Внешняя торговля России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:07, реферат

Описание работы

В начале XXI века внешнеэкономические связи России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений. Изучение и творческое осмысливание процессов и тенденций, характеризующих внешнеэкономическое развитие нашей страны на этом переломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.

Содержание работы

Введение 3
1. Внешнеэкономические связи России 4
1.1. Географическая структура внешней торговли РФ 4
1.2. Внешнеторговый оборот РФ 6
1.3. Товарная структура внешней торговли 6
2. Внешняя торговля России со странами с развитой рыночной экономикой 8
2.1. Россия-Германия 8
2.2. Россия – Италия 11
2.3. Россия-Япония 13
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Внешняя торговля России.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В начале XXI века внешнеэкономические  связи России переживают сложный  период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.

Изучение и творческое осмысливание процессов и тенденций, характеризующих  внешнеэкономическое развитие нашей  страны на этом переломном этапе, составляют важную задачу экономической науки. Анализ этих процессов предполагает широкий и комплексный подход к оценке многих явлений современности, возникающих как в мировом хозяйстве и международных отношениях, так и внутри страны, связанных с изменениями в состоянии отечественной экономики и перспективами ее развития.

Эти явления, бесспорно, многообразны. Среди них наиболее актуальным сегодня представляется процесс вхождения России в постоянно развивающуюся мировую экономику при сохранении своей национальной безопасности и наращивании конкурентоспособности своей продукции, как на международном, так и на внутреннем рынках. Не менее важно также предвидеть, как те или иные варианты развития событий могут повлиять на место России в будущем многополюсном мире, стремясь к реализации наиболее предпочтительного для нас варианта.

 

 

 

 

1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ  СВЯЗИ РОССИИ

1.1 Географическая структура внешней  торговли РФ

В географической структуре  внешней торговли России важнейшее  место занимает Европейский Союз. Так, в 2009 году на его долю приходилось 51,9% российского товарооборота (в 2008 году – 54,8%).

Изменение географической структуры внешней торговли Российской Федерации за 2009 год по сравнению  с 2008 годом произошло за счет увеличения доли стран Азии в общем объеме товарооборота: Японии (с 2,5% до 3,4%) и  Республики Кореи (с 1,7% до 2,3%).1

С европейскими странами наблюдалось снижение доли в товарообороте  России: с Германией (с 10,4% до 9,7%) и  Италией (с 8% до 6,9%) за счет сокращения экспорта. Это произошло за счет снижения цен на топливно-энергетические товары, доля которых в экспорте Российской Федерации в эти страны составляет более 80%. Этому способствовало и существенное сокращение физических объемов за счет снижения спроса на эти товары в результате резкого повышения цен на них в предыдущем году.

Таким образом, можно  говорить о продолжающейся переориентации торговых потоков в азиатские страны.

Таблица 1 - Внешняя торговля РФ по основным странам за период с  января по декабрь 2009 года (млн. долл. США)

Январь-декабрь 2009 года

 

Оборот

Экспорт

Импорт

Доля в обороте, %

Весь мир

552 181,2

352 473,3

199 707,9

100,0

Германия

52 861,2

26 289,7

26 571,5

9,6

Испания

7 514,0

4 318,2

3 196,5

1,4

Великобритания

16 665,9

11 024,1

5 641,8

3,0

Франция

16 433,0

8 674,1

7 758,9

3,0

Европейский Союз

283 967,3

196 672,9

87 294,4

51,4

США

17 473,5

8 048,2

9 425,3

3,2

Япония

20 094,4

7 382,6

12 711,8

3,6


Рис. 1. Географическая структура торговли России со странами – основными партнерами из стран дальнего зарубежья в 2009 г. (2008 г.) (удельный вес товарооборота в %)

 

Лидирующее положение среди  основных торговых партнеров России из стран Европы по-прежнему занимают Германия (9,6%), Нидерланды (8,2%) и Италия (6,9%), среди основных торговых партнеров из стран Азии – Япония (3,4%) и Республика Корея (2,3%).2

Доля стран – основных торговых партнеров России из дальнего зарубежья  в общем товарообороте в 2009 году увеличилась на 2 процентных пункта по сравнению с 2008 годом и составила 52,4 процента. Доли Германии и Италии в общем товарообороте за указанный период снизились по сравнению с аналогичным периодом 2008 года на 0,7 и 1,1 процентных пунктов соответственно. Это связанно с сокращением поставок топливно-энергетических товаров из России. Увеличился удельный вес в общем товарообороте с Республикой Кореей – на 0,6, Японией – на 0,9 процентных пунктов за данный период по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

 

1.2 Внешнеторговый  оборот РФ

Внешнеторговый оборот России, по оценке Минэкономразвития России, в январе-апреле 2009 г. составил 157,9 млрд. долл., что выше уровня соответствующего периода 2008 года на 18%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 134,4 млрд. долл. (рост на 17,4%), со странами СНГ – 23,5 млрд. долл. (рост на 21,8 процента).3

В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 62,1%, импорта  – 37,9 процента.

Товарооборот России со странами дальнего зарубежья в 2009 году (по данным таможенной статистики) составил 91,5 млрд. долл., что выше уровня 2006 года на 17,7%. При этом экспорт увеличился на 5,1%, импорт – на 53,4%.

На долю стран дальнего зарубежья  в 2009 году пришлось 84,8% внешнеторгового  оборота России, в том числе  – 85,5% экспорта и 83,5% импорта.

1.3 Товарная структура внешней торговли

За 2009 год товарная структура внешней торговли по отношению к 2008 г. существенно не изменилась. Общая номенклатура оформленных товаров содержит 1057 товарных позиций (4 знака кода ТН ВЭД России) по экспорту и 1158 товарных позиций по импорту. Среди экспортных товаров наибольший удельный вес (по стоимости) имеют черные и цветные металлы (29,7%), продукция топливно-энергетического комплекса и машиностроительная продукция (17,6%). Среди основных товарных групп импорта можно отметить машиностроительную продукцию (45,1), продукцию нефтехимического комплекса (20,2%) и продовольственные товары (10,8%).

Структура экспорта и импорта по основным товарным группам за 2007 год представлена на диаграмме 2.

Рис. 2. Структура экспорта и импорта по основным товарным группам за 2007 год

 

В 2007 г. внешнеторговый оборот России (без учета неорганизованной торговли) составил 552,18 млрд. долларов, что превысило показатели 2006 года (439 млрд. долл.) на 25%.

Основной удельный вес  во внешнеторговом обороте России занимают страны ЕС (51,4%).

На долю государств АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) 19%.

В 2009 г. доля стран – основных торговых партнеров из дальнего зарубежья составила 52,4%.

В 2009 г. российский экспорт составил 352,5 млрд. долларов, т.е. увеличился по сравнению с 2008 годом на 17%.

Основу товарного экспорта в  дальнее зарубежье составляли сырьевые товары и другая продукция низкой степени переработки.

2. ВНЕШНЯЯ  ТОРГОВЛЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ  С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

2.1 Россия-Германия

Одним из крупнейших деловых  партнеров России выступает Германия. Германия первой из ведущих иностранных государств признала Российскую Федерацию в качестве продолжателя бывшего СССР (26 декабря 1991 г.).

Давно замечено, что у стран, между которыми существуют многолетние, крупномасштабные и взаимовыгодные торгово-экономические связи, политические отношения, как правило, также отличаются стабильностью. К таким странам принадлежат Россия и Германия с их мощным экономическим потенциалом, взаимодополняемостью экономик, традиционностью деловых связей и географической близостью.4

Россия и Германия создали большое  число совместных предприятий.

На территории России функционирует около 3,5 тыс. предприятий с германским участием, из них около 800 – со 100%-ым немецким капиталом. Среди них «Siemens AG», «Grundig», «Basf», «Blaupunkt», «Umax», «Bosch», «Mercedes», «VW» и другие. Они работают преимущественно в сфере торгово-посреднических и консультационно-информационных услуг (около 50%), а также финансовых операций (15%). Зарегистрировано более тысячи представительств германских фирм (главным образом, в Москве и Санкт-Петербурге).

На протяжении многих лет Германия удерживает лидирующее положение среди торговых партнёров России. Её доля во внешней торговле России – около 10%, а доля России во внешней торговле Германии – около 2,5%.

В 2008 г. взаимный товарооборот достиг рекордной планки в 32,9 млрд. долл. США, т.е. по сравнению с 2007 г. вырос на 37,7%. По данным Федеральной таможенной службы России, в январе-сентябре 2009 г. объём торговли между Россией и Германией увеличился на 30% и достиг 30,9 млрд. долл.

Структура взаимного  товарооборота на протяжении ряда лет остается без особых изменений. В российском экспорте преобладают сырьевые товары (около 60%), основу которых составляют нефть (31%) и природный газ (25,1%). В 2007 г. в Германию было поставлено 23 млн. т российской нефти на 4,08 млрд. немецких марок и 29,6 млрд. куб. м природного газа на 3,4 млрд. немецких марок. При этом увеличение поставок происходило на фоне снижения цен на германском рынке нефти и газа.

Значительную долю в  российском экспорте в ФРГ составляют полуфабрикаты (30%), в частности цветные металлы (медь, алюминий, никель), древесина и целлюлоза, удобрения, химтовары и др.5

Как положительный момент можно отметить рост поставок в Германию готовых изделий, их доля в последнее время выросла с 8% до 11%.

Основным препятствием для роста экспорта многих товаров на германский рынок остаются качество, ограниченность ассортимента, отсутствие изделий высокой технологии и недостатки дизайна. С другой стороны, этому мешает ужесточение норм и стандартов, особенно по безопасности и экологичности, принятых в ЕС.

Ведущие позиции в  структуре импорта из Германии занимают готовые товары (более 80%), где основная доля приходится на машинно-техническую продукцию (более 60% от общего объема импорта). Наибольшие объемы из этой номенклатуры составляют автомобили, электротехнические изделия, станки, вагоны, оборудование для машиностроения, металлургии, энергетики, легкой промышленности, агрокомплекса. В значительных объемах закупаются в Германии ткани, одежда, обувь, фармацевтические и косметические изделия, бытовая химия, искусственные материалы. Весомую долю в импорте (около 18%) занимает продовольствие, хотя его объемы несколько снизились. Доля сырья и полуфабрикатов в закупках в Германии незначительна.

Таким образом, структура российско-германского товарооборота остается традиционной, что не способствует расширению взаимной торговли. В этой связи все более очевидно, что без поиска новых «ниш» на германском рынке российским участникам ВЭС не обойтись, как не обойтись без новых товаров, особенно высоких технологий, для продвижения на этот рынок.

Есть уверенность, что укрепление политической стабильности в российском обществе и улучшение экономической ситуации изменят к лучшему перспективы для дальнейшего развития торгово-экономических связей с Германией.

Важнейшими проектами российско-германского сотрудничества являются:

  • разработка месторождений газа совместными усилиями российского концерна «Газпром» и немецкого концерна «Wintershall», расположенного в Западной Сибири;
  • создание комплекса установок по производству металлизированных брикетов мощностью 4 млн. шт. в год на Лебединском горно-обогатительном комбинате;
  • строительство Северо-Западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге;
  • реконструкция и развитие средств связи и информационных систем;
  • организация производства фирмой «ИКЕА-Дойчланд» в России деревянной мебели и создание системы ее сбыта (инвестиции оцениваются в 2 млрд. марок в 2001–2010 гг.).

Перспективным является также сотрудничество в области  высоких технологий (авиационно-космическое, создание навигационных спутниковых  систем, совместные технологические разработки по экологической тематике).

2.2 Россия – Италия

Италия является одним  из приоритетных торгово-экономических  партнеров России. По данным российской статистики, она занимает 3 место  в мире по объему товарооборота с  Россией (после Германии и Нидерландов). Удельный вес России в совокупном итальянском экспорте составляет около 2%, в импорте – 3,8%.6

По данным российской статистики объем товарооборота между Россией и Италией в 2009 г. возрос по сравнению с предыдущим годом на 31% и составил более 30 млрд. долларов.

Таблица 2 - Основные показатели формирования товарооборота между  Россией и Италией за 2003–2009 гг. характеризуются следующими данными (млрд. долл. США):

 

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2009/2008, в %

Товарооборот

9,7

10,9

15,2

23,5

30,8

131,1

Экспорт России

7,4

8,5

12,0

19,0

25,1

132,1

Импорт России

2,2

2,4

3,2

4,5

5,7

126,7

Сальдо

+5,2

+6,1

+8,8

+14,5

+19,4

 

 

В российском экспорте в  Италию основная роль традиционно принадлежит  энергоносителям (включая нефть, нефтепродукты, природный газ и каменный уголь), их удельный вес во всем объеме товарных поставок составляет около 89%. В Италию было поставлено в 2009 г. около 20 млн. т. сырой нефти и нефтепродуктов и более 25 млрд. м³ природного газа. В соответствии с действующими долгосрочными контрактами, поставки российского газа к 2011 году должны возрасти до 28 млрд. м3, и удовлетворять около трети потребностей Италии в этом энергоносителе.

Другими важными позициями  в российском экспорте в Италию являются:

  • черные металлы,
  • цветные и драгоценные металлы,
  • лес и производные, химические товары,
  • сельскохозяйственное сырье,
  • пищевые продукты,
  • сырые и выделанные кожи.

Доля машинотехнических  товаров мала и составляет менее 1%.

Информация о работе Внешняя торговля России