Встречная торговля в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Международная торговля является главной составной частью мировой хозяйственной системы. Экспортно-импортный товарооборот составляет большую часть всего международного обмена товарами и услугами. Современное мировое хозяйство немыслимо без осуществления всеми странами обмена на взаимовыгодной основе пищевыми продуктами, сырьем, товарами бытового назначения и промышленной продукцией.
Международная встречная торговля представляет собой систему торговых операций, осуществляемых на основе встречных обязательств участвующих сторон, предусмотренных контрактами или соглашениями по полному или частично сбалансированному товарообмену.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1 ВСТРЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ: ЗНАЧЕНИЕ, СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
5
2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВСТРЕЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
21
3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРАКТА ВСТРЕЧНОЙ ТОРГОВЛИ
28
4 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВСТРЕЧНОЙ ТОРГОВЛИ
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ВСТРЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ.docx

— 104.58 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1 ВСТРЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ: ЗНАЧЕНИЕ, СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ ТОРГОВЫХ  ОПЕРАЦИЙ

5

2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ВСТРЕЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ

21

3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  КОНТРАКТА ВСТРЕЧНОЙ ТОРГОВЛИ

28

4 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ВСТРЕЧНОЙ ТОРГОВЛИ

37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

41

ПРИЛОЖЕНИЯ

42


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Международная торговля является главной составной частью мировой  хозяйственной системы. Экспортно-импортный  товарооборот составляет большую часть  всего международного обмена товарами и услугами. Современное мировое  хозяйство немыслимо без осуществления  всеми странами обмена на взаимовыгодной основе пищевыми продуктами, сырьем, товарами бытового назначения и промышленной продукцией.

Международная встречная  торговля представляет собой систему  торговых операций, осуществляемых на основе встречных обязательств участвующих  сторон, предусмотренных контрактами  или соглашениями по полному или  частично сбалансированному товарообмену.

Продажа определенных видов  продукции выступает в качестве условия при приобретении другой продукции. Видами международной встречной  торговли являются товарообменные сделки на безвалютной основе, торговые компенсационные  сделки на денежной основе, промышленные компенсационные сделки, сделки типа «развитие - импорт». Преобладание того или иного вида международной  встречной торговли обусловлено  тенденциями развития национальных хозяйств, состоянием конъюнктуры мирового рынка, мировой экономикой в целом.

Международная встречная  торговля как форма мировой торговли получила ускоренное развитие в современный  период, прежде всего, ввиду усиления процесса интернационализации хозяйственной  жизни.

Во внешнеэкономических  отношениях России значимость международной  встречной торговли рассматривается  в контексте занимаемых позиций  страны в системе международного разделения труда, более полного  использования конкурентных преимуществ  в определенных секторах мирового рынка, приоритетов макроэкономической политики.

Целью курсовой работы является теоретико-методологическое исследование роли международной встречной торговли в мировой экономике, анализ роли разнообразных форм международной  встречной торговли.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

определить сущность международной  встречной торговли, её виды;

определить преимущества и недостатки форм встречной торговли.

Объектом исследования является: в широком смысле - мировая торговля, международная встречная торговля; в более узком смысле - внешняя  торговля, отдельные формы и виды компенсационной торговли.

Теоретической и методологической основой исследования послужили  работы отечественных авторов, касающиеся вопросов международной встречной  торговли, список которых приведен в перечне использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ВСТРЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ: ЗНАЧЕНИЕ, СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ  ТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

 

Международная встречная  торговля - внешнеторговые операции, при  осуществлении которых в единых документах (контрактах или соглашениях) фиксируются обязательства партнеров  по полному или частично сбалансированному  обмену товарами; торговые операции, условия  которых предусматривают встречные  обязательства продавцов закупить у покупателей товары на часть  или полную стоимость поставляемых товаров [7, с.622; 6, с.98].

Встречная торговля возникла в эпоху натурального обмена в  виде бартера, и в современной  отечественной и зарубежной литературе «классический» бартер принято называть «родоначальником» встречной торговли. Товары обменивались на другие товары с эквивалентным уровнем ликвидности  в равные промежутки времени. Таким  образом, уровень ликвидности товаров  и единовременность взаимообмена явились  главными факторами, обуславливающими появление встречной торговли. Бартер — частный случай встречной торговли и определяется как простейшая форма  встречной торговли; прямой международный  товарообмен.[29; с.126]

С появлением денежных отношений  наблюдается вытеснение компенсационных  форм встречной торговли классическими (денежными) методами (различные виды дистрибуции, франчайзинг, организация  производства за рубежом и т.д.). В  настоящее время ограничения  в использовании классических методов, наоборот, вынуждают к использованию  метода встречной торговли, что в  современных условиях бизнеса приводит к развитию данного класса сделок на качественно новом уровне.

Сущность международной  встречной торговли состоит в  то, что экспортно-импортные операции дополняются принятием партнерами встречных обязательств по поводу поставки (покупки) согласованных товаров  и услуг. Международная встречная  торговля является качественно новой  формой организации коммерческих операций, развитие которой отличается быстрыми темпами. Она способствует установлению эффективного, долгосрочного, взаимовыгодного  сотрудничества участников непосредственно  в сфере производства. В международном  товарообращении её часть составляет около 50%. [12; с.42-43]

Продажа соответствующих  видов товаров (услуг) является условием приобретения других товаров или  услуг. При встречной торговле объемы продаж в основном не равнозначны  по стоимости, а расчеты за продукцию  осуществляются в денежной форме полностью или в размере сальдо взаимных поставок.

Инициаторами встречной  торговли преимущественно выступают  импортеры, что позволяет им осуществлять закупки необходимой продукции  с полной или частичной оплатой  ее своей продукцией. Значение международной  встречной торговли особенно важно, если страны - импортеры не имеют  собственной свободно конвертируемой валюты. При этом страны-экспортеры соглашаются на данные условия с  целью увеличения объема реализации своей продукции, а полученную продукцию - вновь реализовать на внутреннем или внешнем рынках. В таких  операциях осуществляются отношения  субъектов: основной экспортер - основной импортер; встречный импортер - встречный  экспортер. Следует отметить, что  в качестве встречного импортера  или экспортера необязательно могут  выступать предприятия (фирмы), являющиеся основными участниками соглашения.

Встречная торговля возникла в эпоху натурального обмена в  виде бартера, и в современной  отечественной и зарубежной литературе «классический» бартер принято называть «родоначальником» встречной торговли. Товары обменивались на другие товары с эквивалентным уровнем ликвидности  в равные промежутки времени. Таким  образом, уровень ликвидности товаров  и единовременность взаимообмена явились  главными факторами, обуславливающими появление встречной торговли.

В условиях применения встречной  торговли классическая цепочка товарообмена, предложенная Марксом (Т — Д —  Т') превращается в упрощенную схему (Т — Т`), но с тем же экономическим  смыслом. Деньги представляют собой  промежуточное звено, не являющееся целью данного рода операций. Истинной же их целью является получение товара, который для покупателя, по разным субъективным причинам, обладает большей  ценностью, чем для продавца, т.е. происходит обмен одного товара на другой товар, ценность которого превышает  ценность обмениваемого. Таким образом, подтверждается полезность встречной  торговли для участников обмена, поскольку  в данном случае обмен происходит без оплаты услуг посредников. [19; с. 105]

В экономической реальности от встречной торговли также выигрывают хозяйствующие субъекты промышленно  развитых стран: благодаря заключению такого рода сделок они получают надежный доступ дешевым рынкам сырья и  рабочей силы, а также повышают надежность собственных прямых зарубежных инвестиций. Во всем широком диапазоне  использования сделок встречной торговли можно обнаружить их важную роль в прокладывании каналов дистрибуции в тех случаях, когда традиционные экспортно-импортные операции оказываются невозможными, затрудненными или обременительными. Кроме того, не следует забывать о демпфировании рисков международного бизнеса, которое также доступно методу встречной торговли (например, авансовые закупки).

Международная встречная  торговля получила широкое применение в международных сделках с  тем, чтобы избежать риска неплатежей, потерь при конвертировании валют, максимально эффективно использовать оборудование и транспортные средства, включить в торговые операции товаропроизводителей, испытывающих дефицит наличных денег, которых большинство. Для обслуживания встречной торговли возникают посреднические специализированные фирмы, при банках создаются специализированные отделы по финансированию встречной торговли.

В последнее время в  рамках внешнеторговых сделок покупатели все чаще требуют от поставщиков  купить у них товар для собственного использования или перепродажи.

Международная встречная  торговля на основе организационного и экономико-правового критериев  классифицируются на виды, каждый из которых  находит свое практическое применение в соответствии с поставленными  целями и задачами субъектов хозяйственной  деятельности и правительств разных стран.

Таким образом, международная  встречная торговля предусматривает  операции по реализации продукции на основе встречных обязательств экспортеров  закупить ее у импортеров с полной или частичной оплатой стоимости  экспорта.

Классификация видов международной  встречной торговли осуществляется на основе организационных и экономико-правовых признаков и приведена в Приложении А.

В современной классификации встречные торговые сделки – это такие сделки, при которых одна сторона поставляет товары, услуги, технологии или другие экономические ценности второй стороне, и одновременно закупает у нее согласованный объем товаров, услуг, технологий или других экономических ценностей.

Таким образом, суть встречных сделок заключается в полной или частичной  оплате импорта встречным экспортом. На долю встречной торговли приходится от 30 до 40% международного товарооборота. Встречные торговые сделки обладают такой отличительной чертой, как наличие связи между поставщиками в двух направлениях, так как заключение контракта на поставку в одном направлении обусловлено заключением контракта на поставку в обратном направлении.

Основные разновидности встречной торговли таковы:

  • бартер, когда предусматривается двусторонний обмен оговоренными товарами, при котором поставка товара в одном направлении полностью или частично заменяет денежный платёж за поставку товара в обратном направлении.
  • встречная закупка, при которой стороны в связи с заключением контракта на закупку в одном направлении подписывают соглашение о заключении контракта на продажу в обратном направлении. При этом товары, в рамках первой продажи не должны использоваться в производстве товаров, продаваемых в обмен на них.
  • обратная закупка, при которой одна из сторон поставляет производственное оборудование и стороны соглашаются, что поставщик оборудования или назначенное им лицо будет закупать продукцию, произведенную с помощью этого оборудования. При этом поставщик оборудования может поставлять также технологии, запчасти, материалы, а также производить обучение персонала.
  • Компенсационные сделки, которые, как правило, связаны с поставками дорогостоящих или технически сложных товаров и могут предусматривать также передачу технологий, упрощение доступа на конкретный рынок. Говоря о преимуществах и недостатках международных встречных сделок, необходимо учитывать разницу между интересами отдельных фирм и интересами государства в целом. С точки зрения конкретных фирм к преимуществам встречных сделок следует отнести возможность исследования новых рынков сбыта продукции и услуг. Западные фирмы часто используют встречные сделки для проникновения на рынки менее развитых стран: имеющих потребность в машинах и оборудовании, но имеющих валютные ограничения.

Преимущества заключаются в том, что:

  • у фирм появляется возможность преодолеть нетарифные барьеры и ограничения, что положительно отражается на конкурентоспособности фирм на конкретных рынках. В ряде случаев взаимный характер поставок может оказаться решающим фактором в продвижении экспортных товаров.
  • встречные торговые сделки особенно активизируются в периоды экономического застоя, так как трудности в получении кредита побуждают фирмы обращаться к бартеру как альтернативной форме обмена.
  • встречную торговлю часто используют развивающиеся государства, что связано в первую очередь с ухудшением условий их торговли. Практика показывает, что динамика бартерных операций увеличивается по мере падения спроса на конкретный экспортный товар. Развивающиеся страны для улучшения покупательной способности своего экспорта, выражаемой в определенном наборе необходимых импортных товаров, активно использует бартер. С другой стороны, некоторые страны, участвующие в картельных соглашениях, идут на более низкие экспортные цены по бартеру в целях сохранения согласованных справочных цен на высоком уровне.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что встречная торговля (особенно бартер) имеет целый ряд  негативных и экономически невыгодных характеристик и недостатков, как  с точки зрения фирм, участвующих  в сделке, так и интересов государств, а также международных экономических  организаций. С точки зрения экономической  эффективности нежелательно как  чрезмерное сужение этой сферы, так  и ее гипертрофированное расширение.

К наиболее существенным недостаткам относятся:

  • затруднения при заключении встречной сделки. В случаях, когда контракт заключается по настоянию одного из партнеров, у другой стороны часто возникают трудности в использовании или реализации получаемого встречного товара. В этом случае согласие партнера на товарообмен обусловлено в основном стремлением выйти на новые рынки сбыта своей продукции.
  • отсутствие у партнера собственной сети реализации встречного товара. В таком случае товар реализуется, как правило, через торговый дом, специализирующийся на бартерной торговле, и со значительной скидкой с цены. В конечном итоге, после длительной цепочки обменов товар, поставленный по бартеру, может создать нежелательную конкуренцию для собственных коммерческих поставок на уже отработанных рынках, тем самым сбивая цены. Этот феномен известен в международной практике как «эффект вытеснения» коммерческих продаж.
  • высокие издержки, связанные с исполнением сделки. Для товарообменных сделок требуется значительно более продолжительный период переговоров, так как многие фирмы не знают специфики товаров, которыми приходится обмениваться.
  • чрезмерное распространение бартерного способа обращения существенно снижает эффективность экономики. Действие цены как индикатора и инструмента балансировки спроса и предложения, перелива капитала и рабочей силы в условиях бартерной экономики сводится к нулю, что также снижает общеэкономическую эффективность использования всех видов ресурсов. Становится неизмеримой и цена труда, а количественное сопоставление труда на предприятиях, в отраслях и регионах оказывается затруднительным. Положительный эффект может быть достигнут при расширении практики использования крупномасштабных компенсационных соглашений, а также других форм международной встречной торговли.

Информация о работе Встречная торговля в Республике Беларусь