификация внешних эффектов……………………………6
1.2. Причины возникновения эстерналий………………………....8
1.3. Плата за внешний эффект……………………………………..11
1.4. Интернализация внешних эффектов………………………….15
1.5. Внешние эффекты и производство общественных благ…….16
2. Методы регулирования внешних эффектов………………………...19
2.1 Регулирование внешних эффектов в России……………………22
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………28

Файлы: 1 файл

123.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

В условиях рынка государственное  регулирование экономики (ГРЭ) представляет целенаправленный процесс воздействия  на объекты посредством микро- и  макроэкономических регуляторов в  целях достижения равновесного роста  общей экономической системы. Оно  направлено на достижение двух целей: генеральных и конкретных. К генеральным целям относятся: экономическая и социальная стабильность, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономическая безопасность, адаптация рыночного механизма к различным ситуациям и т. д. Конкретные цели зависят от разновидностей объектов государственного регулирования. 
 
Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также процессы, ситуации, явления, в которых возникли проблемы, требующие вмешательства государства. К ним относятся: экономический цикл, региональная и отраслевая структура хозяйства, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, условия конкуренции, социальные отношения, окружающая среда, внешние экономические связи.

Субъектами регулирования выступают центральные (федеральные), региональные и муниципальные органы управления.

Органы власти, осуществляя  регулирование социально-экономических  процессов, используют систему методов  и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических  задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Методы регулирования подразделяются на прямые и косвенные. К прямым методам относятся правовые, административные и некоторые экономические средства. 
Правовое регулирование состоит в установлении правил «экономической среды» для производителей и потребителей. Примером законодательной формы регулирования является «Закон о защите прав потребителей». 
 
Административные средства базируются на властно-распорядительных отношениях и включают меры защиты, разрешения и принуждения. Например, власти прекращают выдачу лицензий на новое промышленное строительство, защищая окружающую среду.

 
Косвенные методы включают в себя в основном экономические средства, связанные со стимулированием, а также некоторые неэкономические, например средства убеждения. В ряде случаев правительство обращается с призывами к населению проявить сдержанность в расходах, покупать больше отечественных товаров, покупать облигации государственного займа и др. Очень часто эти призывы сопровождаются стимулирующими мерами.

 
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на инструменты  фискальной, денежно-кредитной, социальной и внешней экономической политики.

Государство осуществляет регулирование как отрицательных, так и положительных внешних эффектов.

Следствием отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага. В этой связи задача регулирования отрицательных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем предложения блага в сторону оптимального.

Для решения этой задачи используются различные методы.

Стандарты по вредным  выбросам — это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Практика установления стандартов принята почти во всех странах. Однако она имеет свои очевидные недостатки.

Стандарты разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах, а также существуют различия предельных частных издержек отдельных предприятий. Поэтому затраты, связанные с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных предприятий и общества в целом.

Другим методом корректировки  отрицательного внешнего эффекта являются налоги как платежи за наносимый ущерб.Они взимаются с предприятий за каждую единицу выбросов, загрязняющих окружающую среду, и повышают предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

В отличие от стандартов плата за выбросы обладает большей гибкостью. Она не требует сбора труднодоступной информации о предельных издержках снижения выбросов, способствует сокращению общего объема вредных выбросов. Кроме того, предприятия могут извлекать выгоду в виде разницы между затратами на сокращение выбросов и налогом. Следовательно, налоги выступают мощным стимулом для сокращения предприятиями уровня выбросов за счет совершенствования технологии и способствуют росту государственных доходов.

Действие положительного внешнего эффекта выражается в более низком объеме производства и потребления блага по сравнению с эффективным. В этой связи задача регулирования положительных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем потребления блага в сторону оптимального. Так как положительный внешний эффект обычно проявляется в процессе потребления блага, то суть регулирования данного эффекта сводится к оказанию понижающего воздействия на цену блага. Это увеличит спрос на благо, а следовательно, и производство (предложение).

Наиболее распространенным методом регулирования положительных внешних эффектов являются субсидии, представляющие собой платежи потребителям или производителям экономических благ. Субсидии могут быть направлены на стимулирование спроса, когда их получателями являются потребители блага, вызывающего положительный внешний эффект. Формы таких субсидий могут быть различны: талоны на продукты питания; денежные выплаты бедным слоям населения; предоставление стипендий на образование; бесплатные вакцинация и медицинский осмотр.

Субсидии могут быть направлены и на стимулирование предложения. В этом случае непосредственными получателями субсидий являются производители, а их воздействие выражается в сокращении предельных частных издержек производства экономических благ. Примером такого рода регулирования служит субсидирование сельскохозяйственного производства, жилищного строительства.

Государственное регулирование внешних эффектов в России

Поскольку внешние  эффекты существуют в экономике  длительное время, к решению их проблем  неизбежно привлекается государство. Выделяют следующие формы государственного регулирования.

Административно-командные методы, которые сводятся к прямым запретам или требованиям выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных и токсичных веществ и облекают их в форму административных приказов.

Однако административно-командные методы регулирования внешних эффектов не приводят к оптимальному размещению ресурсов.

Корректирующие налоги. Корректирующий налог (налог Пигу) – налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к сокращению производства.

Налог Пигу устанавливается  в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:

Т = МЕС,

где Т – размер корректирующего налога; МЕС –  предельные внешние издержки.

Тогда МРВ + Т =MSC и кривая предельных индивидуальных издержек с учетом налога Пигу совпадает  с кривой предельных общественных издержек, что ведет к уменьшению выпуска продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня .

Корректирующие  субсидии. Корректирующие субсидии – это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такие субсидии предназначены для интернализации внешнего эффекта посредством оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его производства до эффективного уровня.

Корректирующая  субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней полезности на каждую единицу выпускаемой продукции  с положительным внешним эффектом:

Ср = МЕВ,

где Ср – размер корректирующей субсидии; МЕВ – предельная внешняя полезность.

Тогда МРВ + G = MSB, и кривая предельной индивидуальной полезности с учетом такой субсидии будут совпадать с кривой предельной общественной полезности, что приведет к увеличению выпуска продукции с позитивными внешними эффектами до эффективного с позиции размещения ресурсов уровня: Q=Qр(рис. 2).

Если корректирующий налог увеличивает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к повышению  цены, то корректирующая ссуда, увеличивая предельную индивидуальную полезность до уровня предельной общественной полезности, приводит к понижению цены.

Корректирующие  налоги и субсидии могут быть использованы для достижения эффективности производства. И чтобы ввести эти налоги, требуется  установить внешний эффект и определить предельные издержки третьих лиц, связанные с данным эффектом.

Создание рынков прав на загрязнение. Проблема создания прав собственности – одна из важнейших сфер функционирования государства. Установление прав собственности особенно актуально там, где они ранее отсутствовали. Это даст возможность создать новые рынки и подключить под контролем государства рыночный механизм к реализации вопросов внешних эффектов.

Отрицательные внешние эффекты зарождаются  вследствие конкуренции между различными вариантами использования ресурсов в случае, если права собственности на каждый из этих вариантов еще не закреплены. При отрицательном внешнем эффекте дискуссионный вопрос состоит в следующем: имеют ли право продавцы и покупатели перекладывать издержки на третьих лиц? Имеют ли право производители сбрасывать отходы в реки без уплаты за приобретение такого права?

Поскольку право  собственности на реку не установлено, фирмы могут сбрасывать в нее  отходы бесплатно. Граждане, которым  наносится ущерб в результате сброса отходов, претендуют на использование реки в альтернативных целях. Для интернализации внешнего эффекта нужно установить права собственности на ресурсы. Будучи установленными, эти права могут быть проданы. Правительство, принимая закон о гарантиях граждан на незагрязненную реку, тем самым запрещает сброс отходов.

При положительном  внешнем эффекте права собственности  тех, кто приносит выгоду третьим  лицам, не установлены. Экономические  субъекты, доставляющие полезность третьим  лицам, не имеют возможности получить за это плату, что приводит к недопроизводству товаров и услуг. При интернализации (трансформации внешних эффектов во внутренние) положительного внешнего эффекта принимаются меры для того, чтобы третьи лица платили тем, кто приносит им полезность.

Государство, устанавливая определенный допустимый объем загрязнения, тем самым определяет фиксированный объем предложения прав на загрязнения. Рыночная цена определяется с учетом спроса на загрязнения. Экономические субъекты, для которых эта цена будет выше издержек на снижение либо ликвидацию вредных выбросов, очевидно, не купят такую лицензию, а будут осуществлять сравнительно дешевые меры.

Эффект предоставления рыночных лицензий на сброс отходов  показан на рис. 3 (выброс отходов в тоннах), на котором видно, что равновесие наступит тогда, когда предельные издержки, нацеленные на борьбу с загрязнением, сравняются для всех потенциальных источников загрязнения. Равновесная цена лицензии определится точкой пересечения кривых спроса и предложения (в нашем примере эта цена составляет 50 р.). Если количество предоставленных лицензий будет соответствовать величине, определяемой точкой пересечения кривых спроса и предельных общественных издержек загрязнения, то будет достигнут оптимальный уровень загрязнения окружающей среды.

 

 

Заключение

Внешние эффекты в  экономике могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Если при положительном воздействии  ни одна из сторон не доставляет вреда  друг другу и у одного нет претензий  к другому, то внешние затраты  являются большой проблемой. Если судить по теореме Коуза, то есть достаточно неплохой выход из ситуации, закреплять за каждой стороной прав собственности на объекты, их порождающие, которые используются обеими сторонами. При этом рыночный механизм может привести обе стороны к эффективному соглашению. Но теорема Коуза примечательна в основном лишь теоретически: права на те или иные объекты могуть быть очень дорогие или же недопустимыми, как например предприятие не может выкупить права у потребителей на загрязнение воздуха.

Более приемлемым решением проблемы может быть корректирующий налог, т.е. у предприятия на выпуск товара будет взимать налог, который будет направлен на устранение, например, экологического загрязнения, появившегося из-за деятельности этого предприятия. Но Введение потоварного налога приводит к желаемому результату лишь в предположении, что существует единственно возможная технология производства продукта, так что объем выпуска и размер внешнего эффекта однозначно связаны друг с другом. Если же при одном и том же объеме выпуска величина внешнего эффекта может варьировать (скажем, фирма может строить или не строить очистные сооружения), то налог на продукт не побуждает фирму выбирать технологию, эффективную с общественной точки зрения. Эту задачу могут решить налоги (штрафы), величина которых непосредственно связана с величиной внешнего эффекта. Применение штрафа в размере предельные внешние затраты на единицу внешнего эффекта приведет к тому, что предельные затраты для фирмы будут равны. Так же необходимо определить предельные общественные затраты, что представляет собой непростую задачу. Введение штрафов за производство внешних эффектов сопряжено также с дополнительными техническими трудностями: внешние эффекты требуется измерять специально, что может потребовать значительных затрат. Одна и та же фирма может производить одновременно несколько различных внешних эффектов, каждый из них необходимо измерить, и для каждого требуется определить размер штрафа на уровне предельных внешних затрат. Штраф должен играть роль цены ресурса, но в отличие от последней его величина не формируется рынком, а должна быть определена расчетным путем.

Информация о работе Внешние эффекты как предмет экономического анализа