Внешняя торговля России и других стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Под внешней торговлей понимают торговлю между различными странами, которая состоит из ввоза – импорта и вывоза – экспорта услуг или товаров. Вообще, внешняя торговля осуществляется через коммерческие сделки, которые оформляются через внешнеторговые контракты. Существовало это понятие еще в древних государствах, здесь внешняя торговля была связана лишь с обменом каких-либо материальных ценностей.

Файлы: 1 файл

Внешняя торговля России.docx

— 76.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Глава 1 Внешняя торговля России и других стран

 

Под внешней торговлей понимают торговлю между различными странами, которая состоит из ввоза – импорта и вывоза – экспорта услуг или товаров. Вообще, внешняя торговля осуществляется через коммерческие сделки, которые оформляются через внешнеторговые контракты.  Существовало это понятие еще в древних государствах, здесь внешняя торговля была связана лишь с обменом каких-либо материальных ценностей.

 

Развитие, а также существование внешней торговли характеризуется следующими моментами:

- когда необходимо получить  из-за рубежа дешевые товары, которые  обходятся дороже в производстве  своей страны или в других  странах;

- когда необходимо приобрести  сырье и продовольствие за  рубежом, если в родной стране  это сырье или продовольствие  из-за различных условий невозможно  получить;

- когда есть наличие  машинного производства, которое  требует емкие рынки сбыта;

- когда есть возможность  расширить круг востребованных  товаров и услуг, а это способствует  развитию внешней торговли различных  стран.

 

Внешняя торговля с каждым годом процветает в разных странах, услуги и товары становятся более востребованы из-за рубежа. Вот и внешняя торговля России не уступает ни одной значимой стране по своему состоянию. За последние годы моменты продажи были самыми благоприятными для российской внешней торговли. Только за 2003 год внешнеэкономические мероприятия осуществляли национальную экономику, развивали ее и стимулировали развитие. В-основном, Россия экспортирует углеводородное сырье – газ, нефть, нефтепродукты и уголь. Также, внешняя торговля Росси заключается в вывозе химической и металлургической продукции, оборудования и машин, продовольствия и вооружения. С каждым годом экспорт увеличивается на несколько десятков процентов. То же самое касается и импорта, по сравнению с другими годами, можно определить, что ввоз товаров и услуг из-за границы в Россию также увеличивается в объеме. Самым крупным импортером становится Германия, именно от этой страны Россия принимает большее количество продукции.

 

Что касается внешней торговлей услугами, то здесь идет купля-продажа транспортом и связью, материально-техническим снабжением, бытовыми и жилищными услугами. В услуги на мировом рынке также включают гостиничное хозяйство, страховые и финансовые услуги,  туризм, образование и науку, различные операции с недвижимостью и многое другое.

 

Вообще, внешняя торговля услугами основана на прямом контакте производителя и потребителя. В отличие от торговли товарами, услуги производятся и одновременно потребляются, хранению не подлежат. Но можно сказать, что внешняя торговля услугами тесно связана с торговлей товарами, с перемещением рабочей силы и с международным движением капитала. От объема и качества предоставляемых услуг зависит успех на внешнем рынке. Международная торговля услугами просто немыслима без каких-либо банковских, транспортных и информационных услуг.

 

Многие компании развитых стран приобретают производство товаров и услуг в своих еже зарубежных филиалах. Если сфера услуг в какой-либо стране недостаточно развита, эти услуги необходимо приобретать за пределами своего государства. Одним из крупнейших экспортеров в области строительных и инженерно-консультационных услуг является Республика Корея, в области туристической деятельности –Мексика, в области финансового назначения – Сингапур.

 

Внешняя торговля,  а особенно в тех странах, где экономика развита открыто, оказывает большое влияние на всю экономику, на ее общее состояние. Бывают случаи, когда условия для экспорта товаров и услуг ухудшаются, например, снижаются цены на товар или уменьшается спрос, это может привести к распаду национального производства, к снижению курса валюты, к ухудшению состояния баланса платежеспособности и к другим негативным моментам. Это касается и ухудшения условий импорта, например, удорожание цены на товары или услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Государственное регулирование Внешней торговли

 

К внешнеэкономическим связям относятся различные международные хозяйственные, политические и торговые отношения, такие как обмен товарами, кооперация и специализация производства, оказание технического и экономического содействия, сотрудничество в научно-технической сфере, создание совместных предприятий разных форм. Такие отношения становятся возможными в результате развития товарного производства.

 

Государственное регулирование внешней торговли представляет собой деятельность, направленную на регулирование и развитие отношений экономического характера с другими странами. Основными направлениями этой деятельности являются протекционизм и либерализм. Они проводятся не только в сфере оптовой торговли, но также осуществляется и государственное регулирование розничной торговли.

 

Протекционизм, как экономическая политика государства, направлен на защиту национального рынка от конкуренции зарубежных товаров или даже захват новых внешних рынков. Либерализм является противоположной по направленности политикой, целью которой является снижение барьеров, сдерживающих развитие внешнеэкономических связей и создание условий для свободной торговли.

 

Государственное регулирование внешней торговли в виде протекционизма и либерализма практически никогда не существует в чистом виде. Как правило, государство проводит экономическую политику, выбирая такие методы, которые необходимы для решения конкретных проблем, решаемых в стране на определенной стадии развития.

 

Государственное регулирование внешней торговли России обусловлено рядом причин, поскольку оно направлено на решение проблем экономического, социального и политического плана в масштабах всего государства. Поэтому государство, не смотря на все выгоды свободной торговли, не должно допускать бесконтрольного потока товаров и услуг.

 

Государственное регулирование внешней торговли необходимо для контроля занятости населения; защиты новых отраслей; недопущения нарушений в денежном обороте; контроля цен на товары международного обмена; обеспечения обороноспособности, правопорядка в стране; охраны экологии, жизни и здоровья населения; обеспечения жизнеспособности международных организаций.

 

Внешнеэкономические связи контролируют высшие законодательные органы государства: национальные собрания, парламенты, конгрессы. Они определяют направления внешнеэкономической политики и издают законы в области внешнеэкономических отношений, ратифицируют договоры и соглашения международного уровня.

 

Государственное регулирование внешней торговли осуществляют правительственные органы: ведомства и министерства. При этом используются разные экономические и административные методы.

 

К административным методам относятся издание законодательных актов (таможенные кодексы, акционерные законодательства и т.п.). К экономическим методам относятся такие методы влияния на экономику, которые создают наилучшие условия для развития внешнеэкономических отношений и сбалансированности платежей. К таким методам относится прямое финансирование производства экспортной направленности (дотаций из бюджета), субсидирование на научно-исследовательские и конструкторские разработки, косвенное финансирование через банки, которым государство выделяет особые дотации для снижения кредитных ставок экспортерам; снижение пошлин, уплачиваемых при закупках сырья; снижение налогов для экспортеров.

 

В России монополия государства на внешнеэкономические связи обеспечивает их развитие под влиянием не отдельных субъектов хозяйствования, а центрального правительства. Внешнеэкономическая деятельность в РФ осуществляется по принципу единства внешнеэкономической политики как части внешней политики государства, единства контроля за ее проведением, приоритета экономических мер, равенства участников, единства таможенной территории, защиты государства, прав и интересов всех участников внешнеэкономической деятельности.

 

 

 

 

 

Глава 3 Внешняя торговля РФ: итоги и прогнозы 2011 – 2012 гг.

 

Завершился еще один год, по итогам внешней торговли России в 2011 году,  экспортные сделки по-прежнему преобладают над импортными, сводя к позитивному сальдо в платежном балансе во  внешней торговли.

 

Несомненно, на показатели внешней торговли России оказал влияние всемирный экономический кризис 2008 года, после которого экономический уровень страны только-только начинает восстанавливаться. По данным российской статистики, из – за долгового кризиса еврозоны также не столь благополучно сложились торговые отношения России с ее самым крупным торговым партнером – ЕС, но в общей сложности, наблюдается подъем по всем показателям.

 

За период с январь по октябрь 2011 года, по данным Федеральной службы государственной статистики, общий объем экспортных товаров России достиг 418 893 млн долларов США, объем импортных товаров того же периода – 248 783 млн долларов, что по сравнению с периодом прошлого года показывает увеличение на 30,6% и 37,3%,  соответственно.

 

Внешнеторговый оборот России с торговыми партнерами составляет 667 667 млн долларов США. Крупнейшие из партнеров – страны дальнего зарубежья, в том числе ЕС, товарооборот с которым достиг почти половины всех сделок - 320 970 млн долларов, и страны Азиатско – Тихоокеанского региона с товарооборотом 160 429 млн долларов США, занимающий почти четверть всего внешнеторгового оборота России.

 

Положительный российский торговый баланс последних лет благоприятно сказывается на экономике страны благодаря высоким мировым ценам на энергоресурсы и экспорту сырьевых ресурсов. Однако рост потребления импортных товаров увеличивается. К тому же 2012 год для России принесет и перемены в отношении внешней торговли, как со стороны внутренних соглашений, так и мирового значения.

 

 

Как мы можем видеть из рисунка основным торговым партнером России по-прежнему остается Китай, объём внешнеторгового оборота между Россией и Китаем увеличился более чем на 40% по сравнению с 2010 г. и превысил 10% внешнеторгового баланса нашей страны.

 

Первая десятка внешнеторговых партнеров России в 2011 г. не претерпела изменений по отношению к 2010 г. Опережающими темпами рос внешнеторговый оборот с Украиной, которая стала нашим четвертым по значимости внешнеторговым партнером, потеснив Италию. Значительно превысил средние темпы роста внешнеторговый оборот с Белоруссией, приблизившись к пятипроцентной доле во внешней торговле России. А вот объём внешней торговли с нашим вторым партнером по Таможенному Союзу – Казахстаном, напротив не вызывает оптимизма. Казахстан остается 14 по значимости внешнеторговым партнером. Ещё более удручает внешнеторговый оборот с другими странами СНГ, так объём торговли с Таджикистаном и вовсе снизился на 8,6% .

 

 

 

 

3.1 Вступило в силу соглашение ЕЭП

 

1 января 2012 года на территории  России, Казахстана и Белоруссии  вступило в силу соглашение  по единому экономическому пространству (ЕЭП). Соглашение было достигнуто  с целью формирования эффективно  действующего внутреннего рынка  товаров, услуг, капитала и труда, проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной  политики.

 

Данная политическая и экономическая интеграция трех стран СНГ была создана решением Межгосударственного совета Евразийского экономического союза 16 августа 2006 года, тогда и главами государств было инициировано начало разработки документов правовой базы ЕЭП. Главами государств - участниц ЕЭП 5 июля 2010 года в Астане было принято решение по ускорению подписания международных соглашений и объединения некоторых из них. Вследствие ускоренного достижения соглашений между странами в конце 2010 года договорно-правовая база ЕЭС вступила в силу уже 1 января 2012 года.

 

Данные международные соглашения на территории ЕЭС предусматривают единые принципы правил конкуренции, монополии и предоставления промышленных субсидий, поддержку сельского хозяйства и порядка госзакупок, организацию и управление единым рынком нефти и нефтепродуктов Белоруссии, Казахстана и России, единые принципы тарифной политики железнодорожного транспорта и доступа к услугам субъектов естественной монополии в сфере природного газа. А на уровне правительств – согласования по макроэкономической и валютной политике и создание условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала.

 

3.2 Вступление России в ВТО

 

Вторым крупным событием для России под конец 2011 года стало долгожданное вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО), путь в которую для России занял в течение 18 лет. Экс-министр финансов Алексей Кудрин сказал: «Россия начинает играть по правилам, которые установлены в мире, а это означает, что мы получаем четкие ориентиры по всей нашей внешнеэкономической политике страны». По мнению Кудрина, присоединение России  к ВТО даст экономике страны 3-4 процента дополнительного прироста ВВП за 10 лет, но при этом Россия не сможет обойтись лишь пошлинами – придется повышать уровень производительности.

 

После вступления в ВТО Россия согласилась снизить пошлины на ряд продуктовых товаров, в том числе вино, пиво, сельскохозяйственные товары, а также ввести льготы для автоконцернов и поставщиков автокомпонентов. Жестом доброй воли с российской стороны также стало решение об отмене взимания плат с европейских самолетов за пролет над территорией России и отмена тарифов на железнодорожные перевозки.

Информация о работе Внешняя торговля России и других стран