Внешняя политика рб

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 16:03, реферат

Описание работы

Современный этап мирового развития представляет собой противоречивое сочетание, с одной стороны, высоких достижений в различных сферах жизни, с другой - деформации фундаментальных ценностей цивилизации. В условиях новых попыток геополитического передела мира, ожесточенной борьбы за энергетические и природные ресурсы Беларусь столкнулась с качественно новыми вызовами современности.

Файлы: 1 файл

Внешняя политика.docx

— 36.35 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап мирового развития представляет собой противоречивое сочетание, с одной стороны, высоких достижений в различных сферах жизни, с другой - деформации фундаментальных ценностей цивилизации. В условиях новых попыток геополитического передела мира, ожесточенной борьбы за энергетические и природные ресурсы Беларусь столкнулась с качественно новыми вызовами современности.

Наша внешняя политика носит исключительно миролюбивый характер. Сегодня Республика Беларусь на международной арене - полноправный и активный член мирового сообщества. Более того, она - одно из немногих государств, проводящих действительно независимую внешнюю политику. Внешнеполитический курс страны определяется не в других, пусть и могущественных, столицах, а формируется самостоятельно, с учетом конкретных прагматичных национальных интересов.

Принципы, которым наша страна следует на международной арене, ясны и понятны: реализм и последовательность в политике.

Республика Беларусь не ввязалась ни в один международный конфликт, не позволила втянуть себя ни в одну политическую авантюру.

Наше государство - сторонник безопасности. Республика первой в истории современного мира добровольно отказалась от ядерного оружия, одной из первых выполнила условия Договора о сокращении обычных вооружений.

Беларусь делает все для того, чтобы отношения с ведущими мировыми державами, военно-политической организацией НАТО, международными организациями строились на основе партнерства и сотрудничества. Партнерства равноправного, а не по принципу хозяина и слуги.

Внешняя политика нашего государства многовекторная. Интересы страны естественным образом охватывают как западный, так и восточный векторы в связи с тем, что республика расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток. Это принесло свои результаты. И отказываться от нее Беларусь не намерена.

1 Внешняя политика Республики Беларусь

После провозглашения независимости Республика Беларусь вышла на международную арену не только в качестве нового суверенного государства, возникшего в результате распада СССР, но и как европейская страна, имеющая глубокие исторические традиции государственности. 

Возникшие на территории нынешней Беларуси Полоцкое, Туровcкое, Пинское и другие княжества (IХ-ХIV вв.), образованное ими Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское (середина ХIII-ХVIII вв.) были активными субъектами международных отношений. Белорусская Советская Социалистическая Республика (1919-1991 гг.) вошла в число государств-учредителей Организации Объединенных Наций, полноправным членом которой БССР являлась на протяжении всего периода своего существования.

Принятие Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Беларуси, придание ей 25 августа 1991 г. статуса конституционного закона ознаменовало начало качественно нового этапа в развитии страны. Реализовав свое естественное право на самоопределение, Республика Беларусь, получившая это официальное название в соответствии с решением Верховного Совета БССР от 19 сентября 1991 г., приступила к проведению самостоятельной внешней политики. 

Формировать свой международный курс Беларуси пришлось в непростых условиях. Мир вступил в стадию кардинальных геополитических, экономических, общественных и иных трансформаций, характеризующихся высокой интенсивностью и динамичностью. Становление новых центров силы сопровождается обострением соперничества государств и конкуренцией моделей будущего развития.  

Несмотря на объективные сложности, Республика Беларусь после обретения независимости сумела выстроить отношения с внешним миром, не поступившись своими национальными интересами. Это позволило нашей стране уверенно и эффективно продвигать и отстаивать свои внешнеполитические цели и приоритеты.

Беларусь сегодня – это суверенное европейское государство, которое проводит самостоятельную, миролюбивую внешнюю политику, активно развивает сотрудничество с зарубежными партнерами в разных частях земного шара, вносит существенный вклад в укрепление международной безопасности и стабильности. 

На сегодняшний день наша страна поддерживает дипломатические отношения со 173 государствами, в 51 из которых открыто 48 посольств, 2 посольства/постоянных представительства при международных организациях, 2 постоянных представительства при международных организациях, 9 генеральных консульств и 1 консульство. За границей функционирует также 13 отделений посольств Республики Беларусь. 

Иностранные государства представлены в нашей стране 43 посольствами, 3 отделениями посольств, 1 торгпредством, 28 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации – 17 представительствами. По совместительству у нас аккредитовано 85 иностранных диппредставительств. 

 

 

2 Принципы, цели и задачи Республики Беларусь на международной арене

Внешняя политика Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

  • соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;
  • соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета;
  • повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации;
  • развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;
  • добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях;
  • приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений;
  • отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь.

Стратегическими целями внешней политики Республики Беларусь являются:

  • защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;
  • защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов.

Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:

  • содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права;
  • равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;
  • создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;
  • формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами;
  • обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей;
  • содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов этнических белорусов, выходцев из Республики Беларусь и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами ее территории;
  • содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;
  • расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах;
  • привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь;
  • участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека.

Таким образом, международная активность Беларуси призвана, в первую очередь, обеспечивать безопасность государства и защиту национальных интересов от любых внешних вызовов и угроз, содействовать формированию благоприятных условий для стабильного экономического развития страны и повышения благосостояния граждан.

Важным условием является равноправная интеграция Беларуси в мировое политическое, экономическое, культурное пространство. Принципиальное значение для нашего государства имеет обеспечение защиты прав и свобод его граждан за границей, сохранение белорусского этноса за пределами страны.

Географическое положение Республики Беларусь, на территории которой сходятся важнейшие транспортные пути между Европой и Азией, и непростая история страны, испытавшей на себе разрушительные последствия многочисленных европейских войн и конфликтов, обусловили курс на многовекторность внешней политики как ее фундаментальный принцип, предполагающий развитие сбалансированных конструктивных отношений с партнерами в различных регионах мира. При выстраивании диалога и взаимовыгодного сотрудничества с ними Беларусь руководствуется принципами прагматизма и последовательности, взаимного уважения, равноправия, невмешательства во внутренние дела, отказа от давления и принуждения.

 

 

 

3 Приоритетные направления внешней политики Республики Беларусь

Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми зарубежными партнерами без исключения, Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных векторов. 

Среди таких приоритетных направлений – государства-соседи, прежде всего, Российская Федерация, сотрудничество с которой строится на союзной основе, а также государства-участники Содружества Независимых Государств. Последовательно отстаивая идеи интеграции, Беларусь занимает активную позицию в объединительных образованиях на постсоветском пространстве – Таможенном союза/ЕЭП, СНГ и ОДКБ.

Евросоюз – объективно важный для Беларуси партнер в торгово-экономической сфере и источник инвестиционных ресурсов.

На качественно новый уровень выходит сотрудничество со странами со странами мирового Юга.

Беларусь последовательно выступает за нормализацию отношений с Соединенными Штатами Америки.

Важным направлением внешнеполитической активности Беларуси является многосторонняя дипломатия, сотрудничество в рамках международных организаций.

Развитие взаимодействия с Российской Федерацией 

Республика Беларусь заинтересована в максимальной реализации потенциала стратегического партнерства в отношениях с Российской Федерацией как на двустороннем уровне, так и в рамках Союзного государства и интеграционных структур на постсоветском пространстве. Обширная двусторонняя повестка дня обусловлена географическими, геополитическими, историческими и иными факторами, взаимной дополняемостью экономик двух государств, тесными кооперационными связями между предприятиями.

Выстраивая взаимовыгодное сотрудничество с Россией, Беларусь неукоснительно придерживается принципа безусловного сохранения суверенитета и территориальной целостности сторон, ответственного выполнения ими своих международных обязательств.

Пространство СНГ

Следующий приоритет на данном направлении внешней политики – партнеры по СНГ.

Республика Беларусь заинтересована в интенсификации многопланового взаимодействия со странами Содружества на двустороннем уровне и в рамках интеграционных объединений – Содружества Независимых Государств, Единого экономического пространства/Таможенного союза, Организации Договора о коллективной безопасности.

Беларусь поддерживает процессы развития интеграционного потенциала СНГ, в первую очередь, в экономической сфере. Успешность взаимодействия в таких областях как энергетика, транспорт, промышленность, развитие инновационных технологий, а также реализация положений Договора о зоне свободной торговли, направленных на ликвидацию существующих барьеров во взаимной торговле, является залогом роста благосостояния и качества жизни народов входящих в Содружество стран.

Принципиально новые перспективы с точки зрения национальных интересов государств-участников открывают Таможенный союз и Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России. 

Снятие тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле, упрощение внешнеторговых процедур, отмена всех видов контроля на внутренних границах емкого 170-миллинного общего рынка сегодня дают позитивный результат, создавая благоприятные условия для свободного движения товаров и услуг, капитала и рабочей силы, привлечения иностранных инвестиций.

Создав Таможенный союз и Единое экономическое пространство, Беларусь вместе с Россией и Казахстаном приступила к формированию Евразийского экономического союза на основе договорно-правовой базы этих интеграционных объединений. 

Республика Беларусь намерена содействовать укреплению Организации Договора о коллективной безопасности по всем направлениям ее деятельности (политическому, военному, военно-техническому, информационному); развитию сотрудничества в области борьбы с наркотрафиком, нелегальной миграцией, международной организованной преступностью; предотвращения чрезвычайных ситуаций; усилению внешнеполитической координации государств-членов Организации; налаживанию конструктивного взаимодействия ОДКБ с другими международными и региональными объединениями.

Развитие взаимодействия с Европейским cоюзом

Информация о работе Внешняя политика рб