Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 09:45, курсовая работа
Актуальность исследования определяется важностью места и роли Аргентины в контексте изменившейся политической ситуации и левого дрейфа на континенте. В начале ХХI в. в ряде латиноамериканских государств к власти пришли правительства, пытающиеся проводить автономный по отношению к США курс. В этом плане Аргентина уникальна тем, что за короткий исторический период ее внешняя политика совершила поворот от «автоматического следования» в фарватере Вашингтона в 90-е гг. прошлого века к отказу от ориентации на Белый дом и демонстративному сближению со странами, выступающими за альтернативный путь развития. Целью данной курсовой работы является анализ современных тенденций развития внешней политики Аргентины.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях перестройки мировой политической системы произошел кардинальный пересмотр приоритетов внешней политики Аргентины. В то же время детальный анализ ее традиционных внешнеполитических доктрин и их реализации в конце ХХ – начале XXI в. выявил последовательность и преемственность в осуществлении международной политики. Этот факт позволяет говорить не столько о смене курса, сколько о выборе иных средств и инструментов для достижения целей, остававшихся неизменными на протяжении всей аргентинской политической истории.
Актуальность исследования определяется важностью места и роли Аргентины в контексте изменившейся политической ситуации и левого дрейфа на континенте. В начале ХХI в. в ряде латиноамериканских государств к власти пришли правительства, пытающиеся проводить автономный по отношению к США курс. В этом плане Аргентина уникальна тем, что за короткий исторический период ее внешняя политика совершила поворот от «автоматического следования» в фарватере Вашингтона в 90-е гг. прошлого века к отказу от ориентации на Белый дом и демонстративному сближению со странами, выступающими за альтернативный путь развития.
Целью данной курсовой работы является анализ современных тенденций развития внешней политики Аргентины.
Предметом исследования является внешняя политика Аргентины и факторы, влиявшие на ее формирование. Выбор темы обусловлен существенными изменениями в поведении этого государства на международной арене, вызванными не только необходимостью адаптации к реалиям глобализации и регионализации, но и воздействием комплекса экономических, внутриполитических и социокультурных предпосылок.
Объект исследования – Аргентина как субъект международной политической и экономической системы.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2001 г. до настоящего времени, что обусловлено резким изменением внешнеполитического курса страны после краха либеральной модели экономики.
В ходе проведения исследования были использованы следующие научные методы: аналитический метод, сравнительный метод, табличный метод.
Следует отметить, что
внешнеполитическая деятельность Аргентины
в последнее десятилетие
Ключевым источником, использованным для написания курсовой работы, выступила диссертация А. Щербаковой «Внешняя политика Аргентины в постбиполярный период», отражающая эволюцию внешнеполитического курса страны в 1989-2007 гг. В данной работе сжато и точно определены основные элементы внешней политики страны в период краха либеральной модели и президентства Н. Киршнера (2003-2007 гг.). Однако в работе не отражены новейшие тенденции изменения внешней политики страны после избрания президентом К. Киршнер в 2007 г. Значимым источником информации об отдельных аспектах внешней политики страны выступили публикации Министерства иностранных дел России, характеризующие условия ведения бизнеса, развитие экономики и политическую ситуацию. Преимуществом данного источника является объективность рассмотрения. Для характеристики региональной политики Аргентины в рамках интеграционных объединений были использованы работы Л. Грука, В. Подгускова и других авторов, изучающих динамику развития Латинской Америки.
В 90-е гг. правительство Аргентины проводило курс по оздоровлению экономики. Это типичная модель становления экспортно-ориентированной экономики, ведущая роль в которой от государства переходит к частному сектору. Важнейшими элементами оздоровления являются приватизация предприятий госсектора жесткий бюджетный контроль, либерализация внешнеэкономической деятельности через открытие внутреннего рынка для конкуренции иностранных компаний, новый режим налоговой политики. Переход к рыночным механизмам позволил оживить промышленное производство. Устойчивое развитие наблюдается в экспортных отраслях (химическая промышленность, металлургия - производство чугуна и стали, пищевая промышленность). Их удельный вес в структуре аргентинской обрабатывающей промышленности в настоящее время составляет 1/3 совокупного промышленного производства. Раньше чем в других латиноамериканских странах здесь были созданы отрасли, связанные с современными технологиями [11, c. 14]. Экономика Аргентины достаточно развита. Аргентина является индустриально-аграрной страной одним из наиболее быстро развивающихся в экономическом отношении государств Латинской Америки. Динамика ВВП Аргентины в 2001-2011 гг. представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Экономический рост Аргентины в 2001-2011 гг.
Год |
ВВП, млрд дол. |
Рост ВВП в сопоставимых ценах, % |
Доля в мировом ВВП по ППС, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
2001 |
269,1 |
-4,4 |
0,748 |
2002 |
102,7 |
-10,9 |
0,648 |
2003 |
129,6 |
9,0 |
0,682 |
2004 |
153,0 |
8,9 |
0,708 |
2005 |
183,0 |
9,2 |
0,738 |
Окончание таблицы 1.1
1 |
2 |
3 |
4 |
2006 |
214,0 |
8,5 |
0,761 |
2007 |
262,1 |
8,7 |
0,786 |
2008 |
328,1 |
6,8 |
0,818 |
2009 |
310,4 |
0,9 |
0,832 |
2010 |
370,0 |
9,2 |
0,864 |
2011 |
447,6 |
8,9 |
0,908 |
Итак, как свидетельствуют данные, в 2001-2002 гг. экономика Аргентины пережила значительный экономический спад, обусловленный неэффективными экономическими реформами. По итогам 2011 г. ВВП страны составил 447,6 млрд дол., или 0,908 % мирового ВВП. Динамика доли Аргентины в мировом ВВП свидетельствует об ее ускоренном росте по сравнению с другими странами.
По индексу человеческого развития Аргентина занимает 36 место в мире. ВВП на душу населения составляет 5461 долл. Аргентина располагает разнообразной материально сырьевой базой. До недавнего времени потребности Аргентины в энергоносителях (прежде всего сырой нефти) в целом удовлетворялись за счет собственной добычи. Однако в условиях экономического роста наметилась тенденция нехватки своих энергоносителей, что ведет к расширению их импорта (в первую очередь газа).
В своей экономической политике администрация зачастую прибегает к нерыночным методам экономического регулирования: дифференцированное налогообложение, субсидирование некоторых секторов и отраслей экономики, а также введение количественных квот на экспорт мяса. Широко распространена практика заключения правительством соглашений с производителями, оптовыми и розничными торговыми сетями о сдерживании цен на различные товары и услуги (как правило, те, которые потребляет средний класс). В этих условиях заметно падает инвестиционный престиж страны [11, c. 15].
Приток прямых иностранных инвестиций в экономику Аргентины в 2011 г. сократился по сравнению с 2010 г. на 29,5% и составил 3,3 млрд.долл. Экономический рост способствовал снижению уровня безработицы до 10,2%. Хотя продолжает оставаться высоким (42%) уровень работающих по «черному» найму. Несмотря на успехи аргентинской экономики, последствия экономического кризиса все еще оказывают на нее существенное влияние [15].
Динамика роста внешней торговли Аргентины в 2001-2010 гг. приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Темпы роста внешней торговли Аргентины, %
Год |
Экспорт товаров и услуг, в % к предыдущему году |
Импорт товаров и услуг, в % к предыдущему году |
2001 |
4,3 |
-16,6 |
2002 |
0,8 |
-54,6 |
2003 |
5,1 |
52,3 |
2004 |
6,7 |
51,3 |
2005 |
14,8 |
22,9 |
2006 |
6,1 |
16,5 |
2007 |
7,7 |
22,4 |
2008 |
1,3 |
16,4 |
2009 |
-9,4 |
-23,6 |
2010 |
15,9 |
37,6 |
2011 |
5,9 |
19,2 |
Экономические реалии Аргентины в определенной степени подтверждают постулаты теории зависимого развития. Сторонники теории зависимого развития с полным основанием могут утверждать, что страна стала жертвой экономических интересов промышленно развитых стран, чьим требованиям она оказалась не в состоянии противостоять. Особенно велика зависимость Аргентины от британских и американских транснациональных корпораций. Развитие экономики Аргентины подтверждает правильность ряда положений теории неоклассической контрреволюции, в частности, об ошибочном введении различных ограничений экономической деятельности, неэффективном государственном предпринимательстве, предубеждении против экспорториентированного производства и пагубных последствиях бюрократического засилья.
Наиболее остро недостатки модели замещения импорта начинают проявляться в середине 70-х гг. Проблемы возникали в связи с чрезмерной защитой внутреннего рынка от воздействия мировой экономики, с отсутствием необходимой конкуренции в промышленном секторе, с несбалансированностью таможенных тарифов. В конечном итоге, ухудшение экономического положения страны сказалось в политической и социальной областях. Предпринимаемые меры промышленной политики всегда подчинялись потребностям макроэкономического управления, хотя достаточно трудно вменить какой-либо конкретной макроэкономической политике ответственность в проведении процесса реструктуризации. В конце концов, уступая оказываемому давлению в связи с эволюцией концепции в этой области, в середине 80-х годов Аргентина начинает реализацию умеренной программы либерализации внешней торговли [5, c. 7].
Рассмотрение трех десятилетий, предшествующих периоду 2000-х гг., отражает тот факт, что экономическое развитие Аргентины характеризуется отсутствием стабильности и резкими сменами стратегий развития. Имея в виду эту ситуацию нестабильности, достаточно трудно объяснить причины и факторы, которые стимулировали экономический рост в эти десятилетия. Совершенно очевидно, что к ним нельзя отнести ни экспорт, ни инвестиции. Фактически невозможно определить единую или господствующую стратегию развития, которая продержалась бы более трех или четырех лет. Единственной четко выраженной стратегией, используемой в Аргентине и служившей в качестве базы модели замещения импорта, была та, которая благоприятствовала генерации доходов промышленного сектора посредством использования высоких протекционистских барьеров, которые делали эту отрасль высоко рентабельной [5, c. 8].
Как отмечают многие экономисты, 80-е годы стали для экономики Аргентины «потерянным» десятилетием. В 1989 г. президент Аргентины К.Менем начинает новый этап в экономическом развитии страны. Полный провал экономической политики предыдущего правительства, кульминацией которой можно считать виток гиперинфляции в 1988 г., а затем и в 1989 г., способствовал ослаблению сопротивления аргентинского общества проведению болезненной структурной реформы. Новое правительство объявило о начале целой серии радикальных реформ, направленных на развитие системы свободного рынка в стране. Экономическая политика в эти годы была нацелена на достижение макроэкономической стабилизации и создание предпосылок для экономического роста.
Оценивая весь период вплоть до 2012-года, характеризуемого турбулентностью, можно отметить, что внешнее воздействие в течение 2000-х годов существенно улучшили условия доступа к рынкам капитала и кредита. На протяжении всего десятилетия 2000-х годов внешние условия проявлялись в различных формах и оказывали заметное воздействие на аргентинскую экономику. С еще большей интенсивностью на экономике Аргентины отразились финансовые последствия мексиканской девальвации. Одновременно, можно отметить и положительное воздействие на внешнюю торговлю страны некоторых факторов, связанных с расширением бразильской экономики в этот период и положительным изменением условий внешнеторгового обмена.
Режим конвертируемости выступал в качестве значительного прозрачного ориентира для текущих трансакций и для системы финансовых контрактов. Хотя колебания внутренних цен в первые годы осуществления программы достигали значительных величин, установление обменного курса было центральным элементом в борьбе с инфляцией [12, c. 6].
В период правления президента Менема было положено начало осуществлению неолиберального эксперимента, смысл которого состоял в попытке смещения или изменения границ между частным предприятием и государством. В ходе этого эксперимента преследовались не только и не столько экономические цели. По замыслу исполнителей, начатая реформа должна была решить также многие задачи социального и политического порядка. Центральным моментом этого эксперимента было проведение энергичной программы приватизации, под которой в самом простом случае понимался процесс передачи государственной собственности в частное владение.
Одной из наиболее ярких характеристик этого процесса является быстрота, с которой он осуществлялся. Аргументы, которые использовались К.Менемом для реализации процесса приватизации, можно свести к следующим:
Государственные предприятия, как правило, приносят убытки, они не эффективны и являются основой коррупции.
Приватизация государственных предприятий приведет к дерегулированию рынков, с последующим развитием конкуренции, повышением эффективности производства и снижением тарифов.
Режим лицензирования привлечет иностранных инвесторов с последующим созданием новых рабочих мест и улучшением в области заработной платы работников, перешедших в частных сектор.
Приватизации представляют собой общемировую тенденцию и Аргентина должна стать частью этого процесса.
То, что произошло в Аргентине в последние годы, полностью отвергает эти аргументы. Занятость не увеличилась, тарифы не понизились, продолжалась коррупция и, в добавление к этому, внешняя задолженность увеличилась в несколько раз, вместо того чтобы сократиться [12, c. 7].