Внутрифирменное планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Все это говорит о необходимости проведения научных исследований, связанных с разработкой направлений и методов совершенствования внутрифирменного планирования с учетом особенностей развития и управления экономикой.
Объект исследования: исследование системы внутрифирменного планирования и регулирования производства и реализации продукции предприятий в условиях рыночной экономики. Предмет исследования: организационно-экономические отношения субъектов хозяйствования, складывающиеся в процессе внутрифирменного планирования.
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование вопросов совершенствования внутрифирменного планирования деятельности предприятий, планирование производства и реализации продукции.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.12 Кб (Скачать файл)

Если рассматривать социально-экономическую  систему в целом, то планирование выступает, как вид деятельности, направленный на выбор оптимальной  альтернативы развития социально-экономической системы в целом, рассчитанный на определенный период времени.

Планирование имеет как  преимущества, так и недостатки.

Преимущества планирования:

  • стремление решить задачу рационально и с меньшими затратами;
  • обдуманная подготовка к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования;
  • улучшение координации действий исполнителей;
  • усиление коллективных возможностей приложения сил за счет совместных действий заинтересованных лиц;
  • более рациональное использование ограниченных ресурсов;
  • возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.

Недостатки планирования:

  • невозможность отразить в плане все многообразие жизненных условий, особенно в сложно организованных системах;
  • стабильность принятого решения, что может обернуться убытком при динамичных обстоятельствах бизнеса;
  • необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки плана

Планирование, как процесс  научной и практической деятельности, в виде последовательности взаимосвязанных действий проходит в несколько этапов:

  • определение целей планирования - желаемого состояния предприятия и его положения на рынке;
  • анализ проблем - фактического исходного положения дел и по окончании планового периода;
  • поиск альтернатив - выявление возможных вариантов развития по различным сценариям;
  • определение потребности в ресурсах и способов достижения поставленных целей, объемов производства и др.;
  • оценка - проведение оптимизационных расчетов и обоснование экономических показателей;
  • оформление плана в виде единого документа.

Все процессы и этапы планирования на предприятии взаимосвязаны и  зависят друг от друга. [10.стр. 640]

В последние годы уровень  планирования на предприятиях снизился. Такое положение обусловлено рядом объективных и субъективных причин. Объективные причины заключаются в недостатках централизованной системы планирования, созданной в дореформенный период, которая оказалась неадекватной изменившимся условиям работы предприятий. Субъективные причины обусловлены недостаточной квалификацией руководителей и специалистов предприятий, противоречиями между экономической наукой и практикой хозяйствования.

Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация  и стимулирование . Каждая функция  характеризуется присущим ей технологическим процессом обработки информации и способом воздействия на управляемый объект.

Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функции «планирование-прогнозирование», можно сказать, что данная функция в системе функций управления предприятием является центральной. Функции управления в своей основе объективны и являются формами реализации управленческих отношений, через которые, в свою очередь, реализуются требования экономических законов развития производства.

Деятельность, связанную  с планированием можно условно  разделить на несколько этапов.

Первый этап называется процесс  планирования, то есть процесс принятия решений о будущих целях организации  и способах их достижения. Результатом  процесса планирования является система  планов.

Второй этап - деятельность по осуществлению плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности предприятия.

Третий этап - контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение  реальных результатов с плановыми  показателями, а также создание предпосылок  для корректировки действий организации  в нужном направлении. Несмотря на то, что контроль является последним этапом плановой деятельности, его значение очень велико, поскольку с помощью контроля определяется эффективность планового процесса в организации.

Функция планирования служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой  управленческую деятельность, которая  предусматривает выработку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. [12.стр.412]

Планирование всегда опирается  на данные прошлых периодов деятельности предприятия. Оно осуществляется для того, чтобы определять и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность плана зависит от точности фактических показателей прошлых периодов.

Тем не менее, планирование на любом предприятии базируется на неполных данных, даже если имеется  хорошо налаженная система бухгалтерского и статистического учета. Проблема состоит в том, что некоторые  аспекты функционирования экономической  системы не поддаются оценке, например действия конкурентов, экономические  циклы, забастовки, политическая обстановка и т.п.

С точки зрения формализации процедуры планирование представляет собой алгоритмизированный процесс подготовки решений в противоположность спонтанному, ситуативному принятию управленческих решений. Противоположностью планирования является импровизация, когда решение принимается на основе сложившейся ситуации и опыта плановика. Четкий алгоритм принятия импровизированных решений отсутствует. Планирование эффективно там, где одной интуиции недостаточно для того, чтобы принять решение, где требуется улучшить качество принимаемых решений путем преодоления сложности проблемных ситуаций, обусловленной большим количеством взаимодействующих факторов и причинно-следственных связей, а также несогласованностью мнений экспертов, принимающих решение относительно сценария развития планируемых процессов и событий.         [7.стр. 463]

Несмотря на важность и  видимые преимущества планирования, оно не может заменить собой импровизацию. В практике управления предприятием спланировать все случаи принятия решений невозможно, да и нецелесообразно. Причиной тому могут быть два фактора: несоизмеримость затрат на планирование с результатами реализации плана; отсутствие объективной, достоверной и достаточной для разработки плана информации. В этих случаях приходится вступать на путь импровизации и таким образом реагировать на возникшую ситуацию. Соотношение между запланированными и импровизированными решениями на конкретном предприятии зависит от многих факторов, среди которых можно выделить:

  • полноту и достоверность информации о внешней среде и внутренней структуре предприятия;
  • личностные качества, специальные знания, склонность к риску и гибкость плановых работников;
  • мотивацию (гармонизацию желаний и интересов исполнителей с целями плановых решений);
  • правомерность (собственные возможности и предоставленные плановому работнику специальные средства должны позволить осуществить все мероприятия, связанные с подготовкой и реализацией планового решения);
  • информированность (лица, которым поручена подготовка плана, должны знать цели и особенности принятия и реализации планового решения);
  • допустимость (мероприятия, предусмотренные плановым решением, не должны нарушать норм права и морали);
  • наличие формализованного инструментария планирования: экономико-математических моделей, ЭВМ, технических средств и т.д

При планировании для определения  высшей ценности ожидаемого близкого результата необходимо знать, какой исход или какая цель, в конечном счете, должны быть достигнуты на предприятии и в какой степени приближает к ним промежуточный планируемый результат. Возможность приближения к конечным результатам делает процесс планирования важным показателем как степени продвижения к поставленным целям, так и меры внешней ценности любого промежуточного результата. Правильная оценка при планировании степени соответствия итоговой плановой деятельности способствует обоснованному выбору не только важнейших экономических целей, но и необходимых средств для осуществления их в планируемом периоде.

Любой план, как текущий, так и перспективный, должен быть осуществимым, жизнеспособным и гибким к внутренним и внешним изменениям производственной рыночной системы и ее окружения. Рыночный план развития предприятия должен быть наилучшим из возможных в данных условиях вариантов, способным легко претерпевать любые предстоящие изменения внутрифирменной деятельности. Он может непрерывно пересматриваться под влиянием новых рыночных требований, вновь полученной нормативной информации, приобретения научных знаний и производственного опыта, появления новых плановых проблем и выбора новых экономических целей. [5.стр.423]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Формирование системы внутрифирменного планирования и бюджетирования

В управлении, особенно в  российских условиях, должно активно  использоваться финансовое планирование. Для эффективного функционирования, для оценки возможностей и фиксации плановых результатов необходимо составлять и контролировать бюджеты всех центров  предприятия и структурных подразделений. Причем роль бюджетного планирования должна постоянно возрастать: если сначала финансовый план использовали для того, чтобы получить контрольные  цифры на будущий период, то в  дальнейшем корпорация должна превратить бюджеты в основной инструмент согласования интересов различных служб.

Способ - многократное уточнение  бюджета с тем, чтобы увязать  с предполагаемыми поступлениями  денег запросы различных служб. После этого можно использовать финансовый план для делегирования полномочий и распределения ответственности. Планирование и бюджетирование на предприятии относятся к числу наиболее сложных и самых ответственных функций менеджмента. Закладываемые в плане мероприятия и бюджетные средства на их реализацию служат базой для достижения намеченных целей, особенно в условиях ограниченности ресурсов.[3.стр. 236]

Обобщая практический опыт разработки бюджетов, отмечают 4 основных преимущества системы бюджетирования:

  • помесячное планирование бюджетов структурных подразделений предприятия дает более точные показатели размеров и структуры затрат, чем действующие в настоящее время системы бухгалтерского учета, а также финансовой отчетности, и, соответственно, более точное плановое значение размера прибыли;
  • в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям предоставляется большая самостоятельность в расходовании средств, полученных от экономии по бюджету оплаты труда, что повышает материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;
  • минимизация количества контрольных параметров бюджетов позволяет сократить непроизводительные расходы рабочего времени работников финансовой службы;
  • бюджетное планирование позволяет осуществить экономию финансовых ресурсов (денежных средств) хозяйствующего субъекта.

Отмечают следующие достоинства  системы бюджетирования:

  • оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;
  • позволяет координировать работу предприятия в целом;
  • анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
  • позволяет обучаться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
  • помогает усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
  • способствует процессам коммуникации, т. к. позволяет менеджерам низового звена понять свою роль в предприятии, а сотрудникам-новичкам понять «направление движения» предприятия, что способствует их адаптации в коллективе;
  • служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

Система планирования и бюджетирования - это комплекс методов, подходов, финансовых инструментов планирования, контроля, анализа и принятия решений, которые используются для достижения долгосрочных и краткосрочных целей, сформированных руководством корпоративного объединения. [6.стр. 256]

Главной задачей СПиБ является предоставление руководству корпорации необходимой информации для принятия своевременных управленческих решений по вопросам:

Информация о работе Внутрифирменное планирование на предприятии