Время выбора: экономика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 18:38, реферат

Описание работы

Человек ограничен в своих возможностях. Ограничены его физические и интеллектуальные способности. Ограничено время, которое он может уделить тому или иному занятию. Ограничены средства, которые он мог бы использовать для достижения желанной цели. А ведь мир так богат и многообразен. И не только человек ≈ все общество, даже если рассматривать его в планетарном масштабе, ограничено в своем стремлении к свободе, счастью, благополучию. И хотя за тысячелетия своей истории люди существенно раздвинули рамки этих ограничений, но и сегодня, как и в любой момент прошлого и будущего, постоянная недостаточность наличных ресурсов ≈ главное и весьма жесткое условие, накладываемое объективной реальностью на размеры общественного и личного благосостояния и возможности их роста.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 37.00 Кб (Скачать файл)

1.1. БРЕМЯ ВЫБОРА

Человек ограничен в своих возможностях. Ограничены его физические и интеллектуальные способности. Ограничено время, которое он может уделить тому или иному занятию. Ограничены средства, которые он мог бы использовать для достижения желанной цели. А ведь мир так богат и многообразен. И не только человек ≈ все общество, даже если рассматривать его в планетарном масштабе, ограничено в своем стремлении к свободе, счастью, благополучию. И хотя за тысячелетия своей истории люди существенно раздвинули рамки этих ограничений, но и сегодня, как и в любой момент прошлого и будущего, постоянная недостаточность наличных ресурсов ≈ главное и весьма жесткое условие, накладываемое объективной реальностью на размеры общественного и личного благосостояния и возможности их роста.

Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Она заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. самостоятельного хотенья, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела".3 Для экономиста одинаково рациональным будет поведение и заядлого курильщика или чревоугодника, хотя и то и другое заведомо вредно, и вполне добропорядочного человека, всю жизнь проводящего в заботах о своем здравии.

Экономисты не претендуют на определение целей, которые должны ставить перед собой отдельные люди или общество, оставляя заботу об этом религиозным проповедникам, социальным реформаторам и политическим лидерам. Они принимают как данность те цели, которые ставят перед собой и преследуют индивидуумы. Экономистов интересует лишь то, каклюди реализуют свои "самостоятельные хотенья", или субъективно понимаемые интересы в мире ограниченных возможностей, и что из этого может получиться. "Мы, ≈ писал в 1820 г. Жан-Батист Сэй своему английскому коллеге Томасу Мальтусу, ≈ должны только сказать обществу, как и почему такой-то факт является последствием такого-то другого. Согласится ли оно с этим последствием или отвергнет его, этого будет для него достаточно, оно знает, что ему делать, но никаких поучений".4

Такое понимание роли экономистов и экономической науки пришло не сразу. В эпоху античности и средневековья экономические проблемы рассматривались как частные вопросы прикладной этики или общего учения о справедливости, отчасти права. На протяжении почти двух тысячелетий обсуждались вопросы о "справедливой цене", о том, позволительно ли торговать и не является ли торговля преступлением против совести и Бога, допустимо ли взимать (и платить) процент по денежным ссудам и т.п.

В XVII≈XVIII вв. экономическая наука существовала преимущественно как наука о государственном хозяйстве, об экономике национальных государств, управляемых, как правило, абсолютными монархами. С полным основанием такая наука могла именоватьсяполитической экономией.5 Даже великий А. Смит утверждал: "Политическая экономия, рассматриваемая как отрасль знания, необходимая государственному деятелю или законодателю... ставит себе целью обогащение как народа, так и государя".6 Кстати, и Евгений Онегин вынес из чтения А. Смита лишь умение

...судить о том, 
Как государство богатеет, 
И чем живет, и почему 
Не нужно золота ему, 
Когда простой продукт имеет,

что позволяло ему слыть "глубоким экономом".

В Германии в течение длительного времени экономические проблемы рассматривались как элемент "государственного искусства" (Staatskunst) или часть "государственной науки" (Staatswissenschaft).

Лишь на рубеже XIX≈XX вв. сформировалась чистая ("никаких поучений"!) экономическая теория, или просто ≈ экономика,7 как общественная наука, изучающая поведение людей и их групп в процессе производства, обмена и потребления материальных благ и услуг в целях удовлетворения своих неограниченных потребностей посредством ограниченных ресурсов.

Экономика как наука не ставит своей целью обогащение "народа или государя". Как заметил Дж. М. Кейнс, это скорее метод, чем учение, инструмент разума, техника мышления, которая помогает тем, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. Термин же "политическая экономия" употребляется ныне иногда лишь для того, чтобы выделить в общей экономической теории ту ее часть, которая касается изучения роли государства в регулировании экономики. Какова эта роль в действительности? Какой она могла бы быть? Удовлетворительно ли выполняет государство свои экономические функции? На все эти вопросы пытается сегодня ответить политическая экономия.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 "Истина заключается в том, что общество, может быть, и способно удовлетворить все потребностиотдельных людей, но тогда оно лишает этого других, вынуждая их перейти на более низкий уровень потребления. Либо оно способно удовлетворить отдельные потребности всех людей, но тогда уровень удовлетворения других потребностей будет гораздо ниже уровня насыщения. Общества, которое может удовлетворить все потребности всех граждан, нет не только в настоящее время, но не будет и в перспективе. Как бы ни возрастало благосостояние, развитие техники и культуры всегда будет способствовать дальнейшему увеличению материальных потребностей" (Корнай Я. Дефицит. М., 1990. С. 437).

2 Принцип максимизации входит уже в первое определение предмета экономической науки, данное Ксенофонтом (ок. 430-355 или 354 до н.э.): "Итак... мы установили, что имя некоторой науки есть экономия. Сущность этой науки представилась нам в том, как люди могут увеличить свои └дома" (ойкосы в смысле общей совокупности их имуществ)" (История экономической мысли / Под ред. В. Я. Железнова и А. А. Мануйлова. М., 1916. Т. 1, вып. 1. С. 51-52). Ряд экономистов, в частности нобелевский лауреат Г. Саймон, выдвинули гипотезу рационального поведения, согласно которой хозяйствующие субъекты не стремятся к максимизации результатов, а довольствуются некоторым приемлемым их уровнем. Однако им не удалось показать, что при прочих равных условиях мы выбираем меньшее, а не большее.

3 Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч. Л., 1973. Т. 5. С. 113.

4 Цит. по: Жид Ш. История экономических учений. М., 1914. С. 64.

5 Термин был введен в 1614 г. во Франции Антуаном де Монкретьеном. "Все его помыслы, ≈пишет А. В. Аникин, ≈ были направлены именно на процветание хозяйства как государственной, национальной общности. Неудивительно, что перед словом экономия он поставил определение политическая" (Аникин А. В. Юность науки. М., 1975. С.33).

6 Смит А. Богатство народов. М., 1962. С. 313.

7 Распространению нового "имени" экономическая теория во многом обязана вышедшей в 1890 г. книге А.Маршалла "Principles of economics" ("Принципы экономики"). В русском переводе она вышла лишь в 1983-1984 гг. под названием "Принципы политической экономии". Подробнее см.: Экономика, сиречь наука экономическая // Экономическая школа. 1992, Вып. 2.

Альфред Маршалл (1842-1924) ≈ английский экономист, профессор политической экономии Кембриджского университета (1885-1908), основатель Кембриджской школы в экономической теории. Идеи Маршалла определяли развитие экономической науки вплоть до 40-х гг. XX в. 

 


Информация о работе Время выбора: экономика как наука