Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 22:49, реферат
Международная организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации.
Всеми́рная торго́вая организа́
ВТО отвечает за разработку и внедрение
новых торговых соглашений, а также
следит за соблюдением членами
Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария. Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами, в штате самой организации около 640 человек.[5]
На 2 марта 2013 года в ВТО состояло 159 стран.[6].
Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.[7]
Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию об условиях труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников конкурентным преимуществом) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, которые утверждали, что такие меры только ухудшат благосостояние работников в связи с сокращением числа рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.[7]
Содержание
1 История ВТО
2 Цели и принципы ВТО
3 Организационная структура ВТО
3.1 Комиссия по урегулированию споров
3.2 Отдельные решения
4 Вступление и членство в ВТО
4.1 Постсоветские страны и ВТО
5 Критика
6 Генеральные директора
7 Примечания
8 См. также
9 Ссылки
История ВТО
Все возрастающая роль мировой торговли заставила индустриальные страны уже в XIX веке поддерживать на международном уровне ограниченную кооперацию по вопросам таможенных пошлин. Разразившийся в 1929 году глобальный экономический кризис и попытки его преодоления в отдельных развитых странах путём прямой защиты внутреннего рынка высокими таможенными пошлинами от иностранного импорта показали, что при все возрастающих объёмах внешней торговли необходима её институционализация и наднациональное регулирование в признанных международно-правовых рамках.
Экономическим фундаментом требований либерализации внешней торговли служит экономическая теория сравнительного преимущества, разработанная в начале XIX века Давидом Рикардо.
Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю, возникла ещё до окончания Второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО). Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это соглашение, рассматриваемое как временное, вступило в силу 1 января 1948 года.
СССР не
был приглашён к участию в
Гаванской конференции, так как
отказался быть участником МВФ и
МБРР. Советское правительство
Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то что Соединённые Штаты были главной движущей силой организации МТО, и ГАТТ, первоначально временное соглашение, продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.
В последующие
годы ГАТТ, хотя и в урезанном
от первоначально задуманного
Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Марракеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века — около 20 %) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (GATS), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Марракешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPs), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО.
Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли, с 1 января 1995 года ВТО приступила к работе.
Осенью 2001 года в столице Катара был начат Дохийский раунд переговоров ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли. Среди включённых в него вопросов — либерализация мировой торговли аграрной продукцией, в том числе снижение тарифов и отмена субсидий, финансовые услуги и защита интеллектуальной собственности. Однако переговоры затягиваются, во многом из-за проблемы доступа к несельскохозяйственным рынкам. Развитые страны хотят получить больше доступа к промышленному сектору развивающихся стран, последние, в свою очередь, опасаются, что это может привести к снижению темпов экономического роста.
Россия вступила во Всемирную торговую организацию и стала её 156-м членом 22 августа 2012 года[8].
Цели и принципы ВТО
Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли[9]. Согласно декларации, работа ВТО, как и ГАТТ до него, опирается на основные принципы, среди которых:
Равные права. Все
члены ВТО обязаны
Взаимность. Все уступки
в ослаблении двусторонних торг
Прозрачность. Члены ВТО
должны полностью публиковать
свои торговые правила и иметь
органы, отвечающие за предоставление
информации другим членам ВТО[
Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-то стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах[10][11]
Защитные клапаны. В
некоторых случаях,
Есть три типа деятельности в этом направлении:
* Статьи, позволяющие использовать торговые меры для достижения неэкономических целей;
* Статьи, направленные на обеспечение «справедливой конкуренции»;. Члены не должны использовать природоохранные мероприятия в качестве средства маскировки протекционистской политики[13]
* Положения, допускающие
Исключения из принципа НБН также составляют развивающихся странах, имеющие льготный режим в ВТО, региональные зоны свободной торговли и Таможенные союзы[7]
Организационная структура ВТО
Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации. Во главе организации стоит Генеральный Директор с соответствующим подчиненным ему секретариатом. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по торговой политике стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Кроме общих исполнительных функций, Генеральный Совет руководит ещё несколькими комиссиями, созданными на основании заключенных в рамках ВТО соглашений. Самыми важными из них являются: Совет по товарной торговле (так называемый Совет-ГАТТ), Совет по торговле услугами и Совет по вопросам торговых аспектов прав интеллектуальной собственности. Кроме того, в подчинении Генерального Совета состоит множество других комитетов и рабочих групп, призванных снабжать высшие органы ВТО информацией о развивающихся странах, бюджетной политике, финансово-бюджетных вопросах и т. д.
Комиссия по урегулированию споров
Одним из важнейших инструментов урегулирования
возникающих между
Отдельные решения
Некоторые решения Комиссии по Урегулированию Споров Всемирной Торговой Организации, вызвавшие большой общественный резонанс:
Решение 1992 года в
рамках ГАТТ в отношении
Похожий спор по отношению к закону, запрещавшему импорт креветок в США, выловленных методом, опасным для морских черепах, был вынесен на рассмотрение Комиссии уже в рамках ВТО в 2000 году. Азиатские страны (Индия, Пакистан, Малайзия и Таиланд), использовавшие этот метод ловли, придерживались мнения о том, что подобные ограничения импорта в США являются ничем иным как «зелёным протекционизмом», за которым на самом деле стоит желание развитых стран ограничить ввоз дешёвого импорта, а экологические обоснования являются всего лишь предлогом. Рассматривая это дело, Комиссия хотя и признала в мотивировочной части своего решения возможность того, что меры по охране окружающей среды могут теоретически являться легитимной причиной для ограничения импорта определённых товаров, однако в конкретном случае закон о запрете ввоза креветок, по её мнению, не соответствует нормам ВТО, и США предписывается его отменить. Shrimp/Turtle Case (англ.)