Воздействие теневой экономики на ВВП страны: на примере России в 1990-х

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 02:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия теневой экономики и анализ и ее влияние на ВВП России. В своей работе я рассмотрю проблемы влияния теневого сектора экономики на страну, как теоретические аспекты, так и практическое проявление их в российской экономике в 1990-х годах и в настоящее время.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Теневая экономика…………………………………. 5
1.1Теневая экономика. Сущность. Виды и формы 5
1.2Причины возникновения теневой экономики………. 9
Глава 2.Особенности формирования теневой экономики в России…...…13
2.1 Механизм функционирования теневой экономики……… 13
2.2 Последствия теневой экономики……………………… 18
2.3 Пути преодоления теневой экономики …………….. 22
Глава 3. Анализ воздействие теневой экономики на ВВП России в 1990-х годах и её современное состояние………………………………… 28
Заключение 31
Список используемой литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 84.54 Кб (Скачать файл)

Структуры “теневой экономики” в принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных  издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие  органов, аналогичных Центробанку  и “силовым министерствам”, дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями и т.п.

 

    1. Последствия теневой экономики

 
Несомненно, что теневая экономика  оказывает разлагающее влияние  на все стороны жизни. В аналитическом  докладе Совета по внешней и оборонной  политике отмечаются следующие негативные последствия криминальных процессов.

Экономические последствия.

  • Расширение теневой экономики. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений (государство постоянно недобирает минимум 40 % налогов) и ослаблению бюджета, а как следствие – государство теряет  финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств.
  • Нарушение конкурентных механизмов рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентно способен, а тот, кто смог получить криминальные преимущества. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции.
  • Замедление появления эффективных частных собственников, прежде всего из-за нарушений в ходе приватизаций.
  • Неэффективное использование бюджетных средств, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны.
  • Повышение цен за счет криминальных «накладных расходов».
  • Потеря доверия агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решается проблема преодоления спада производства, обновления основных фондов.
  • Расширение масштабов криминальных операций в неправительственных организациях. Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны.

Социальные последствия

  • Отвлекаются колоссальные средства от целей социального развития. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы.
  • Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство, бедность большей части населения. Коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения.
  • Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью и перед лицом власти.
  • Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания денег.
  • Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.

Политические последствия

  • Смещаются цели политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок.
  • Снижается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества, тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти.
  • Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.

Можно выделить три укрупненных типа последствий влияния теневой экономики:

  1. Изменение организации, которые, прямо или косвенно, ведут к созданию лучших возможностей именно организаций с криминальными инвестициями и подконтрольными им предприятиями без криминальных инвестиций
  2. Постоянно происходящий процесс изменения отдельных предприятий и трансформаций всего производственного комплекса, преимущественно в направлении, выгодном криминализированным структурам.
  3. Вытеснение организациями с криминальными инвестициями всех прочих, приводящее к изменению производственного комплекса в ущерб приоритетам развития региона и общероссийским интересам.

Совокупность факторов структурирована по группам наиболее значимых факторов (см. Приложение 2).

Комплексный анализ факторов негативного влияния теневой  экономики приводит к пониманию  того, что дальнейшему существованию  российского государства угрожает невозможность решения стоящих  перед государством задач социального, экономического, политического, военного и других направлений развития в  условиях глобальной криминальной деформированности  основ жизнедеятельности страны.

          Развитие теневой экономики превратилось  в форму конкурентной борьбы, при которой та корпорация, которая  лучше осуществляет именно криминальные, а не легальные операции, оказывается  в экономическом выигрыше и  вытесняет конкурентов с рынка.  При этом сам рынок только  внешне напоминает рынок в  его цивилизованном понимании.  На самом деле, с учетом криминальных  операций и теневого оборота,  рынок является криминальной  средой экономической деятельности, реализующей свои операции через  легальные и нелегальные механизмы.

В этих условиях, существуя  как легальные организации, криминальные структуры теневой экономики  выполняют двойственную, но неразрывно связанную функцию основного  участника как законных, так и  незаконных экономических процессов. При этом именно криминализированные  организации соединяют в себе организационный механизм смыкания легального и нелегального экономического механизма в единый механизм экономической  деятельности, называемый теневой экономикой.

 

2.3. Пути преодоления  теневой экономики

Несмотря на  терпимость общества к сложившейся  ситуации в стране, уже сегодня  идут процессы, направленные на сопротивление  неформализации общественной жизни. Необходима выработка эффективной политики относительно теневой экономической  деятельности, которая требует комплексного социально-экономического и экономико-правового  подхода. Односторонние акценты, с  упором на чисто экономические или  только на институциональные решения  могут лишь усугубить проблему, обострить  социальные последствия соответствующих  мер. Основным направлением борьбы с  теневой экономикой, когда ею охвачена значительная часть физических и  юридических лиц, следует считать  ее легализацию,  создание условий  для их вовлечения в нормальную экономическую  жизнь в сочетании с привлечением к уголовной ответственности  криминальной ее части. Мировой опыт подсказывает, что количественный критерий  успешного решения задачи противодействия  развитию теневой экономики соответствует 5-10% ВВП страны, причем этого уровня лишь силовыми методами не достичь.

В настоящее время  борьба с проявлениями теневой экономики  возложена на МВД, МНС, ФСНП России, хотя эта проблема давно уже стала  общегосударственной. Каждый из этих органов  преимущественно действует в  своей области  работы и не охватывает всю сферу теневой деятельности, и, что самое главное, не касается корней, причин этого явления. Поэтому  для борьбы с теневой экономикой, возможно, необходимо создание самостоятельного органа, который занимался бы комплексной системой контроля над финансово-хозяйственной деятельностью физических и юридических лиц и разработкой правовых основ их функционирования в сфере предпринимательства.

При таких масштабах  теневой экономики общегосударственной  задачей является ее легализация. Ведь она становится необходимым фактором для обеспечения жизнедеятельности  отечественного производства. Средний  слой “теневой экономики” сейчас заинтересован  в легализации своих доходов  законными способами. Правильно  было бы вопросы легализации теневой  экономики начать решать с устранения корней ее развития, с учетом видов  экономической деятельности, оказывающих  разрушительное воздействие на экономику  страны. При этом  надо исходить, с одной стороны, из реально происходящих в обществе объективных экономических, политических, социальных и других процессов, с другой – из всего  комплекса действия институциональных  механизмов в экономической сфере  и практики деятельности правоохранительных органов по борьбе с теневой экономикой.

Одним из основных факторов развития теневой экономики  является поляризация доходов населения  и обнищание его основной массы. В целях предупреждения преступлений в свое время еще Платон предлагал  установить пределы разрыва между  бедностью и богатством в 4 раза. Это предположение не беспочвенно. В европейских странах он близок к пятикратному, в США к восьмикратному. Социально опасным  и наиболее криминогенным считается соотношение 1:10 и более. По данным же правительственной  программы социальных реформ РФ на 1996-2000 годы этот разрыв был двадцатичетырехкратным. Практика показывает, что резкое имущественное  расслоение населения, сосредоточение значительных имущественных ценностей в руках малой части населения при обнищании большинства, снижение социальных и правовых гарантий, потеря социальной ориентации и жизненных перспектив у многих граждан является питательной средой для растущей криминализации общества. Поэтому одной из мер в решении этой сложной проблемы России является сокращение растущей поляризации доходов между различными слоями общества.

В постсоветский  период в России сложилось ошибочное  представление о либеральной  рыночной экономике, о характере  и степени свободы субъектов  хозяйствования на рынке. Абсолютной свободы  в рыночной экономике нет и  быть не может, ее результатом может  быть только анархия и широкомасштабная теневая экономика. Это подтверждается нашей действительностью. Поэтому  одной из предпосылок борьбы с  теневой экономикой и условием ее легализации является совершенствование нормативно-правовой базы. Начатое в последние годы совершенствование уголовного законодательства – это начало и одно из направлений борьбы с теневой экономикой. В ряде принимаемых законов, определяющих налоговую, финансовую, бюджетную политику, необходимо предусмотреть статьи, направленные на концентрацию национального капитала в российской, а не зарубежной экономике. При этом нужно четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников, чтобы деятельность последних переориентировать в нормальную, легальную хозяйственную жизнь, потому что она предоставляет людям возможность трудиться и зарабатывать , расширять свои объемы производства товаров и услуг. Правительство России признало, что чем больше ставка налогов, тем больше от них скрываются налогоплательщики. Поэтому новая экономическая программа направлена на возврат теневых доходов. Сначала 2001 года вступила в силу новая «плоская» шкала подоходного налога (13%) и регрессивный единый социальный налог, был также снижен налог на прибыль с 35 до 24% при отмене почти всех налоговых льгот. Специалисты считают, что введение такой шкалы соцналога выведет из тени 10-15% налогоплательщиков, но ее эффективность еще не доказана. Вообще в современной рыночной экономике России налоги должны

выполнять не только фискальную функцию, но и являться инструментом

воздействия на накопление капитала и совокупный спрос. Так  как в состав теневой экономики  включается законная деятельность, которая  в целях уклонения от налогов  скрывается или преуменьшается, то меры по преодолению подобного подпольного  бизнеса в ходе производства товаров  народного потребления и услуг, должны:

- обеспечить равноправие  всех субъектов хозяйствования  не только в законодательстве, но и в реальной экономической  жизни общества;

-  упростить процесс  оформления создаваемого предприятия,  перекрыв этим каналы взяточничества  чиновников;

-   пресекать  любые формы подпольного предпринимательства,  для чего нужно усилить меры  административного и уголовного  воздействия на подпольных производителей;

-  создать единые, на уровне мировых стандартов, правовые, финансовые и бухгалтерские  нормативные акты.

Таким образом, чтобы  снизить теневую активность в  России, необходима не просто легализация  ее государством, а повышение адекватности государственного регулирования в  целом. Государственное воздействие  на экономику должно быть таким, чтобы  функционирование вне  рамок закона было экономически невыгодным, а в  открытой экономике – выгодным.

Что же касается черной экономики, действующей на организованной основе и создающей базу экономической  организованной преступности, то ее преодоление  предполагает осуществление конкретных уголовно-процессуальных мер в рамках борьбы с экономической преступностью.

Практически ни у  кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая система- это тормоз для  дальнейших финансово-экономических  преобразований. НЭП в свое время  легализовал скрытые капиталы.    Существенную роль при этом сыграла  разумная налоговая политика: налог  составлял 25% дохода частника. Это позволило  ему развернуться, причем прежде всего  в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить  частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом  к индустриализации и массовой коллективизации, - до 90% и более.

Оппоненты налоговой  реформы часто приводят такой  пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что  именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.

Следует вспомнить, как много надежд возлагалось  еще недавно на приватизацию. Безвозмездная  приватизация заведомо не могла обеспечить должный поток средств  для  инвестирования, финансовой стабилизации и решения социальных проблем. Но сегодня возможен переход к денежной форме приватизации с привлечением инвестиций. Где же их взять? Из легализованных теневых источников.

Информация о работе Воздействие теневой экономики на ВВП страны: на примере России в 1990-х