Внешняя торговля РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 07:01, доклад

Описание работы

Несмотря на то, что внешнеэкономическая сфера РФ является наиболее растущей сферой экономики страны, но в данном секторе существует ряд проблем. Основными экспортерами и импортерами в нашей стране являются лишь ряд наиболее развитых субъектов нашей федерации.

Файлы: 1 файл

Внешняя торговля РФ.docx

— 20.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Доклад

по дисциплине «Экономика»

на тему:

 «Внешняя торговля РФ»

 

 

 

 

Выполнила студентка 

Группы 140227:

Мурашкина В.А.

 

 

 

2011

 

Структура торговли

Экспорт

Несмотря на то, что внешнеэкономическая  сфера РФ является наиболее растущей сферой экономики страны, но в данном секторе существует ряд проблем. Основными экспортерами и импортерами  в нашей стране являются лишь ряд  наиболее развитых субъектов нашей  федерации.

Ситуация в экспортном секторе  России характеризуется рядом четко  обозначенных тенденций как в  товарной структуре, так и в географической направленности.

 

В качестве современных тенденций  в товарном экспорте РФ необходимо выделить следующие:

1.Сохраняется ярко выраженная  топливно-сырьевая направленность  российского экспорта.

2.За счет неблагоприятной конъюнктуры  мировых рынков цветных металлов  доля экспорта цветных и черных  металлов немного сократилась.  Тем не менее, продукция черной  и цветной металлургии остается  важной статьей российского экспорта.

3.Произошло также сокращение  поставок на экспорт продукции  химической и нефтехимической  промышленности, лесной, деревообрабатывающей  и целлюлозно-бумажной промышленности.

4.Сырьевая направленность приводит  к высокой зависимости российского  экспорта от колебаний цен  на мировых товарных рынках.

5.Международная специализация  России на полуфабрикатах, произведенных  в отраслях, оказывающих наибольшее  отрицательное влияние на состояние  окружающей среды (металлургическая, химическая и нефтехимическая,  целлюлозно-бумажная), существенно  ухудшила экологический фон внешней  торговли.

6.Устойчиво снижается доля машин,  оборудования, транспортных средств.

С момента обособления  РФ и начала экономических реформ произошли определенные изменения  и в географической направленности российского экспорта. Основными  торговыми партнерами России являются страны СНГ (Белоруссия-6,5%; Украина-6,3%), ЕС. Среди дальнего зарубежья лидирующие позиции занимают ФРГ -9,7%; Италия- 5,7%; Нидерланды-5,2%; Швейцария-3,3%; Финляндия-3,2%. Важными торговыми партнерами России являются Китай-6,1%; Польша-3,3%; США-3,7%.

С целью преодоления  обозначенных негативных тенденций  в российском экспорте Правительством РФ был принят ряд законодательных  актов, способствующих формированию рациональной структуры экспорта. Наиболее емкой  из них из них являлась "Федеральная  программа развития экспорта" от 08.02.96 г., ориентированная на обрабатывающие отрасли и предполагавшая рост доли готовой продукции в российском экспорте до 40% в 2005 году. Исполнение программы  при острой нехватке в бюджете  необходимых финансовых ресурсов сразу  же зашло в тупик. В год утверждения  программы из бюджета на предусмотренные  в ней цели было затрачено чуть более 110 млрд. руб. вместо намеченных 900 млн. долл. В 1997 году на стимулирование и поддержку экспорта бюджетные средства вообще не выделялись, а последствия финансового кризиса 1998 года фактически перечеркнули возможность дальнейшей реализации программы. Но срыв Федеральной программы развития экспорта объясняется не только отказом государства от ее финансирования. Главная причина в том, что в стране, как и в советское время, не решались задачи общеэкономического характера, связанные с перестройкой деформированной структуры народного хозяйства, его техническим перевооружением на базе достижений научно-технического прогресса и повышением конкурентоспособности производства.

Импорт

Ситуация в импортном секторе  РФ также характеризуется рядом  особенностей. В товарной структуре  российского импорта отмечены следующие  тенденции:

1.Основными статьями являются  машины и оборудование, продовольственные  товары, продукция химической и  нефтехимической промышленности, черной  и цветной металлургии, товары  массового спроса (одежда, обувь  и т. д.) и прочее.

2.Импортируемые машины и оборудование  предназначены для текстильной,  швейной, кожевенной, обувной и  меховой промышленности. Необходимость  импорта данных товаров обусловлена  отсутствием производства оборудования  для большинства гражданских  отраслей экономики, что порождает  потребность в нерациональном  импорте.

3.Нерационален и импорт по  статье "Продовольствие": располагая  огромными сельскохозяйственными  ресурсами и создав систему  государственной поддержки АПК,  Россия могла бы решить проблему  самообеспеченности продовольствием.

4.Происходит переориентация на  ввоз на российский рынок более  дешевых товаров более низкого  качества, не нашедших спроса  в промышленно развитых странах.

Характеризуя географическую структуру, следует отметить, что  на долю индустриально развитых стран  приходится более половины российского  импорта, развивающихся стран-13%; стран  бывшего СЭВ-8,5%; СНГ-12%.

В последние годы проделана большая работа по формированию договорно-правовой базы международного сотрудничества РФ с другими странами: подписано 35 международных соглашений с 22 странами и ЕС (с ЕС Россия подписала  Соглашение о партнерстве и сотрудничестве в июне 1994 года).

 

Перспективы развития внешней торговли РФ

Нынешнее российское правительство к идее перестройки  внешнеэкономической специализации  страны интереса не проявляет. Министр  финансов А.Кудрин, например убежден, что в течение ближайших 50-100 лет в отечественном экспорте будут превалировать природные богатства.

В долгосрочных прогнозах  Министерства экономического развития и торговли тем не менее обозначено, что к 2015 году доля отраслей ТЭК в отечественном экспорте должна снизиться до 43%.

Анализ состояния  и прогнозов развития отдельных  отраслей народного хозяйства говорит  о том, что изменить характер участия России в мирохозяйственных связях незначительны. Но в среднесрочной перспективе внешнеэкономическую специализацию можно будет диверсифицировать, опираясь на природные факторы (лес, плодородные земли и т. д.). Также определенный вклад могли внести бы высокие технологии в оборонной промышленности, фундаментальной науке и др. Такая диверсификация могла бы помочь укреплению позиций страны в качестве экспортера и снижению ее импортной зависимости.

Качественное состояние  внешней торговли обусловлено тем, что экономика страны находится  на стадии развития конкуренции. В этой связи России жизненно необходимо расширить  источники конкурентных преимуществ, включив в их число инвестиции и инновации. Износ основных фондов в промышленности составляет 52,7%, а  коэффициент их обновления-1,7%. Располагая такими фондами, очень сложно выпускать  конкурентоспособную продукцию.

Одно из важнейших  условий повышения конкурентоспособности - опережающий рост инвестиций в  обрабатывающие отрасли и аграрный сектор. Для модернизации экономики  требуется громадный объем капитальных  вложений - более 2 трлн. долл. в течение  ближайших 20 лет. Хотя в последние  годы объем инвестиций увеличился на 10,6% в год, но этого не достаточно.

Весьма важным представляется налаживание механизмов трансформации  сбережений в инвестиции и межотраслевого перелива капиталов. Чисто теоретически мобилизация ресурсов для инвестиций и их перераспределение могут  осуществляться целиком или в  определенной доле через три институциональные  структуры - государство (при соответствующем  уровне налогообложения), крупные финансово-промышленные группы и финансовые рынки. Очевидно, что государство не может сейчас доминировать в трансформации сбережений в инвестиции, поскольку мобилизует для централизованного распределения  лишь часть имеющихся в экономике  ресурсов. Крупные отечественные  ФПГ в принципе способны к масштабному привлечению средств инвесторов, но не могут взять под контроль весь объем сбережений, охватить все категории вкладчиков, прежде всего население, которое относится к олигархическим структурам со стойким недоверием.

Теоретически ФПГ  могли бы стать инструментом межотраслевого перелива капитала, однако на практике такую возможность по существу перечеркивают  принципы, которые преобладают в  деятельности российских корпораций. Эти принципы заключаются в извлечении максимальной прибыли из имеющихся  материальных активов в максимально  короткие сроки и использовании  меньшей части этой прибыли на поддержание производства, а большей  части- на трансформацию в финансовые активы и дивиденды.

Кроме того, следует  учитывать, что переливу капитала препятствует более низкий уровень доходности в финишных отраслях по сравнению  с добывающими и отраслями  первичной переработки. По официальным  данным, рентабельность продукции и  активов в добывающих отраслях кратно превосходит доходность в обрабатывающей промышленности. При столь различных  уровнях доходности предприниматели  более рентабельных отраслей, в которых  сегодня и сконцентрирован главным  образом отечественный капитал, не имеют стимулов к инвестированию в другие отрасли и вложению средств в реализацию проектов, которые окажутся менее прибыльными.

Финансовые рынки  в России - кредитный и фондовый, к сожалению, еще недостаточно развиты: первый из-за слабости банковской системы, второй- в связи с малочисленностью хорошо работающих компаний, акции которых могли бы представлять интерес для вкладчиков капитала. Поэтому укрепление финансовых рынков - важнейшее условие решения задачи сближения объемов сбережения и накопления. В целях активизации инвестиционного процесса одни полагают необходимым по примеру других стран наладить деятельность государственных банков развития. Эти банки могли бы финансировать вложения в основной капитал за счет сконцентрированной в них подавляющей части внутренних сбережений либо кредитных ресурсов Центрального банка. Другие экономисты видят инвестиционный ресурс в использовании денежной эмиссии, привязанной к объемам государственных заимствования на внутреннем рынке. Направлять эти средства они предлагают только в высокотехнологичные отрасли, в основном в военно-промышленный комплекс.

Не исключено, что  эти меры могут первоначально  дать определенный толчок увеличению объему инвестиций. Кроме того, как  показывает практика освоения российскими  предприятиями иностранных кредитов, велика вероятность того, что заемщики будут стремиться избегать возврата полученных ссуд и перекладывать  долговые выплаты на плечи государства. Поэтому более рациональным было бы стимулировать частный сектор к производственным вложениям в  высокотехнологичные отрасли посредством  предоставления инвестиционных льгот  и субсидирования ставок банковского  кредитования.

Не менее важной задачей является активизация использования  инновационного фактора на базе целенаправленного  развития научно-технической сферы. Россия имеет определенные возможности  для конкуренции на мировом рынке. К таким сферам можно отнести  образование, культуру, фундаментальную  науку и конструкторские разработки. При этом экспорт ноу-нау должен происходить на взаимовыгодной основе, допускающей совместную эксплуатацию тех или иных разработок, осуществляемых в нашей стране. Одним из вариантов такого направления должно стать активное внедрение на рынки развивающихся стран, где можно обеспечить довольно высокий уровень конкурентоспособности и качества целого ряда изделий и технологий (аэрокосмических, микробиологических, образовательных) при проведении адекватной ценовой политики.

Наконец, возможен переход к принципиально новой  модели экспорта, когда будущий экспорт  из нашей страны станет финансироваться  партнерами по мировому рынку в рамках достаточно стабильных и долгосрочных программ. Вложения в сферу НИОКР, в образование на базе имеющегося у нас потенциала, в развитие экологически чистых технологий могут обеспечить будущий экспорт результатов  деятельности.


Информация о работе Внешняя торговля РФ