Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:06, курсовая работа
Целью работы является изучение проблем развития НТП и научно - технического потенциала стран мировой экономики, исследование основных причин возникновения рыночной экономики, анализ экономических отношений, связанных с нововведениями НТП.
Задачи курсовой работы состоят в изучении сущности НТП, его основных направлений и форм; выявлений преимущества и недостатков НТП, а также анализа структуры и основных составляющих элементов НТП.
Поэтому в своей курсовой работе я постараюсь:
- рассмотреть научно-технический прогресс, его сущность и проблемы воспроизводства экономической системой;
- проанализировать особенности современного этапа научно - технического прогресса;
- рассмотреть экономический потенциал стран, который предусматривает развитие и сохранение научно - технического потенциала;
Введение……………………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Научно-технический прогресс: сущность, проблемы воспроизводства экономической системой………………………………………………………………………..5
1.1 Экономическое содержание и функции НТП……………………………………………...5
1.2 Особенности современного этапа НТП………………………………………………….....8
Глава 2. Экономический потенциал стран мирового хозяйства…………………………….11
2.1 Научно - техническая революция и ее последствия……………………………………...11
2.2 Научно - технический потенциал………………………………………………………….14
Глава 3. Основные положения и элементы политики в области поддержки научно-технического инновационного потенциала страны………………………………………….19
3.1 Законодательная база………………………………………………………………………19
3.2 Прикладные исследования и разработки………………………………………………….21
3.3 Государственная система поддержки научно-технического инновационного предпринимательства................................................................................................................22
Заключение……………………………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………………………………..26
История развития экономики говорит о том, что в любой экономической системе динамика экономического роста связана прежде всего с освоением нововведений. Необходимо для развития НТП не только покупать технологии за рубежом, но и создавать свои, вкладывая деньги в многонациональные исследовательские проекты.
Заимствуя и совершенствуя зарубежную передовую технологию, можно достичь мирового технического уровня в большинстве отраслей экономики, опять примером тому является Япония, она сумела создать мощные заделы на международном рынке технологий будущего. В прикладных исследованиях и разработках, а также в управлении инновационной деятельностью Япония обеспечила себе определенные преимущества перед Западом, но не очень стремится развивать свою фундаментальную науку.
Другая картина, на мой взгляд, в нашей стране, если в большинстве стран мира отмечается стремление к развитию научно-технического потенциала, то в России прослеживается прямо противоположная тенденция -- к его разрушению.
Научно-технический потенциал России, созданный на протяжении многих десятилетий трудом миллионов людей и воплощающий в себе достижения лучших умов многих поколений, находится на грани распада.
Такая
ситуация возникла ещё в бывшем Советском
Союзе, где сама экономическая система
оказалась неадекватной мировым
тенденциям развития науки и техники.
Она не смогла обеспечить органичного
сочетания процессов научно-
Сложившаяся мировая практика показывает, что расходы на науку и научные исследования распределяются между государством и частным сектором, при этом чем больше внимания уделяется государством созданию научно-технического потенциала, тем больше затраты на НИОКР со стороны крупных компаний. Так, например, в начале 90-х годов из общих ассигнований на НИОКР на долю частного сектора приходилось в Южной Корее 82%, в Швейцарии -- 75, Бельгии/Люксембурге -- 73, Японии -- 69, Швеции -- 68, США -- 68, Германии -- 68, Великобритании -- 63, Ирландии -- 62, во Франции -- 61%.”[1,29]”
В России
в настоящее время
Так
же, как и для всей экономики
России, для науки и научно-
Мировой
опыт показывает, что развитие рыночных
отношений само по себе не является
достаточным условием быстрого научно-технического
роста, тем более в условиях спада
промышленного производства, расстройства
кредитно-финансовой и денежной сферы,
галопирующей инфляции, кризиса неплатежей,
которые породили в России беспрецедентное
падение инвестици-онной
Сохранение
и развитие научно-технического потенциала
России должно стать одним из основных
приоритетов государственной
Основой
для этого процесса служит сохраняющийся
высокий интеллектуальный потенциал
нации. И хотя по количеству Нобелевских
лауреатов в области
Вывод: Центральный вопрос оценки научно - технической деятельности - определение вклада новых технологий в экономическое развитие той или иной страны. К концу ХХ в. стало очевидно, что уровень развития и динамизм инновационной сферы - науки, наукоемких отраслей и компаний, мировых рынков технологий - определяет границы между богатыми и бедными странами, создает основу устойчивого экономического роста.
Анализируя развитие экономики высокоразвитых стран, можно заметить, что становление современного хозяйства как системы возможно на производстве и потреблении информации, знаний, достижений в области науки и техники, а также на вложении финансов на развитие фундаментальных наук.
Для развития и сохранения научно - технического инновационного потенциала страны необходима, прежде всего, поддержка государства, а также законодательная база, фундаментальные исследования, прикладные исследования и разработки. Мировая практика показывает, что чем больше внимания уделяется государством созданию научно-технического потенциала, тем больше результаты.
Кроме успехов у научно - технической революции имеются и отрицательные последствия: это создание атомного и термоядерного оружия; разработка химического оружия; новые поколения танков, артиллерии, стрелкового оружия; гонка вооружений; загрязнение окружающей среды, экологические катастрофы в ряде регионов.
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ
3 .1. Законодательная база
Нормативно-законодательная
база регулирования инноваций
В самом общем виде нормативно-законодательная база включает следующие группы:
1. Документы
декларативного характера (
2. Постановления
и распоряжения, определяющие функции
органов исполнительной власти
и аппарата в части
3. Программные
документы, а также документы,
определяющие облик и порядок
формирования инфраструктуры
4. Инструкции
о порядке предоставления
В документах первой группы, как правило, не содержится каких-либо конкретных мероприятий по поддержке инноваций. По своему содержанию их можно разделить на чисто декларативные и определяющие целевые установки государственной политики.
В декларациях
о важности инноваций и необходимости
поддержки инновационной
Безусловно,
цели государственной политики в
области поддержки
По сути, инновационная политика содержит все уже давно общепринятые элементы: формирование комплекса программ и проектов, их экспертиза, долевое участие государства и т.д.
На
практике наиболее активным в поддержке
инновационного предпринимательства
является Министерство науки и технической
политики, которое отвечает за научно-техническую
политику и кровно заинтересовано в
финансировании как научных разработок,
так и деятельности по внедрению
их результатов. Министерством создана
система бюджетных и
Основными направлениями государственной поддержки инновационного предпринимательства, инновационной деятельности выдвигаются инвестирование в инновационные проекты и поддержка развития инновационной инфраструктуры. Оба эти направления связаны с распределением и освоением бюджетных ресурсов и по этой причине представляют объект повышенного внимания со стороны как государственных, так и общественных, частных структур.
3.2 Фундаментальные исследования и разработки
Для развития инноваций весьма важен этап исследований, поскольку должен обеспечить постоянное обновление инновационного потенциала страны, поддержание его на уровне, соответствующем мировому. Основным источником финансирования государством являются бюджетные ресурсы, поступающие как непосредственно через Миннауки на финансирование исследований, проводимых в РАН, государственных научных центрах (ГНЦ) и др., так и через Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), имеющий более непосредственное отношение к инновационной деятельности.
Оценка
того, насколько эффективно данный
механизм финансирования способствует
решению этой задачи, не входит в
замысел исследования, поскольку
деятельность РФФИ, хотя непосредственно
и связана с инновациями, реализует
в большей мере не инновационную,
а государственную научно-
Основными
элементами инфраструктуры поддержки
инноваций в малом
Совершенно очевидно, что такой подход не может быть основой долгосрочной политики. Но главная ущербность такого подхода состоит в том, что при долгосрочной его «эксплуатации» он не решает и той задачи, которая перед ним ставится на чрезвычайный период - сохранение научно-технического потенциала. Мизерные средства недостаточны для того, чтобы удержать наиболее высококвалифицированные кадры ученых и специалистов в тех областях, где Россия имеет действительный приоритет. В результате Россия постепенно теряет как раз ту часть своего потенциала, которая могла бы обеспечить ей приоритет в новых технологиях и конкурентоспособную продукцию высокой степени переработки.”[7,62]”
3.3 Государственная система поддержки научно - технического инновационного предпринимательства
Предварительный
анализ нормативно-законодательной
базы и инфраструктуры государственной
поддержки инновационной
Государственная
инновационная политика в области
малого предпринимательства как
элемент системы
Если
оценивать с позиций управления
информационный элемент системы
государственного регулирования инновационной
деятельности, то приходится констатировать,
что существующая система государственной
статистики лишь частично выполняет
эту функцию. Несмотря на недостатки
правового обеспечения
Сформированная система фондов позволяет аккумулировать ресурсы и обеспечивает финансирование различных этапов разработок. За истекшие годы получили поддержку и смогли развернуться многие предприниматели в области инноваций.”[8]”
Государственное управление инновационными процессами представляет собой целенаправленное воздействие государства на хозяйственную среду с целью повышения ее инновационной активности и восприимчивости.
Информация о работе Воздействие научно-технического прогресса на развитие экономики