Внешняя торговля и особенности ее развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:30, реферат

Описание работы

Цель данного реферата состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешней торговли для России.
Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:
- определены методологические аспекты внешней торговли:
- рассмотрены отношения России с Всемирной Торговой организации;
- проанализированы динамика и структура внешней торговли и, в частности, внешнеторгового баланса РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Основные методологические аспекты внешней торговли……………………5
2. Особенности современного развития внешней торговли России. Динамика и структура внешней торговли………………………………………………………9
3. Внешнеторговый баланс РФ……………………………………………………..14
4. Географическая структура внешней торговли………………….17
4.1. Торговля России со странами Африки, Азии, Латинской Америки….18
5. Россия в ВТО: плюсы и минусы…………………………………………………20
6. Проект внешнеэкономической стратегии Российской Федерации до 2020 г………………………..……………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………………..29
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

Внешняя торговля и особенности ее развития в России..docx

— 280.25 Кб (Скачать файл)

    Основными целевыми индикаторами внешнеэкономической стратегии являются:

     - повышение доли России в мировой экономике с 3,2% мирового ВВП в 2007 г. (по паритету покупательной способности) до 3,8% в 2015 г. и 4,3% в 2020 г.;

     - увеличение российского экспорта с 354 млрд долл. в 2007 г. до 630-650 млрд

долл. в 2015 г. и более 900 млрд долл. в 2020 г. (при  условии колебания мировых цен на нефть в ценах 2007 г. в пределах 80-90 долл. за баррель);

рост  экспорта машиностроительной продукции  более чем в 6 раз (до 110-130 млрд долл.);

     - увеличение экспорта транспортных услуг почти в 4 раза (до 45 млрд долл. ) к 2020 г. по сравнению с 2007 г.;

     - достижение доли не менее 5-10% на рынках высокотехнологичных товаров и услуг по 5-7 крупным позициям.

     Внешнеэкономическая стратегия призвана способствовать реализации долгосрочных инициатив и крупных проектов, осуществляемых в масштабах мировой экономики. В этой связи важными задачами являются: комплексная поддержка российских компаний со стороны государства в сфере экспорта и инвестирования в зарубежных странах, создание системы идентификации и снятия барьеров по доступу на внешние рынки, а также применение Россией качественно новых внешнеэкономических инструментов.

     Достижение  стратегической цели внешнеэкономической  политики обеспечивается путем реализации ее приоритетных направлений с четкой увязкой действий по каждому из них с решаемыми внутренними задачами, потребностями и возможностями российской экономики, которые включают:

     - обеспечение ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере;

     - содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг;

     - интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики;

     - повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов;

     - интеграция евразийского экономического пространства с центром в России;

усиление  роли России в формировании мирового экономического порядка.

     При этом достижение стратегических целей  предусматривает реализацию региональных и страновых приоритетов внешнеэкономической политики России в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Географическая диверсификация и углубление внешнеэкономических связей страны будут способствовать снижению рисков, связанных с постоянными изменениями баланса сил в мире и перестройкой международного экономического порядка.

     Важнейшими  партнерами Российской Федерации в  экономической и политической сферах являются страны СНГ, Евросоюза, Китай, США, а также быстроразвивающиеся страны Азии. Именно с этими государствами Россия наиболее активно развивает торговое, инвестиционное и технологическое сотрудничество, которое может стать основой для совершенствования структуры российского экспорта, освоения новых рынков и реализации транзитного транспортного потенциала страны.

     В то же время для России все большее  значение с точки зрения развития внешнеэкономических связей приобретают Индия, страны Латинской Америки, а также богатые природными ресурсами государства Африки. Предусматривается активизация деятельности Российской Федерации в международных экономических организациях и региональных группировках (АТЭС, ШОС и др.).

Особенностью  современной модели управления внешнеэкономической  деятельностью (ВЭД) в России является необходимость воздействия на международную предпринимательскую активность отечественных компаний и повышения роли субъектов Федерации и территорий на внешних рынках.

     Для реализации внешнеэкономической политики требуется создание системы институтов, обеспечивающей национальные интересы России в мировой экономике, повышение конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках, гибкость и результативность государственного регулирования внешнеэкономической сферы, его способность быстро и адекватно реагировать на внешние риски.

     Такая система институтов включает три  крупных блока: комплексную поддержку  экспорта и прямых инвестиций за рубежом, регулирование доступа иностранных товаров и инвестиций на российские рынки и поддержку управления во внешнеэкономической сфере.

     Для реализации приоритетных направлений  внешнеэкономической политики в  условиях новой модели государственного регулирования ВЭД предусматривается  внедрение новых инструментов и документов оперативного управления. В связи с этим:

     - будут подготовлены краткосрочные программы продвижения промышленного экспорта, определяющие ключевые направления, с учетом приоритетности и специфики конкретных зарубежных рынков и потребностей отечественных экспортеров;

     - по ключевым странам - партнерам Российской Федерации будут разработаны двусторонние планы торгово-экономического сотрудничества;

ежегодно  будут утверждаться «Основные направления  таможенно-тарифной политики»;

     - на основе выявляемых возможностей и потенциальных угроз по основным отраслям и географическим направлениям внешнеэкономической деятельности будут вноситься необходимые коррективы во внешнеэкономическую политику страны.

     Принятие  и реализация внешнеэкономической  стратегии Российской Федерации  до 2020 г. позволит: определять первостепенные направления внешнеэкономической  политики страны в долгосрочной перспективе; выделять приоритеты внешнеэкономической политики России по отношению к отдельным странам и регионам мира; выбирать адекватные инструменты реализации внешнеэкономической политики; задавать векторы развития институтов внешнеэкономической политики и регулирования внешнеторговой деятельности.

[1,стр.334-337]

Заключение

      В заключение можно подвести некоторые  итоги.

      По  опубликованным статистическим данным можно сделать вывод о том, что в 2009-2010 году ускорился рост экономики. Как показало исследования динамики развития внешней торговли России после мирового финансового кризиса начиная с января 2009 г. характерными являются следующие тенденции: постоянный рост оборота внешней торговли России; увеличение доли экспорта продукции топливно-энергетического комплекса; превышение увеличения импорта(на 32%), по отношению к увеличению экспорта(на 21%);   результате замедления темпов роста российского экспорта и ускорения роста импорта происходит сокращение сальдо торгового баланса.

      Не  все эти тенденции можно считать  положительными, так как наблюдается  дальнейший рост зависимости России от экспорта сырья и импортируемых товаров, что не характерно для наиболее развитых стран мира.

      В России остаются открытыми вопросы  о  вступление в ВТО. Либерализация внешнеторгового режима вследствие вступления России в ВТО в условиях низкой конкурентоспособности российской продукции может привести к вытеснению отечественных производителей с собственного рынка зарубежными поставщиками. Сужение рынка сбыта приведет к снижению степени загрузки мощностей, что уменьшит рентабельность и еще в большей степени увеличит разрыв между ценами на российскую и импортную продукцию.

      Чтобы не допустить этого, необходимо повысить начальный уровень таможенного  тарифа и увеличить длительность переходного периода для наиболее чувствительной в отношении конкурентоспособности  продукции (йод, карбид кальция, отдельные виды пластмасс и смол, шины, лакокрасочные материалы). Что же касается продукции, закупаемой из-за отсутствия собственных мощностей, необходимо установить минимальные начальные уровни связок таможенного тарифа, а также добиваться максимальной степени защиты российских производителей.

      Высокий уровень качества российских товаров  может быть условием выхода страны на мировой рынок, присоединения  к Европейскому Союзу и Всемирной  торговой организации (Генеральному Соглашению по тарифам и торговле). И только при выполнении российскими производителями требований мирового рынка к качеству продукции позволит им стать равноправными партнерами в международном товарообороте.

      Большинство развитых стран добились высокого уровня качества жизни благодаря обостренному вниманию к этой проблеме их правительств, руководителей и сотрудников  организаций. Необходимо помнить, что  именно качество работ, продукции и  услуг является одним из наиболее эффективных средств преодоления  кризисных явлений, которое призвано сыграть роль определяющего фактора  в успехе проводимых рыночных реформ. Высокий уровень качества продукции  может обеспечить конкурентоспособность  российских товаров на рынках, а, следовательно, привести к экономической стабилизации.

 

Список использованной литературы

 
  1. Гайдар  Е.Т. Кризисная экономика современной  России. – 2010. – 656с.
  2. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика – 2007. -  248с.
  3. Мировая экономика: Учебник / под ред.А.С. Булатова, - М.: Юристъ, 2003.
  4. Барковский А.Н. Вариантные сценарии развития внешнеторгового оборота Российской Федерации до 2025 г. - 2004. - С.130-144
  5. Российская экономика // прогнозы и тенденции. – 2010. – 24с.
  6. Бурмистров В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации: учебн. Пособие под ред. Бурмистров В.Н., Холопов К.В. - М., - 2001.
  7. http://www.molgvardia.ru/nextday/2010/11/25/21238

Информация о работе Внешняя торговля и особенности ее развития в России