Внешняя торговля России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы показать и понять значимость внешней торговли для России.
Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи:
определены методологические аспекты внешней торговли:
рассмотрены отношения России с Всемирной Торговой организации;
изучены проблемы конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках;
проанализированы динамика и структура внешней торговли и, в частности, внешнеторгового баланса РФ.

Файлы: 1 файл

Курсовая моя-2013.docx

— 84.52 Кб (Скачать файл)

· экспортные - на экспортные товары при выпуске их за пределы  таможенной территории государства. Применяются  крайне редко и имеют целью  сократить экспорт и пополнить  бюджет;

· транзитные - накладываются  на товары, перевозимые транзитом  через территорию данной страны.

По характеру:

· сезонные - применяются  для оперативного регулирования  международной торговли продукцией сезонного характера;

· антидемпинговые- применяются  в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем  их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит  ущерб местным производителям подобных товаров;

· компенсационные - накладываются  на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб  национальным производителям таких  товаров.3

По происхождению:

· автономные – вводимые на основании односторонних решений  органов государственной власти страны;

· конвенционные (договорные )- устанавливаемые на базе двустороннего  или многостороннего соглашения;

· преференциальные - имеющие  более низкие ставки по сравнению  с обычно действующим таможенным тарифом.

По типам ставок:

· постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены  органами государственной власти и  не могут изменяться в зависимости  от обстоятельств;

· переменные- ставки которого могут изменяться в установленных  органами государственной власти случаях.

По способу вычисления:

· номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе;

· эффективные - реальный уровень  таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Импортные квоты. С помощью  импортных квот устанавливаются  максимальные объемы товаров, которые  могут быть импортированы за какой-то период времени. Часто импортные  квоты выступают более эффективным  средством сдерживания международной  торговли, чем пошлины. Несмотря на высокие пошлины, определенное изделие  может импортироваться в относительно больших количествах. Низкие же импортные  квоты полностью запрещают импорт товара сверх определенного количества.

Кроме того существуют нетарифные барьеры. Под нетарифными барьерами  понимается система лицензирования, создание неоправданных стандартов качества продукции и его безопасности или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах.

Лицензирование (licensing) - регулирование  внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах  за определенный промежуток времени.

Ограничивая выпуск лицензий, можно эффективно ограничивать импорт. Именно так поступила Великобритания, запретив импорт угля.

Добровольные экспортные ограничения. Они являются относительно новой формой торговых барьеров. Так, японские автомобилестроители под  угрозой введения Соединенными Штатами  более высоких тарифов или  низких импортных квот согласились  на введение добровольных экспортных ограничений на свой экспорт в  США.

Многие группы предпринимателей, занятых соответствующим производством, пытаются сохранить либо улучшить свои экономические позиции, убеждая  правительство ввести тарифы или  квоты для защиты их от вредного влияния свободной торговли. Эффект особых интересов или концепция  о поведении, обусловленном "погоней  за рентой",- играет важную роль. Следует  также добавить, что издержки протекционизма скрыты, поскольку тарифы и квоты  включены в цены товаров. Таким образом, политические деятели сталкиваются с меньшими политическими ограничениями, идя на встречу требованиям ввести протекционистские санкции.

 

1.2. Россия на мировом рынке

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными  энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми  ресурсами при пониженной стоимости  рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг  и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической  сфере весьма скромна. Доля России в  мировом экспорте в 1997 г. составила около 1,3%.

На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных  связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада  СССР и свертывание торговли с  бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями  отечественной машиностроительной продукции.

На Россию вначале 21 века приходилось менее 3% мирового ВВП. По объёму внешнеторгового оборота  в 2000-2001 гг. она занимала 20-21-е место - рядом с такими небольшими государствами, как Швеция и Норвегия.

Проследить динамику изменения  доли России в мировом экспорте в 1985-1998 годах можно в приложении 1.

Но если роль России в  мировой торговле невелика, то для  нее самой значение внешнеэкономической  сферы весьма существенно. Величина экспортной квоты России, рассчитанная на базе паритета покупательной способности  рубля к доллару, составляет около 10%, делясь между дальним и ближним  зарубежьем в соотношении примерно 5:1. Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами потребительского назначения. 

Статистика внешней торговли характеризует объем экспорта и  импорта товаров, их динамику, географическое распределение, товарный состав, участие  в мировой торговле, а также  ее значение в экономике страны.

Под экспортом понимается вывоз товаров из страны отечественного производства, а также реэкспортные товары.

К товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, ввезенные  в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные качественные или технические характеристики товаров.

Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные  для потребления в хозяйстве  страны, для реэкспорта и товары, закупаемые для отечественных организаций  за границей, для потребления на месте.

Внешний спрос России ограничивается в основном товарами топливно-сырьевой группы, металлами, удобрениями, лесоматериалами.

В таблице 1 видно, что за январь-октябрь 2009 года основную долю экспорта России составляют: нефть  и нефтепродукты; природный газ; черные металлы; лесоматериалы, целлюлоза, бумага.

В процентном соотношении  доля нефти в общем экспорте России в 2009 году составила 46,8%, газа – 12,5%, черных металлов – 8,9%, лесоматериалов – 2,2%. В  приложении 2 представлены данные экспорта нефти за период с 2000 по 2008 годы.

Топливно-сырьевая ориентация российского экспорта в тесной мере носит вынужденный характер, спасая соответствующие отрасли от недогрузки и удерживая всю экономику  от еще большего спада. Но в свою очередь подобная структура экспорта негативно сказывается на развитии производства внутри страны. Так вывоз  за рубеж 4/5 производимых удобрений  наносит огромный ущерб российскому  сельскому хозяйству. Так же экспорт  многих цветных металлов, внутренние цены которых в ряде случаев выше мировых и не по карману отечественным  потребителям, также относится к  негативным последствиям такой экспортной стратегии страны. От этого страдают собственные обрабатывающие отрасли.

Машиностроительная и  некоторые другие виды готовой продукции  не могут выдержать конкуренции  мирового рынка или преодолеть устанавливаемые  странами Запада дискриминационные  барьеры на пути российских товаров. Обладающая конкурентными преимуществами российская продукция, как, например, стальной прокат и другие металлы, обогащенный  уран, химические товары, стекло, наталкивается  на те или иные ограничения.

Что касается машин и оборудования, то их доля в экспорте мизерна и  никак не соответствует сложившейся  структуре российской промышленности и ее научно-техническому потенциалу.

Согласно данным отчетности предприятий, за девять месяцев 2009 г. с  конвейеров российских автозаводов  сошло 508,2 тыс. ед. автомобильной техники, против 1397,1 ед. за тот же период прошлого года, включая 61,7 тыс. грузовых автомобилей, около 22,5 тыс. автобусов и 424 тыс. легковых автомобилей. Совокупный спад производства относительно января-сентября 2008 г. составил 63,6%, в том числе, выпуск грузовых автомобилей сократился в 3,5 раза, легковых - в 2,7 раза, автобусов - в 2,4 раза. Причины, приведшие к снижению потребительской  активности в стране и значительному  осложнению ситуации в российской автомобильной  отрасли, общеизвестны: это глобальный спад экономики, сокращение рынка автокредитования, снижение доходов потребителей в  условиях неблагоприятной конъюнктуры, а также повышение цен на импортные  автомобили из-за роста таможенных пошлин и девальвации рубля.

Удельный вес машиностроения в мировом экспорте достигает 40%, в экспорте США и Германии - почти 50%, а в России он не дотягивает и  до 10%. 

В вывозе продукции обрабатывающих отраслей нашей промышленности более  половины составляла низкотехнологичная продукция, чуть больше 40% - рядовая  по технологии и лишь 1,5-1,8% - наукоемкая, высокотехнологичная. Конкурентоспособен пока только экспорт военной техники, и на этом сегменте мирового рынка  Россия сохраняет четвертое место  после США, Великобритании и Франции.

Сейчас российский экспорт  остается одним из решающих факторов поддержки экономической деятельности в стране, в нём преобладают  энергоносители, металлы, удобрения, лесоматериалы. Они дают более 3/4 всей экспортной выручки.

Глава 2.Особенности  современного развития внешней торговли России

2.1  Динамика и структура внешней торговли

В 2008 году внешнеэкономический  комплекс оставался динамичным сектором национального хозяйства, стимулирующим  рост российской экономики и обеспечивающим решение важных социально-экономических  задач.

Активная экспортная деятельность российских компаний стимулировала  промышленный рост, в первую очередь  в топливно-энергетической отрасли, черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В общем, объеме реализации продукции  промышленности (с учетом расходов на транспортировку и торговой наценки) поставки на экспорт занимают порядка 30%.

За счет импорта  обеспечивалась значительная часть  внутреннего спроса в инвестиционных и потребительских товарах.

Развитие внешнеторгового  оборота России в 2008 году характеризовалось  в основном положительными тенденциями - благоприятная конъюнктура на мировом  рынке важнейших товаров российского  сырьевого экспорта, повышение внутреннего  платежного спроса, рост инвестиций и  реальных доходов населения продолжали оказывать влияние на увеличение внешнеторгового оборота.

По данным таможенной статистики в январе 2008 года внешнеторговый оборот России составил 47,5 млрд. долларов США и по сравнению с январем 2007 года увеличился на 51,9%, в том числе  со странами дальнего зарубежья - 40,8 млрд. долларов США (рост на 54,9%), со странами СНГ - 6,7 млрд. долларов США (рост на 36,2%).

Сальдо торгового  баланса в январе 2008 года сложилось  положительное и составило 19,9 млрд. долларов США против 11,5 млрд. долларов США в январе 2007 года.

Экспорт России в  январе 2008 года составил 33,7 млрд. долларов США и по сравнению с аналогичным  периодом 2007 года увеличился на 57,7%. Экспорт  в страны дальнего зарубежья составил 29,2 млрд. долларов США (рост по сравнению  с январем 2007 года на 59,4%), в страны СНГ - 4,5 млрд. долларов США (рост на 47,3%).

В товарной структуре  экспорта в страны дальнего зарубежья  удельный вес топливно-энергетических товаров в январе 2008 года составил 75,1% от всего объема экспорта в эти  страны (в январе 2007 года - 71,2%), металлов и изделий из них - 11,8% (14,3%), продукции  химической промышленности - 4,9% (5,5%), машин  и оборудования - 2,0% (1,8%), лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий - 2,4% (3,0%), продовольственных товаров  и сельскохозяйственного сырья - 1,2% (1,1%).

В январе 2008 года экспорт  нефти сырой составил 17,8 млн. тонн, что на 1,0% выше уровня поставок января 2007 года. Средняя контрактная цена на нефть сырую в январе 2008 года составила 636,7 долл. США/т, что на 68,1% выше чем в январе 2007 года. В январе 2008 года по сравнению с аналогичным  периодом 2007 года среди товаров топливно-энергетического  комплекса возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья:

-нефтепродуктов на 6,4%, в том числе мазута - на 20,1%,

-газа природного - на 31,7%,

-угля каменного - на 42,4%,

-кокса и полукокса - в 2,5 раза.

Снизились физические объемы экспорта:

-бензина автомобильного - на 24,7%,

-керосина, топлива реактивного - на 67,2%,

-дизельного топлива - на 3,5%.

В экспорте товаров  металлургической промышленности произошел  рост физических объемов вывоза ферросплавов на 18,9%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 11,6%, никеля необработанного - на 45,8%, алюминия необработанного - в 2,0 раза; снизились физические объемы экспорта чугуна на 41,7% по сравнению  с январем 2007 года, проката плоского из железа и нелегированной стали - на 3,3%, меди рафинированной - на 8,1%.

Среди товаров химической промышленности в январе 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года наблюдался рост экспорта (физические объемы) метанола на 5,2%, удобрений - на 6,9%, пластмассы и изделий из нее - на 51,4%.

Среди продукции  машиностроительной промышленности в  январе 2008 года по сравнению с январем 2007 года наблюдался рост экспорта (физические объемы) средств наземного транспорта: автомобилей легковых - в 12,2 раза, автомобилей  грузовых - в 2,6 раза.

В январе 2008 года по сравнению с январем 2007 года наблюдается  рост физических объемов экспорта товаров  лесопромышленного комплекса практически  по всем основным товарным позициям. Так  экспорт необработанных лесоматериалов возрос на 5,1%, пиломатериалов - на 7,1%, фанеры - на 2,4%, целлюлозы древесной - на 17,3%, бумаги газетной - на 32,1%.

В экспорте продовольствия и с/х сырья в январе 2008 года по сравнению с январем 2007 года наблюдался рост поставок пшеницы на 69,9%, молока и сливок - в 3,7 раза; в то же время  произошло снижение поставок ячменя - на 92,4%, ржи на 68,1%.

В товарной структуре  экспорта в страны СНГ в январе 2008 года доля продукции топливно-энергетического  комплекса составила 45,8% от всего  объема экспорта в эти страны (в  январе прошлого года - 52,6%), машин и  оборудования - 18,9% (14,5%), металлов и изделий  из них - 12,2% (12,1%), продукции химической промышленности - 9,2% (7,5%), продовольствия и сельскохозяйственного сырья - 6,0% (5,4%), древесины и целлюлозно-бумажных изделий - 4,5% (4,1%).

Информация о работе Внешняя торговля России