Всемирно торговая организацяи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 00:39, лекция

Описание работы

Всемирная торговая организация обеспечивает организационно-правовую основу системы международной торговли и контролирует выполнение торговых соглашений и договоренностей, заключенных между членами ВТО.
ВТО регулирует не только внешнеторговые связи между странами, но и оказывает серьезное влияние на их хозяйственную жизнь и внутренние механизмы развития. В настоящее время ВТО регулирует примерно 97% мировой торговли. По настоящий день членами ВТО являлось 159 государств (26 июля 2014 года юридический статус члена ВТО получит Йемен), а также 25 стран-наблюдателей.

Файлы: 1 файл

Всемирная торговая организация обеспечивает организационно.docx

— 24.29 Кб (Скачать файл)

Всемирная торговая организация обеспечивает организационно-правовую основу системы международной торговли и контролирует выполнение торговых соглашений и договоренностей, заключенных между членами ВТО.

ВТО регулирует не только внешнеторговые связи между странами, но и оказывает серьезное влияние на их хозяйственную жизнь и внутренние механизмы развития. В настоящее время ВТО регулирует примерно 97% мировой торговли. По настоящий день членами ВТО являлось 159 государств (26 июля 2014 года юридический статус члена ВТО получит Йемен), а также 25 стран-наблюдателей.

Политику ВТО определяют страны-члены. Все решения принимаются ими коллегиально в лице министров.

В настоящее время гендиректором ВТО является Роберт Карвалью ди Азеведу, в штате самой организации около 640 человек.

Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.

Основополагающими принципами и правилами ВТО являются:

1) Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае.

2) Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение «проблемы безбилетника».

3) Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

4) Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах.

5) Защитные клапаны. В некоторых случаях, правительство в состоянии вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.

Важнейшими функциями ВТО являются:

-контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

-проведение многосторонних  торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

-разрешение торговых  споров;

-мониторинг национальной  торговой политики стран-членов;

-техническое содействие  развивающимся государствам в  рамках компетенции ВТО;

-сотрудничество с международными  специализированными организациями.

 

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

-более благоприятные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО;

-устранение дискриминации  в торговле с помощью механизма  ВТО по разрешению споров, который обеспечивает защиту национальных интересов, в случае, если они ущемляются партнерами;

-возможность реализации  своих торгово-экономических интересов  путем эффективного участия в  МТП при выработке новых правил  международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

 

Россия и ВТО

Переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации велись 18 лет, с 1993 года по 2011 год. Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года.

Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

- получение лучших условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

- доступ к международному механизму  разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного  климата для иностранных инвестиций

- расширение возможностей для  российских инвесторов в странах-членах  ВТО, в частности, в банковской  сфере;

- создание условий для повышения  качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате увеличения иностранных товаров, услуг и инвестиций на российском рынке;

- участие в разработке правил  международной торговли с учетом  своих национальных интересов;

- улучшение имиджа России в  мире как полноправного участника  международной торговли.

- Возможность вступления России  в ОЭСР (членство в ВТО - обязательное условие).

 

Процедура присоединения ко Всемирной торговой организации многопланова и состоит из нескольких этапов. Этот процесс занимает около 5-7 лет.

 

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО.

После этого начинаются консультации и переговоры об условиях. Эти консультации и переговоры, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО (по присоединению России на сентябрь 2008 года значилось 60 стран, при этом ЕС считается как одна страна).

Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки. А также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО. В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с процедурой результаты всех проведенных переговоров оформляются следующими официальными документами:

    • доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель готова принять на себя;
    • список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;
    • перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);
    • протокол о присоединении, юридически оформляющий достигнутые договоренности на двух - и многостороннем уровнях.

Одним из обязательных условий при присоединении новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат становится членом Всемирной торговой организации.

Непосредственной частью Протокола, которая и определяет условия, на которых Россия вступила в ВТО, являются Перечень обязательств по товарам и Перечень обязательств по услугам. Перечень обязательств по услугам содержит определенные ограничения по доступу иностранных лиц из членов ВТО на тот или иной российский рынок услуг (деловые, финансовые, транспортные услуги и т. д.).

Если же такие ограничения Россией не оговорены или если они оговорены в этом перечне, но не закреплены в российском праве, то согласно правилам ВТО должны будут действовать два принципа:

1) принцип «национального режима», то есть для иностранных лиц  будут действовать те же правила (часто-правовые, налоговые, процессуальные  и т. д.), что и для российских  лиц 

2) принцип «наиболее благоприятствуемой  нации», означающий, что если Россия  предоставит какой-то благоприятный  правовой режим для иностранных  лиц из одного члена ВТО (но  не для российских лиц), то он  должен автоматически действовать  и для иностранных лиц из  любого другого члена ВТО. Наиболее  существенные изменения правового  режима доступа и работы иностранных  лиц на российском рынке произошли  в сфере страховых, финансовых, телекоммуникационныхуслуг.

 

Уступки России при вступлении в ВТО

 

1) В 2010 году Россия пошла на значительные уступки в вопросах регулирования в своем сельском хозяйстве. Министр сельского хозяйства Елена Скрынник встречалась с представителями 20 государств, и объявила, что до 2012 года объем господдержки национального агропромышленного комплекса останется на прежнем уровне, а в 2013—2017 годах будет сокращен вдвое — с 9 млрд долларов в год до 4,4 млрд долларов.

2) В результате переговоров Россия согласилась дать зарубежным страховым компаниям возможность открывать прямые филиалы на территории страны. Однако Россия проявила настойчивость в вопросах неприкосновенности банковского сектора и не поддержала предложение американцев допустить на российский рынок прямые филиалы иностранных банков. Вместе с тем, российская сторона пошла на определенные уступки, повысив долю иностранного капитала с 25 % до 50 % и разрешив 100-процентную иностранную собственность на банки, брокерские и инвестиционные компании.

3) Россия согласилась на отмену авиасборов за транссибирские перелёты пассажирских самолётов иностранных авиаперевозчиков через свою территорию.

 

 

Перспективы

Согласно экспертным прогнозам, членство в ВТО обеспечит России ежегодный прирост ее ВВП на уровне 1,2 %, а по оценкам Всемирного банка — до 11 % ВВП в долгосрочной перспективе. Оно откроет российской продукции доступ к мировым рынкам, даст стране эффективный механизм взаимодействия с иностранными партнерами, повысит инвестиционную привлекательность российского бизнеса и гарантирует рост объемов внешней торговли.

Российские экспортеры получат равные права с другими участниками мирового рынка, отчего выиграют конкурентоспособные игроки, ориентированные на внешний рынок, в первую очередь — крупные экспортёры сталелитейной и сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений, зерна и древесины, нефтегазовая промышленность.

Членство в ВТО позволит российской продукции преодолеть торговые барьеры в виде пошлин, квот и ограничений, ежегодные издержки от которых в оцениваются в 2 млрд долларов.

 

Существуют 2 мнения мировых экспертов о ВТО. Первое говорит о том, что система ВТО уравнивает шансы для всех участников международного товарообмена, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, а также способствует укреплению международной стабильности.

Второе мнение мировых экспертов выражает критику в адрес системы ВТО. Заявленная цель ВТО - распространение идей и принципов свободной торговли и стимуляция экономического роста. Они считают, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвиняются в частичном несправедливом приоритете мультинациональным корпорациям  и богатым странам.

Критики полагают, что небольшие страны имеют очень малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель - помощь развивающимся странам, - развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах.

Спустя год членства России в ВТО в экспертных кругах по-прежнему нет согласия. Одни считают, что за этот период российская экономика не увидела не только пользы, но даже вред. Другие полагают, что членство в организации позволило России сделать первые шаги в преодолении сырьевой зависимости.

Наибольший ущерб, добавил Делягин, несет сельское хозяйство, в особенности свиноводство. Согласно оценкам эксперта, рентабельность новейших комплексов рухнула в три раза (с 29 до 10%). Наряду с этим личные подсобные хозяйства по всей стране становятся убыточными, подчеркнул экономист.

Между тем, директор Международного делового центра "Россия в ВТО" Роман Губенко считает, что от вступления в ВТО государство все же выиграло. По его словам, таким образом российская экономика получила шанс постепенно слезть с пресловутой нефтяной иглы.

"Власти  начали задумываться о том, как  изменить внешнеэкономическую политику  регионов, озаботились вопросами  снижения административных барьеров, бизнес также стал более открытым", - цитирует слова Губенко Deutsche Welle.

Кроме того, членство в ВТО, по его мнению, стимулирует компании к наращиванию своих конкурентных преимуществ.

 


Информация о работе Всемирно торговая организацяи