Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:40, контрольная работа
Регулирование ценообразования необходимая часть государственной политики. В зависимости от состояния экономики степень такого воздействия государства на цены меняется. Оно позволяет контролировать цены монополий, не допустить инфляционного роста цен. Оно способствует созданию нормальной конкуренции. Государство осуществляет свою политику цен через создание определённой рыночной структуры, принятие антимонопольного законодательства с целью защиты потребителей, устранения недобросовестной деловой практики.
Российский государственный
торгово–экономический
Казанский институт (филиал)
Кафедра гуманитарных дисциплин
Шифр:
Контрольная работа по дисциплине:
«Микроэкономика»
Тема: «Воздействие государства
на рыночное ценообразование»
Выполнила:
студентка гр.431-с
Камалова З.Р.
Преподаватель:
доцент Осипов А.В.
Казань 2013.
Введение.
Регулирование ценообразования необходимая
часть государственной
Роль государства в ценообразовании. Государственное регулирование цен.
Регулирование цен осуществляется на двух уровнях: государства и предприятия. Регулирование цен на уровне предприятия – это саморегулирование. Оно осуществляется в связи с тем, что производитель несомненно заинтересован в оптимизации цен и целью гарантии сбыта продукции и обеспечения прочных позиций на рынке в текущий момент и в будущем. Саморегулирование - это совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты не рынке.
Государственное регулирование –
это воздействие на цены таким
образом, чтобы способствовать стабильному
развитию экономической системы в целом.
При рыночном ценообразовании цены на
товары определяются их собственниками.
Государство может регулировать цены
только на очень ограниченный круг товаров.
На все остальные товары оно определяет
только общие подходы и принципы ценообразования.
Государственные органы не имеют права
устанавливать конкретные цены на товары,
изготовляемые их собственниками. При
рынке фирмы продают свою продукцию, работы,
услуги, по ценам и тарифам, установленным
по их усмотрению или на договорной основе,
и только в частных случаях, предусмотренных
законодательными актами, - по государственным
ценам.
На продукцию предприятий, занимающих
монопольное положение на рынке, на товары
и услуги, формирующие цены в различных
секторах экономики и уровень жизни населения
(электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартирная
плата, тарифы на коммунальные), может
распространяться государственное регулирование.
Свобода предприятий
в ценообразовании
Установление государством фиксированных цен:
- в виде государственных прейскурантных цен;
- так называемое "замораживание" рыночных свободных цен; - фиксирования монопольных цен.
Регулирование государством цен посредствомустановления условий ценообразования для предприятий. Такого рода ограничения осуществляются в формах:
- фиксирования предельного
- выделения максимума надбавок или коэффициентов
к фиксированным прейскурантным ценам;
- внедрения предельного значения элементов
розничной цены;
- установления максимального уровня разового
повышения цен;
- государственного контроля за монопольными
ценами; установления цен для продукции
государственных предприятий.
Свободные (договорные) цены. Государство ограничивает степень самостоятельности предприятий определением правил игры на рынке за счет различных запретов. Формы таких ограничений:
- запрет на горизонтальное фиксирование цен;
- запрещение вертикального фиксирования цен;
- запрещение ценовой
дискриминации (купля-продажа
- запрещение демпинга
(продажа товаров ниже
- запрет на недоброкачественную ценовую рекламу.
В переходный к рынку период, в обстановке
смешанной экономики рыночное ценообразование
призвано эластично сочетаться с механизмом
государственного регулирования цен на
отдельные товары. Это дает возможность
государству с помощью цен определять
и реализовывать приоритеты экономического
развития.
Проблемы России в регулировании цен:
Регулирование цен является
инструментом, который не может быть
признан в полной мере адекватным
для использования в эффективно
Регулирование цен представляет
собой сложный и чрезвычайно дорогостоящий процесс.
Известно из опыта зарубежных стран, что
нередко регулировщики оказываются «захваченными»
теми крупными компаниями, которые подлежат
регулированию. Нередко это происходит
через делегирование компаниями высококвалифицированных
специалистов в органы регулирования.
Однако коррупция в чистом виде также
не исключается.
Опыт регулирования цен и рентабельности
предприятий – «монополистов»в России
в 1992–1993 годах выявил целый ряд проблем.
Предприятия с регулируемыми ценами могут:
– сокращать производство товаров с регулируемыми ценами, переключаясь на производство других товаров;
– завышать затраты по
товарам с регулируемыми
– переносить затраты с нерегулируемых
товаров на регулируемые.
Регулирование цен на товарных рынках,
где присутствует конкуренция, не имеет
смысла, так как она сама в конечном итоге приведет к снижению цен. Регулирование
цен лишь подаст неправильные сигналы
товаропроизводителям, вынуждая некоторых
из них прекращать производство и уходить
с соответствующего рынка, а других, наоборот,
– производить ненужную продукцию.
На монопольных рынках во многих случаях присутствует потенциальная конкуренция как со стороны технологически близких производителей, так и со стороны территориально близких поставщиков. Монопольно-высокая цена привлекает новых участников (включая импортеров) к товарному рынку, а в результате потребитель получит товар по сниженным ценам и более высокого качества.
В годы экономической реформы регулирование цен в России получило достаточно широкое распространение, и трудно предположить, что в настоящее время от него смогут отказаться как региональные, так и федеральные органы власти. Очевидно, что дело не ограничивается естественными монополиями. Региональные власти часто применяют регулирование цен на социально значимые товары.
Правовое регулирование ценообразования.
Конституция использует понятие «ценовая политика», а не "ценообразование". Публично-правовое регулирование предполагает активное участие в нем государства, то есть осуществление государством в данной области определенной властной и целенаправленной деятельности - политики. Административная деятельность государства и муниципальных образований в области ценообразования связана и с некоторыми организационно-политическими, не правовыми и доправовыми основами. В некотором смысле институт публично-правового регулирования цен - это средство государственной политики цен. Государство в лице соответствующих органов формирует данный институт, осуществляет выбор того, какими средствами тарифного администрирования целесообразно воспользоваться в данных социально-экономических условиях, какие средства неприемлемы в принципе, какие должны быть зарезервированы, определяет объем (поле) ценового регулирования. Наряду с непосредственным административным вмешательством и контролем в данном поле используются и иные средства, связанные с бюджетным регулированием, налоговой политикой, участием государства и муниципальных образований в управлении субъектами хозяйственной деятельности. Конституция и конституционный закон "О Правительстве", относят ценовое регулирование к финансовой сфере, к вопросам бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. Институт публично-правового регулирования ценообразования не имеет непосредственного отношения к финансам и финансовому праву. Предмет института составляет совокупность взаимосвязанных общественных отношений по государственному управлению формированием физическими и юридическими лицами цен на отдельные товары.
Публично-правовое регулирование
ценообразования не имеет непосредственного
(овеществленного) предмета (денежных средств). В этом смысле
предмет данного института сводится к
нематериальному управлению. Верным является
возложение на государственные органы
контрольных и репрессивных функций и
в тех отраслях, цены в которых устанавливают
муниципальные органы. Была установлена
особая разновидность публично-правовой
ответственности за нарушение порядка
применения регулируемых цен. Наряду с
общеизвестными видами публично-правовой
ответственности (уголовной и административной)
в российской правовой реальности возникают
различные разновидности: налоговая ответственность,
ответственность по антимонопольному
законодательству, ответственность за
экологические правонарушения, ответственность
в области ценообразования. В соответствии
с ним взысканию (конфискации) подлежит
не прибыль, а излишне полученная выручка.
В этом же размере взыскивается штраф.
Штраф при повторном правонарушении взыскивается
в двукратном размере.
Заключение:
Государственное регулирование – это воздействие на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом. Выделяются три уровня в регулировании ценообразования: становление государством фиксированных цен; установления условий ценообразования для предприятий; свободные (договорные) цены. Регулирование цен представляет собой сложный и чрезвычайно дорогостоящий процесс. В годы экономической реформы регулирование цен в России получило достаточно широкое распространение, и трудно предположить, что в настоящее время от него смогут отказаться как региональные, так и федеральные органы власти. Регулирование цен и тарифов на услуги естественных монополий является одной из достаточно хорошо оформившихся ниш в сфере нормативно-правового регулирования ценообразования. Эффективность государственного регулирования ценовых условий на продукцию и услуги естественных монополий оказывает значительное влияние на функционирование предприятий реального сектора. Пока еще не сформирована необходимая экономико-правовая среда. В частности, необходимо сформировать законодательную базу, регламентирующую работу регулирующих органов.
Список используемой литературы:
1. Выбор стратегии
http://www.mibif.ru/proftest/
2.Пудров Ю. А. Проблемы публично-правовых
основ ценообразования.http://www.
3.О государственном контроле за порядком
применения регулируемых цен и тарифов.Об
основах ценовой политики Российской
Федерации.ЦапеликВ.Е.
http://www.legislature.
4. Основные неурегулированные проблемы.
Государственное регулирование ценообразования
в естественных монополиях: проблемы и
пути их решения.
http://wbase.duma.gov.ru:8080/
Информация о работе Воздействие государства на рыночное ценообразование